Создатели небесной музыки

Орган издавна называли королем музыкальных инструментов. Пожалуй, стоит поверить этому утверждению, поскольку своими размерами он действительно превосходит все остальные. Кроме того, благодаря разнообразию звучания и функций, которые орган исполняет во время богослужений в храмах, его не способен заменить ни один музыкальный инструмент. В предлагаемой статье речь идет о Бернацких – создателях небесной музыки, чьи органы звучат в костелах Беларуси и сегодня.  

Фирменные знаки Бернацких  на инструментах, созданных  в   мастерских  семьи

Фирменные знаки Бернацких на инструментах, созданных в мастерских семьи

В настоящее  время в Беларуси  насчитывается  около ста действующих органов. Самые старинные  инструменты датируются ХVII столетием. А вот органы, изготовленные в мастерских  семьи  Бернацких, начали появляться в белорусских костелах сравнительно недавно – в начале прошлого века. История  деятельности  этих  самобытных мастеров заслуживает отдельного внимания.
Фирма Бернацких возникла на территории Польши, в Мазовии, в середине  ХIХ столетия. Ее  основателем  был  Хьюго Эрнест  Бернацкий (1829 – 1884), который  создал  мастерскую по изготовлению  органов  в  городке  Осек  близ  Плоцка. Согласно семейной  традиции,  датой  основания  фирмы  считается 1848 год. Однако эта дата является маловероятной, если  принять  во внимание слишком юный возраст мастера, а также объявление,  выпущенное в 1897 году его сыном Домиником. В данном  объявлении  говорится  о 38-летней  деятельности  фирмы. То есть, основана  она  была, по всей  видимости, в 1859 или 1860 году.

Хьюго  Эрнест  Бернацкий погиб  в  результате  несчастного случая  при  строительстве  своего очередного органа. Фирму наследовал его четырнадцатилетний сын Доминик (1870 – 1928). Доминик  Бернацкий, который  проходил  практику у своего отца, а также у ведущих немецких органистов того времени, несмотря на молодость, проявил себя в качестве превосходного  предпринимателя.  В связи с возросшим спросом на органы  он построил в городе Добжинь  над  Вислой новую фабрику, для которой закупил оборудование в Германии. В начале  ХХ  века на фабрике трудились  80  работников. Это  было первое предприятие на территории Польши, производившее органы в промышленных объемах. Музыкальные инструменты, изготовленные фирмой Бернацкого, поставлялись, главным образом, в Польшу, Литву и Россию. Доминик даже получил почетное звание «Поставщик двора Его Императорского Величества».

Орган Бернацких в Фарном костеле  г. Гродно

Орган Бернацких в Фарном костеле г. Гродно

Примерно в 1902 году  Доминик купил мастерскую в  Плоцке и на несколько лет перенес фирму в этот город. Однако отсутствие перспектив и возможностей для дальнейшего развития фирмы вынудили его вернуться в Добжинь. В 1908 году в семейный бизнес включился младший брат Доминика – Вацлав Бернацкий (1878 – 1954), проходивший практику у знаменитого львовского органиста Яна Сливинского. Доминик доверил младшему брату управление филиалом своей фабрики в Вильно. С увеличением спроса на органы Бернацких Вацлав реорганизовал этот филиал в самостоятельную фабрику.

В 1912 году Доминик и Вацлав поделили отцовскую фирму. Старший брат перенес свое предприятие из Добжиня в город Влоцлавек, а младший построил еще одну фабрику в Варшаве. В 1920-х годах фирма Вацлава стала называться «Фабрика органов Вацлав Бернацкий. Варшава – Вильно».
Руководство виленской фабрикой Вацлав поручил своему племяннику Роману Трущинскому. Предприятие располагалось по адресу: Оранжерейный переулок, 3. По данным исследователей, на виленской фабрике было изготовлено более 500 органов, которые были отправлены в различные европейские страны. Среди этих инструментов следует выделить 15 органов, помещенных в старинных виленских храмах, – Кафедральном костеле, костеле св. Николая, гарнизонном храме, каплицах Божьей Матери Остробрамской, св. Казимира и других.

