Фома
Святой апостол Фома вошел в историю как Фома неверующий благодаря хорошо известному событию, описанному в Евангелии от Иоанна. Когда вечером дня своего Воскресения Господь явился своим ученикам, Фомы не было с ними. Трудно сказать, что было причиной его отсутствия. Скорее всего, Фома более, чем другие апостолы, переживал из-за своего бегства из Гефсиманского сада и не мог простить себе малодушия. Каковы бы ни были причины его отсутствия, результат был один: он не имел возможности стать свидетелем Воскресения и долгие семь дней пребывал в мучительных сомнениях. Несмотря на все предсказания Христа о том, что Он воскреснет, Его последнее и самое великое чудо казалось Фоме невозможным: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Лишь на восьмой день, наконец, сам Христос положил конец всем сомнениям Фомы. Самый большой скептик из числа апостолов получил возможность убедиться в истинности рассказов своих собратьев (Ин 20,26-28). Более того, он удостоился великой чести прикоснуться к ранам Воскресшего Иисуса, о чем другие апостолы даже мечтать не могли. «Господь мой и Бог мой!» – эти слова потрясенного апостола отдаются эхом в устах всех христиан по сей день.
Эта сцена вдохновила многих художников и иконописцев, ведь на самом деле образ сомневающегося апостола близок и понятен каждому человеку. Все рано или поздно проходят через «ночь веры», когда то, что казалось простым и понятным, в какой-то момент становится далеким и непостижимым. Фома три года постоянно видел Иисуса, знал, кем Он является, был готов умереть вместе с Ним (Ин 11,16) – кажется, какие еще могут быть сомнения? Но тайна Богочеловека в самом деле слишком велика, чтобы ее понять только человеческими силами. Слишком велико было и искушение после ужасной и позорной смерти на кресте видеть в Иисусе из Назарета всего лишь человека – пусть самого лучшего и совершенного, но человека. Чтобы увидеть в Нем Бога – нужна особенная благодать, и именно ее дает Воскресший своему ученику, отмечая, что еще труднее будет поверить в эту тайну тем, кто не имел возможности видеть Его своими глазами.
Но, как говорил Папа Григорий Великий, нашей вере больше помогает неверие Фомы, чем вера апостолов. В самом деле, апостол Фома – единственный в Евангелиях прямо называет Христа Богом, и это очень важно для нас сегодня. Его сомнения закончились, он дождался, он поверил, а значит, мы тоже сможем пройти этот путь – от скептицизма и сомнений к полноте веры, что особенно актуально в Год веры, который мы сейчас переживаем.
Что же мы знаем об этом апостоле? В Евангелиях имеется всего несколько упоминаний о нем. Имя Фома по-арамейски – значит «близнец». Как говорит Предание, так его называли из-за того, что он был очень похож на самого Иисуса. До своего призвания, скорее всего, как и большинство апостолов, он был рыбаком на Галилейском озере. Подтверждением этой гипотезы может быть факт, что после возвращения в Галилею после Воскресения Христа он участвовал в рыбной ловле вместе с другими апостолами-рыбаками (Ин 21,2).
По своему характеру был он человеком решительным и открытым, имеющим пытливый ум и собственное мнение, которое он не боялся высказывать. Загадочные слова Иисуса об обителях в доме Отца и о том, что Он идет приготовить место для учеников (Ин 14,1-5), наверняка были непонятны для всех апостолов, но только Фома не стесняется уточнить у Иисуса, куда именно Он идет. Ответом становятся знаменитые слова Христа: «Я есть путь, истина и жизнь…». Ярче всего смелость Фомы проявилась как раз в его противостоянии утверждениям всех апостолов о том, что они видели Воскресшего Спасителя. Именно так проявилась его смелость и настойчивость, а не просто упрямство. Этим он чем-то напоминает страдающего Иова: «Я не понимаю, что происходит, объясните мне, что я делаю не так».
Личность апостола Фомы была очень важна и интересна для первых христиан, поэтому в первые века возник целый ряд апокрифов, посвященных ему. Один из них, «Деяния апостола Фомы», рассказывает о том, как апостолы в Иерусалиме бросали жребий, в какую страну им следует отправиться с проповедью Евангелия. Фоме выпал жребий проповедовать в Индии. Согласно апокрифу, Фома отправился туда в качестве плотника для того, чтобы участвовать в строительстве дворца для индийского царя, но вместо стройки апостол начал обращать в христианство язычников. Так было положено начало индийской церкви, которая существует до сих пор. Многие Отцы Церкви также упоминают о том, что апостол Фома трудился на ниве Господней именно в Индии.
Согласно преданию индийских христиан, святой апостол Фома высадился на Малабарском побережье на Юго-Западе Индии (современный штат Керала) в 52 году. Он проповедовал Евангелие среди евреев, живших в диаспоре, основал среди индийцев семь церквей и принял мученическую кончину около 72 года. Теперь на месте его смерти построен кафедральный собор, а индийские христиане, которых на данный момент более 20 миллионов, относятся к апостолу Фоме с глубочайшим почитанием.
Многие ученые исследователи считают, что христианство распространилось в Индии задолго до христианизации многих стран Западной и Восточной Европы, и в этом, несомненно, значительная заслуга принадлежит святому апостолу Фоме.
Владислав ВОЛОХОВИЧ,
кандидат богословия, директор фонда
«Открытые сердца».
г. Могилёв