«Бескорыстный дар органов после смерти законен и может быть похвальным». (ККЦ, 2301)
Увы, ни один человек не застрахован от болезней или увечий, которые могут привести к необходимости использования донорских органов. И трансплантация, как утверждают специалисты, часто оказывается единственным шансом сохранения жизни человеку. Но шанс этот есть, если есть донорский орган, а отношение к донорству у разных людей – разное. Какова же позиция Католической Церкви? Об этом – статья кс. Андрея Лысого, SCHr.
Говоря о позиции Католической Церкви по отношению к пересадке органов, следует обратить внимание на следующие общие принципы:
· защита жизни донора и получателя;
· защита идентичности личности;
· информированное согласие.
Церковь учит, что ни у кого нет обязанности даровать свои органы или ткани, никто также не должен иметь правовых требований или претензии к органам другого человека – живого или мёртвого. Единственно уместной формой донорства органов является форма свободного дара. Церковь однозначно предупреждает о злоупотреблениях, которыми могут быть коммерциализация человеческого организма или торговля органами.
Следует сказать о нравственных требованиях, которые охраняют права получателя:
· терапевтический характер пересадки (т.е. только для лечения, не для улучшения организма);
· пересадка является единственной возможностью, чтобы спасти жизнь пациента, после исчерпания иных, более простых и надежных способов;
· риск, связанный с пересадкой органов, является пропорциональным по отношению к ожидаемым результатам;
· необходимы сознательное согласие донора или его представителя, а также гарантия права отказа от операции и изъятия ранее данного согласия.
Церковь учит, что нельзя имплантировать мозг и половые железы, которые являются гарантией идентичности личности и его способности к деторождению. К этому можно добавить целостность кожи лица и целостность кожи, с которой снимаются отпечатки пальцев и других внешних и второстепенных признаков, по которым происходит идентификация человека.
Определяя этические требования, которые охраняют права донора, надо различить пересадку органов от живого и мёртвого донора. От живого донора можно трансплантировать только парные органы (почка), части органов (печени, лёгкого), ткани. ККЦ, 2296 учит, что пересадка недопустима, если вследствие её может произойти устойчивая инвалидность, смерть, и без четкого согласия донора. Вивисекция (живосечение) морально абсолютно недопустима.
Рассматривая проблему эксплантации органов от умершего, следует подчеркнуть несколько этических норм, которыми руководствуется Церковь в своём учении. Основополагающим является принцип, который можно сформулировать так: недопустимым является ожидание смерти кого-либо или замены «жизнь на жизнь», в аспекте убийства одного человека, чтобы спасти другого. Основой возможности пересадки органов от умершего является оптимальное лечение каждого человека до момента несомненной смерти. Как только констатировано состояние «биологической смерти» как «мозговой смерти», считается возможным производить взятие органов, которые продолжают быть жизнеспособными только потому, что стимулируются с помощью приборов. Для того, чтобы быть уверенным, что прекращение жизни не временное, а действительно необратимое, требуется определённый период времени, который уточняют современная наука и закон.
Относительно информированного согласия на пересадку органов особую полемику вызывает коллизия двух важных моральных обязанностей. С одной стороны – обеспечение права свободы распоряжения собственным телом (также посмертно), с другой – фундаментальная человеческая солидарность, обязывающая спасать жизнь больного человека при помощи посмертного донорства органов.
В случае живого человека донорство является возможным только при выразительном согласии донора или правового попечителя. В случае умершего существуют два способа решения проблемы согласия – согласие официальное (выраженное) и согласие предполагаемое (нет протеста). Надо заметить, что в случае официального согласия родственники и близкие не имеют права посмертно менять волю умершего, выраженную в намерении отдать органы. Католическая этика идет по линии выражения официального согласия. Разновидностью формального согласия может быть согласие расширенное, когда его получают от родственников потенциального донора, за неимением выраженного предсмертного заявления. В этом случае родственники должны воспроизвести предполагаемую волю близкого, при этом не высказывая своих собственных убеждений или эмоциональных отношений к пересадке органов.
Эксплантация должна уважать достоинство умершего и не должна обижать чувств его близких. Согласно этическим правилам, эксплантацию нельзя подразумевать как осквернение тела и нарушение религиозных принципов спокойствия усопших. Перед передачей органов близкие должны иметь возможность попрощаться с телом умершего, после пересадки врачи должны передать тело близким в, соответственно, «эстетической» форме с целью его погребения.
Кс. Андрей Лысый, SCHr