Орган Вацлава Бернацкого в костеле Успения Пресвятой Девы Марии в г. Дятлово,Гродненская область

Орган Вацлава Бернацкого в костеле Успения Пресвятой Девы Марии в г. Дятлово,Гродненская область

Что касается фабрики во Влоцлавке, то в 1928 году, после смерти Доминика Бернацкого, управлять ею стали сыновья покойного: Доминик II и Вацлав II, которые первоначально сотрудничали с варшавской фабрикой, но впоследствии отказались от совместной работы с дядей.
Во время мирового экономического кризиса братья понесли убытки и вынуждены были прекратить деятельность. В 1934 году зять их отца Стефан Трущинский выкупил у Бернацких фабрику во Влоцлавке и сам стал создавать органы.

Начавшаяся в 1939 году Вторая мировая война самым негативным образом сказалась на работе фирмы Вацлава-старшего. Во время боевых действий было уничтожено оборудование его варшавской фабрики. После войны Бернацкий попробовал возродить фирму, а также основал мастерскую в Кракове. После смерти Вацлава Бернацкого фирму наследовала его дочь Ванда. Окончательно свою деятельность фирма прекратила только в 1990-х годах.
По словам кс. Вальдемара Капця, в период между первой и второй мировыми войнами Бернацкие строили инструменты с так называемой романтической диспозицией. Заказчикам при этом предлагались определенные схемы диспозиции. Недоброжелатели часто ставили в вину Бернацким слишком «тяжелое» звучание инструментов. Однако к подобным обвинениям следует относиться критически, поскольку органы Бернацких создавались в соответствии с эстетическими вкусами того времени, когда орган рассматривался как «сентиментальный оркестр с клавишами».

Орган в костеле св. Иоанна Крестителя в д. Волпа Волковыского района.

Орган в костеле св. Иоанна Крестителя в д. Волпа Волковыского района.

Как уже было сказано, на заре ХХ столетия инструменты, изготовленные в мастерских Бернацких, стали появляться в храмах, расположенных на территории Беларуси.
Одним из самых известных, сохранившихся до нашего времени,  является орган, изготовленный в 1937 году фирмой «Вацлав Бернацкий. Варшава – Вильно» для Фары Витовта в Гродно. Но инструмент играл в этом храме недолго: спустя два года, с приходом советской власти, костел закрыли. Кто знает, какой была бы судьба органа, если бы во время Второй мировой войны его не перенесли в костел св. Франциска Ксаверия, ныне Фарный. Дело в том, что Фара Витовта, которая была первым пристанищем инструмента, была в 1961 году взорвана по приказу советских властей, а орган до сегодняшнего дня продолжает радовать своей музыкой прихожан. По звучанию данный инструмент романтический, имеет три мануала.
Еще один орган, построенный на фабрике Бернацких, находится сейчас в крупнейшем в Беларуси  деревянном католическом  храме – костеле  св. Иоанна  Крестителя  в  д. Волпа Волковысского  района.  Инструмент  был установлен там в начале ХХ века.
Орган, созданный фирмой Вацлава Бернацкого, есть также в костеле Успения Пресвятой Девы Марии в г. Дятлово. Инструмент  был  установлен  примерно в 1915 году, хотя некоторые прихожане говорят, что он гораздо старше. Сейчас на этом органе играют во время утренних служб.

Орган в приходе Матери Божьей Королевы Польши в м. Белжец (Польша).

Орган в приходе Матери Божьей Королевы Польши в м. Белжец (Польша).

В заключение нужно сказать, что, несмотря на критические замечания современников, деятельность Бернацких стала «шагом  вперед» в строительстве органов на территории Восточной Европы. Фирмы Бернацких успешно выдерживали конкуренцию даже с немецкими и французскими производителями, а инструменты, изготовленные в мастерских этой семьи, сейчас являются  ценными историческими  памятниками.

Дмитрий ЗАГАЦКИЙ,
магистр исторических наук.
Снимки автора, а также c  
www. radzima.org и других сайтов.


Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий