СВЯТЫЕ АПОСТОЛЫ

Иаков Алфеев

Жорж де Латур (1593 – 1652). "Апостол Иаков Алфеев"

Жорж де Латур (1593 – 1652).
«Апостол Иаков Алфеев»

Мы знаем о том, что среди двенадцати апостолов было два Иакова, что неудивительно, ведь это имя было очень распространенным у евреев. Народ избранный происходит от двенадцати сыновей патриарха Иакова, получившего от Бога второе имя – Израиль.  Апостол Иаков, сын Зеведея, был братом Иоанна Богослова, традиционно его называют Старшим. А вот насчет того, кем был Иаков Младший, или Меньший (Мк 15,40), исследователи не пришли к единому мнению. Новый Завет дает о нем разные сведения, которые не всегда удается легко согласовать.
Апостола упоминают   евангелисты Матфей, Марк и Лука в списках Двенадцати, где он всегда  называется  Иаковом Алфеевым, то есть  его  отцом был Алфей. Также в евангелиях упоминается его мать, Мария, которая была одной  из женщин-мироносиц, ставших пасхальным  утром  первыми свидетелями Воскресения. Евангелист Иоанн ничего не говорит о Марии Алфеевой, но упоминает о том, что Мария Клеопова,  сестра  Богородицы, стояла  под  крестом Иисуса (Ин 19,25). Логично предположить, что Мария, жена Клеопы – это  та  же  Мария,  которая пришла воскресным утром ко гробу Господню, жена Алфея, мать Иакова. Но многих исследователей смущает тот факт, что мы таким образом имеем два разных имени мужа Марии – Клеопа и Алфей, соответственно стали возникать гипотезы о существовании двух Марий и, соответственно, двух Иаковов – Алфеева и Младшего.
Однако, скорее всего, разгадка здесь гораздо более  проста, чем  кажется  на первый взгляд. Алфей  мог  иметь  второе  имя – Клеопа. Косвенно это подтверждает  и христианская традиция: Клеопа был братом св. Иосифа, а значит, Иаков был  в понимании всех двоюродным  братом Иисуса (Мф 13,55). В еврейской ментальности  и  языке  семья понималась в более широком смысле, чем у нас теперь, а именно,  не подчеркивалась разница между братьями родными и двоюродными. Именно поэтому Иаков Меньший традиционно назывался братом Господним, так его называет и апостол Павел (Гал 1,19), говоря о том, что среди апостолов Христа он лично встречался только с Петром и Иаковом, братом Господним.

Рубенс Питер Пауль (1577 – 1640). "Иаков Младший"

Рубенс Питер Пауль (1577 – 1640).
«Иаков Младший»

Из  евангелия от Иоанна мы знаем о том, что братья Иисуса не сразу поверили в то, что Он Мессия, сын Божий (Ин 7,5). Имена этих братьев перечисляет евангелист Матфей: Иаков, Иосиф (Иосий), Симон и Иуда. По-видимому, имел  место сложный процесс  обращения и покаяния, который  евангелисты  показывают нам лишь отчасти. Известно, тем не менее,  что после Христова Воскресения братья Иисуса пребывали вместе с апостолами, среди  которых  назван  и  Иаков  Алфеев,  и брат  его Иуда (Деян 1,13-14). Об апостоле Иуде, брате Иакова, мы  будем  говорить  отдельно, а пока же достаточно  внести  ясность в ситуацию с Иаковом Алфеевым: это был племянник св. Иосифа, которому из-за того, что он знал Иисуса с детства, было  сложно  признать  в  нем  долгожданного Мессию. Он не сразу стал апостолом Христа, но принял веру со всей силой, что позволило ему обладать  большим  авторитетом  в  первой  Церкви. За  его  праведность и справедливость его называли  Иаковом Праведным. Интересно, что среди современных библеистов есть мнение о том, что Иакова Праведного следует отличать от Иакова Алфеева и Иакова Меньшего. Тем не менее, древняя традиция Церкви, которую выразил св. Иероним, утверждает, что речь во всех трех случаях идет об одном и том же лице, Иакове Меньшем, сыне Алфея, брате Господнем.
По свидетельству древнего историка Церкви  Евсевия  Кесарийского, Иаков  стал  первым епископом  Иерусалима. О  важной  роли Иакова в Иерусалимской общине говорится и в Деяниях  Апостолов  (Деян 12,17; 15,13; 21,18). Он играл  важную  роль  во  время  Иерусалимского собора, выступив на нем с заключительной речью (Деян 15,13-21) и став одним из авторов итогового  декрета Собора (Деян 15,22-29). Этот Собор был очень важен, так как разрешил язычникам становиться христианами, минуя строгие  правила  Закона Моисеева. Благодаря этому собору  стала  возможной проповедь христианства язычникам, и, возможно, именно поэтому св. Павел, «апостол язычников», подчеркивает особенную роль Иакова в Церкви. Павел называет Иакова, Петра и  Иоанна «столпами» (Гал 2,9) и подчеркивает, что Иисус после своего Воскресения явился Иакову отдельно (1 Кор 15,7).
Практически все исследователи согласны с тем, что именно Иаков, брат Господень, является автором Послания Иакова, вошедшего в канон Нового Завета.  В  послании  говорится о том, что вера без дел мертва, присутствует множество  параллелей  с Евангелиями, особенно с Нагорной проповедью, а также с заключительным декретом Иерусалимского собора. Сквозь слова Послания Иакова мы можем увидеть очевидца евангельских событий, знавшего Иисуса Христа при Его земной жизни, а также свидетеля жизни первой Церкви.
Древние  историки Иосиф Флавий и Евсевий Кесарийский  пишут о том, что Иаков понес  мученическую  смерть. Он  был  сброшен с  крыла  Иерусалимского храма и побит камнями, что произошло около 62 года.

Владислав ВОЛОХОВИЧ,
кандидат  богословия, директор  фонда
«Открытые  сердца».
г. Могилёв


Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий