Святые Апостолы

Варфоломей

Хосе де Рибера (1591 – 1652). "Святой Варфоломей"

Хосе де Рибера (1591 – 1652). «Святой Варфоломей»

Апостолы Варфоломей и Нафанаил скорее всего одно и то же лицо. Евангелисты Матфей, Марк и Лука упоминают о Варфоломее среди апостолов; он упоминается шестым по очереди после Петра, Андрея, Иакова, Иоанна и Филиппа, причем в этих Евангелиях ни слова не говорится о Нафанаиле. Наоборот, в Евангелии от Иоанна мы вообще ни разу не услышим  о Варфоломее, хотя Нафанаил оказывается включенным в число апостолов, так как его призвание описывается в одном ряду с Андреем, Иоанном, Петром и Филиппом. Евангелист Иоанн рассказывает, что Нафанаила к Иисусу привел Филипп. Также и Варфоломея евангелисты в списках Двенадцати упоминают всегда вместе с Филиппом (Мф 10,3; Мк 3,18; Лк 6,14), из чего следует, что они были как-то связаны. Большинство современных исследователей Библии согласны с многочисленными свидетельствами святоотеческой традиции о том, что апостол Нафанаил имел второе имя – Варфоломей. Фактически Варфоломей  – это отчество, потому что означает по-арамейски «Сын Толмая».  Есть предположения, что Толмай – это искаженное греческое имя Птолемей, очень распространенное в то время.
Само же Нафанаил (евр. Натанаэль) имеет сокращенные формы Нат и Натан и означает по-еврейски «дар Бога». Вероятно, такое имя было выбрано родителями Нафанаила, чтобы выразить благодарность Богу за его рождение. Аналогами этого имени в греческом языке являются имена Теодор (Федор) и Дорофей, в славянских языках – Богдан.
Нафанаил-Варфоломей был родом из Каны Галилейской (Ин 21,2), то есть был галилеянином, как и большинство апостолов. Вполне возможно, что и на свадьбу в Кану Галилейскую Иисус отправился благодаря тому, что Нафанаил стал Его учеником.
Сцена призвания Нафанаила – это очень интересная зарисовка израильских нравов (Ин 1,45-51). На восторженное заявление Филиппа о том, что он встретился с Иисусом из Назарета, Мессией, о котором писали Моисей и пророки, Нафанаил реагирует очень скептически. Что может быть хорошего из Назарета – в этом вопросе, ставшем пословицей, выражен весь характер будущего апостола. Он, как и большинство евреев, даже представить себе не мог, что долгожданный Мессия, спаситель избранного народа, будет родом из такого захолустья. В то время Назарет был небольшим поселением на холме, и Нафанаил воспринимал его как просто одну из соседних деревень, совершенно не пригодную для того, чтобы стать родиной наиболее славного потомка Давида. Тем не менее, Нафанаил имеет добрую волю, он следует совету Филиппа пойти и посмотреть, чтобы самому убедиться.

Камило, Франсиско (1615 – 1673). "Мученичество святого Варфоломея".

Камило, Франсиско (1615 – 1673). «Мученичество святого Варфоломея».

Иисус видит добрую волю Нафанаила и называет его подлинным израильтянином, в котором нет лукавства. Между ними происходит загадочный диалог: Нафанаил спрашивает у Иисуса, откуда Он знает его, а Иисус говорит о том, что видел его под смоковницей. И именно эти слова открывают глаза Нафанаилу, и он торжественно исповедует  веру: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Что же такое произошло под смоковницей, раз Нафанаил так живо прореагировал на слова Иисуса? Мы можем только предполагать.
Согласно одной версии, видеть кого-то под смоковницей – значит знать кого-то с детства. Смоковница, или инжир – это очень распространенное в Израиле плодовое дерево с крупными листьями, в прохладной тени которого матери оставляли младенцев спать или любили в жаркие дни. Поэтому, как говорят некоторые исследователи, в семитской культуре эти слова означали приблизительно то же самое, как мы говорим сейчас: я помню, как ты еще под стол пешком ходил. Вполне возможно, что Иисус знал Нафанаила с детства, ведь Галилея была совсем небольшим регионом, а родственные  и дружеские связи в те времена были гораздо более тесными, чем теперь. Но все же, по-видимому, Иисус имел в виду другое, более важное и таинственное событие, которое произошло под смоковницей, о чем знал только Нафанаил  и Господь Бог.
Большинство исследователей склоняются к тому, что в тени смоковницы Нафанаил изучал Святое Писание и размышлял над тайной Мессии. Возможно, он пришел там к важному выводу или получил какое-то откровение от Бога, о чем Иисус напомнил ему. Текст Евангелия от Иоанна дает даже намек на библейский текст, над которым мог размышлять Нафанаил. Иисус говорит: «истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин 1,51). Эти слова относятся к тексту книги Бытие о сне Иакова в Вефиле (Быт 28,10-22).  Патриарх, родоначальник всего Израиля (первый истинный израильтянин, если так можно выразиться) видел в своем сне лестницу, ведущую на небо, по которой восходили и нисходили ангелы Божии. Иисус относит эти слова к себе, и это становится своего рода озарением, духовным прорывом для Нафанаила. Он признает в Иисусе долгожданного Мессию – истинного Сына Божия и Царя Израиля и становится Его учеником.
Из  Предания мы знаем, что после Пятидесятницы апостол Нафанаил-Варфоломей вместе с Филиппом проповедовал в городах Малой Азии, особенно Иераполе. Евсевий  Кесарийский пи-шет о том, что христианам в Индии текст Евангелия от Матфея принес именно апостол Варфоломей. Мученическую кончину Нафанаил-Варфоломей понес в Армении, где по приказу брата короля с него содрали кожу. Мощи апостола находятся в базилике Святого Варфоломея в Риме, где во времена  язычества  находилась  больница. В связи с этим имя апостола Варфоломея на протяжении  веков было связано с больницами и медициной.
Память апостола Варфоломея Католическая Церковь отмечает 24 августа. В 1572 году в ночь на 24 августа в Париже началась массовая резня, во время которой католики убили более 30 тысяч протестантов-гугенотов. Это жуткое и позорное событие  вошло  в историю  под названием Варфоломеевской ночи. Конечно же, к апостолу Нафанаилу-Варфоломею это событие не имеет никакого отношения,  если  не  считать  совпадения даты.

Владислав ВОЛОХОВИЧ,
кандидат  богословия, директор  фонда
«Открытые  сердца».
г. Могилёв


Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий