Филипп
Апостол Филипп был рыбаком, родом из Вифсаиды, города Андрея и Петра, находившегося на северо-восточном берегу Генисаретского озера. Имя Филипп – греческое, оно означает «любитель лошадей» и было достаточно распространенным у евреев, живших в непосредственной близости к язычникам-эллинистам. В Деяниях апостолов мы также читаем о другом Филиппе, одном из семи диаконов, окрестившем первого язычника (Деян 8,26-40). Об апостоле же Филиппе больше всего мы узнаем из Евангелия от Иоанна.
Апостол был призван возле Иордана, где крестил Иоанн Креститель. После того, как учениками Иисуса стали Иоанн, Андрей и Петр, Учитель решает идти в Галилею (Ин 1,43). И именно в этот момент он призывает Филиппа, который был родом из Галилеи, как и его друзья. Возможно, именно кто-то из первых учеников рассказал Иисусу об их односельчанине, который вместе с ними пришел креститься к Иордану.
Филипп уже с самого начала предстает перед нами как человек, открытый на Благую Весть и ожидающий прихода Мессии. Серьезность его характера и его намерений подтверждает и факт, что он отправился в околицы Мертвого моря, находившиеся далеко от его родных мест, чтобы слушать проповедь Иоанна Крестителя. Некоторые исследователи утверждают, что Филипп мог даже быть учеником Предтечи.
Эта открытость Филиппа проявляется в том, что он сразу же после своего призвания приводит к Иисусу еще одного галилеянина, Нафанаила. В тот момент, когда он объясняет Нафанаилу, кто такой Иисус, мы понимаем, что Филипп не просто ожидал прихода Мессии, а изучал связанные с Его приходом тексты Святого Писания. Он знал, что о Христе говорят закон и пророки, а значит, его ожидание не было пассивным, он был открыт на приход Спасителя.
Следующий раз мы слышим о Филиппе в сцене размножения хлебов (Ин 6,1-15), когда Иисус спрашивает у него, каким образом можно накормить то множество народа, которое пришло слушать Учителя. Судя по всему, это чудо произошло в околицах Вифсаиды, в пустынном месте, которое упоминают евангелисты Марк и Лука (Мк 6,31, Лк 9,10). Иисус не случайно спрашивает именно Филиппа, испытывая его. Ведь в родных местах апостол наверняка чувствовал себя хозяином, уверенным в себе и знающим, как решить ту или иную проблему. Но в этом случае речь идет о том, чтобы накормить более пяти тысяч человек, и Филипп лишь бессильно разводит руками, говоря о том, что двести динариев, сумма, бывшая в распоряжении апостолов, слишком мала для того, чтобы купить хлеб для этой огромной толпы.
Апостол Филипп оказывается в роли обескураженного хозяина, который не может накормить гостей своими силами, хоть сумма в двести динариев была достаточно внушительной. Его образ должен быть близок всем христианам, которые сомневаются в Божьем Провидении, либо на личном опыте не испытали действия Божьей любви, пытаясь все всегда объяснить логически. Ему на помощь приходит апостол Андрей, нашедший мальчика с пятью хлебами и двумя рыбками. Андрей в данном случае – это образец человека, осознающего собственную ограниченность, с доверием представляющего Богу свои скромные силы и просящего о чуде.
Как уже было отмечено, апостол Филипп происходил из среды, имевшей тесные связи с греческой культурой, по-видимому, он знал греческий язык лучше других апостолов. Поэтому греки, обратившиеся в иудаизм, обращаются именно к Филиппу, чтобы он представил их Иисусу (Ин 12, 20 -22). Снова Филиппу на помощь приходит Андрей, и они вдвоем передают Учителю просьбу греков. В ответ они слышат неожиданные и загадочные слова о том, что пришел час прославиться Сыну Человеческому. Пшеничное зерно, умерев, должно принести много плода: именно таким образом Спаситель обращает внимание на историчность этого момента, когда представители греческой цивилизации, а в ее лице и всей Европы, захотели увидеть Иисуса.
История подтвердила это пророчество. Именно прозелиты, то есть обратившиеся в иудаизм греки, принесли много плода для Царства Божьего, став носителями евангельских идей по всей Римской империи. Поэтому важной является и роль апостола Филиппа, кому выпала честь первым привести греков к Христу.
Греческая культура и философия отличаются упорядоченностью и логичностью. Возможно, именно поэтому связанный с ней апостол Филипп постоянно имел проблемы с тем, что выходило за рамки логики. Так было в случае размножения хлебов, так же было и в ситуации, когда Филипп просит Иисуса показать им Отца (Ин 14,8). Эта просьба является зовом о помощи запутавшегося разума, который окончательно теряет знакомые ориентиры. Иисус говорит загадочные слова о том, что Он является Путем, Истиной и Жизнью, именно через Него ученики должны приходить к Отцу, которого они уже знают и видели. Тут приоткрывается тайна Святой Троицы, которая, несомненно, была не до конца понятна ученикам, от имени которых и говорит Филипп. В ответ на его просьбу Иисус рассказывает апостолам о том, что Он пребывает в Отце, а Отец в Нем, но понять это можно будет только после того, как будет дан Утешитель, Святой Дух.
Согласно традиции, после Пятидесятницы апостол провозглашал Благую Весть в Малой Азии и Греции. Некоторые источники говорят о том, что он понес мученическую смерть, будучи распят на кресте вниз головой. Евсевий Кесарийский пишет о том, что апостол Филипп был похоронен в Иераполе Фригийском, вместе со своими дочерями.
Интересно, что совсем недавно, в июле 2011 года, в Турции недалеко от города Денизлипри при раскопках древнего Иераполя была обнаружена могила апостола Филиппа. Устройство захоронения, а также надписи на стенах не оставляют сомнений в том, что там покоится прах Филиппа, одного из двенадцати апостолов Иисуса Христа.
Владислав ВОЛОХОВИЧ,
кандидат богословия, директор фонда
«Открытые сердца».
г. Могилёв