Орган издавна называли королем музыкальных инструментов. Пожалуй, стоит поверить этому утверждению, поскольку своими размерами он действительно превосходит все остальные. Кроме того, благодаря разнообразию звучания и функций, которые орган исполняет во время богослужений в храмах, его не способен заменить ни один музыкальный инструмент. В предлагаемой статье речь идет о Бернацких – создателях небесной музыки, чьи органы звучат в костелах Беларуси и сегодня.
В настоящее время в Беларуси насчитывается около ста действующих органов. Самые старинные инструменты датируются ХVII столетием. А вот органы, изготовленные в мастерских семьи Бернацких, начали появляться в белорусских костелах сравнительно недавно – в начале прошлого века. История деятельности этих самобытных мастеров заслуживает отдельного внимания.
Фирма Бернацких возникла на территории Польши, в Мазовии, в середине ХIХ столетия. Ее основателем был Хьюго Эрнест Бернацкий (1829 – 1884), который создал мастерскую по изготовлению органов в городке Осек близ Плоцка. Согласно семейной традиции, датой основания фирмы считается 1848 год. Однако эта дата является маловероятной, если принять во внимание слишком юный возраст мастера, а также объявление, выпущенное в 1897 году его сыном Домиником. В данном объявлении говорится о 38-летней деятельности фирмы. То есть, основана она была, по всей видимости, в 1859 или 1860 году.
Хьюго Эрнест Бернацкий погиб в результате несчастного случая при строительстве своего очередного органа. Фирму наследовал его четырнадцатилетний сын Доминик (1870 – 1928). Доминик Бернацкий, который проходил практику у своего отца, а также у ведущих немецких органистов того времени, несмотря на молодость, проявил себя в качестве превосходного предпринимателя. В связи с возросшим спросом на органы он построил в городе Добжинь над Вислой новую фабрику, для которой закупил оборудование в Германии. В начале ХХ века на фабрике трудились 80 работников. Это было первое предприятие на территории Польши, производившее органы в промышленных объемах. Музыкальные инструменты, изготовленные фирмой Бернацкого, поставлялись, главным образом, в Польшу, Литву и Россию. Доминик даже получил почетное звание «Поставщик двора Его Императорского Величества».
Примерно в 1902 году Доминик купил мастерскую в Плоцке и на несколько лет перенес фирму в этот город. Однако отсутствие перспектив и возможностей для дальнейшего развития фирмы вынудили его вернуться в Добжинь. В 1908 году в семейный бизнес включился младший брат Доминика – Вацлав Бернацкий (1878 – 1954), проходивший практику у знаменитого львовского органиста Яна Сливинского. Доминик доверил младшему брату управление филиалом своей фабрики в Вильно. С увеличением спроса на органы Бернацких Вацлав реорганизовал этот филиал в самостоятельную фабрику.
В 1912 году Доминик и Вацлав поделили отцовскую фирму. Старший брат перенес свое предприятие из Добжиня в город Влоцлавек, а младший построил еще одну фабрику в Варшаве. В 1920-х годах фирма Вацлава стала называться «Фабрика органов Вацлав Бернацкий. Варшава – Вильно».
Руководство виленской фабрикой Вацлав поручил своему племяннику Роману Трущинскому. Предприятие располагалось по адресу: Оранжерейный переулок, 3. По данным исследователей, на виленской фабрике было изготовлено более 500 органов, которые были отправлены в различные европейские страны. Среди этих инструментов следует выделить 15 органов, помещенных в старинных виленских храмах, – Кафедральном костеле, костеле св. Николая, гарнизонном храме, каплицах Божьей Матери Остробрамской, св. Казимира и других.
Что касается фабрики во Влоцлавке, то в 1928 году, после смерти Доминика Бернацкого, управлять ею стали сыновья покойного: Доминик II и Вацлав II, которые первоначально сотрудничали с варшавской фабрикой, но впоследствии отказались от совместной работы с дядей.
Во время мирового экономического кризиса братья понесли убытки и вынуждены были прекратить деятельность. В 1934 году зять их отца Стефан Трущинский выкупил у Бернацких фабрику во Влоцлавке и сам стал создавать органы.
Начавшаяся в 1939 году Вторая мировая война самым негативным образом сказалась на работе фирмы Вацлава-старшего. Во время боевых действий было уничтожено оборудование его варшавской фабрики. После войны Бернацкий попробовал возродить фирму, а также основал мастерскую в Кракове. После смерти Вацлава Бернацкого фирму наследовала его дочь Ванда. Окончательно свою деятельность фирма прекратила только в 1990-х годах.
По словам кс. Вальдемара Капця, в период между первой и второй мировыми войнами Бернацкие строили инструменты с так называемой романтической диспозицией. Заказчикам при этом предлагались определенные схемы диспозиции. Недоброжелатели часто ставили в вину Бернацким слишком «тяжелое» звучание инструментов. Однако к подобным обвинениям следует относиться критически, поскольку органы Бернацких создавались в соответствии с эстетическими вкусами того времени, когда орган рассматривался как «сентиментальный оркестр с клавишами».
Как уже было сказано, на заре ХХ столетия инструменты, изготовленные в мастерских Бернацких, стали появляться в храмах, расположенных на территории Беларуси.
Одним из самых известных, сохранившихся до нашего времени, является орган, изготовленный в 1937 году фирмой «Вацлав Бернацкий. Варшава – Вильно» для Фары Витовта в Гродно. Но инструмент играл в этом храме недолго: спустя два года, с приходом советской власти, костел закрыли. Кто знает, какой была бы судьба органа, если бы во время Второй мировой войны его не перенесли в костел св. Франциска Ксаверия, ныне Фарный. Дело в том, что Фара Витовта, которая была первым пристанищем инструмента, была в 1961 году взорвана по приказу советских властей, а орган до сегодняшнего дня продолжает радовать своей музыкой прихожан. По звучанию данный инструмент романтический, имеет три мануала.
Еще один орган, построенный на фабрике Бернацких, находится сейчас в крупнейшем в Беларуси деревянном католическом храме – костеле св. Иоанна Крестителя в д. Волпа Волковысского района. Инструмент был установлен там в начале ХХ века.
Орган, созданный фирмой Вацлава Бернацкого, есть также в костеле Успения Пресвятой Девы Марии в г. Дятлово. Инструмент был установлен примерно в 1915 году, хотя некоторые прихожане говорят, что он гораздо старше. Сейчас на этом органе играют во время утренних служб.
В заключение нужно сказать, что, несмотря на критические замечания современников, деятельность Бернацких стала «шагом вперед» в строительстве органов на территории Восточной Европы. Фирмы Бернацких успешно выдерживали конкуренцию даже с немецкими и французскими производителями, а инструменты, изготовленные в мастерских этой семьи, сейчас являются ценными историческими памятниками.
Дмитрий ЗАГАЦКИЙ,
магистр исторических наук.
Снимки автора, а также c
www. radzima.org и других сайтов.