Иуда Фаддей и Симон Зилот
28 октября Католическая Церковь отмечает праздник св. апостолов Иуды Фаддея и Симона Зилота, так как (в конце всех списков апостолов) они упоминаются вместе. В Новом Завете очень мало упоминаний об этих двух апостолах, тем не менее, некоторое представление о них мы все же можем составить.
Поэтому перед Иудой Фаддеем стояла особенно трудная задача – открыть для себя Иисуса заново, уже не как родственника, а как Сына Божия. Евангелист Иоанн (Ин 14,22) отмечает эти особенные отношения апостола Иуды с Иисусом, когда тот спрашивает: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? По-видимому, он с самого начала понимал трудность своей задачи, осознавал искушение принадлежать к некоему закрытому привилегированному кругу приближенных к Учителю. Для того, чтобы ответить на такой вызов и преодолеть такие трудности, был необходим огромный подвиг веры, невозможный для обычного человека. Неслучайно поэтому к Святому Иуде Фаддею обращаются о заступничестве в ситуациях, которые кажутся неразрешимыми.
По мнению св. Августина, св. Афанасия и большинства современных исследователей, апостол Иуда Фаддей является автором новозаветного Послания Иуды. В этом послании автор называет себя братом Иакова – вне сомнения имея в виду Иакова Алфеева, или Младшего, брата Господня, одного из «столпов» Иерусалимской церкви. Краткое послание, написанное в 60-е годы, посвящено предостережению от лжеучений, которые появились среди первых христиан, а также поддержке братьев в вере.
Предание говорит о том, что апостол Иуда Фаддей проповедовал Евангелие в Сирии, Персии и Месопотамии, кроме того, вместе с апостолом Варфоломеем он считается основателем Армянской Церкви. Он понес мученическую кончину в Бейруте, столице нынешнего Ливана, и на иконах изображается с топором, орудием своего мученичества.
Вместе с Иудой Фаддеем мученическую смерть в Бейруте принял и апостол Симон Зилот, который, согласно традиции, был его товарищем в апостольских трудах.
В списках апостолов в Евангелиях и Деяниях Апостолов упоминаются два апостола с таким именем – Симон Петр и второй Симон, называемый Зилотом или Кананитом. Имя Симон означает «слушающий», а Зилот, или Зелот по-гречески означает «ревнитель». По-видимому, он принадлежал к радикальной группе зелотов, иудейских националистов, которых особенно много было в те времена именно в Галилее.
Зелоты были крайне враждебно настроены к римской оккупации и вообще к любым чужеземным языческим влияниям на народ избранный. Со временем эта враждебность переросла в военный конфликт и стала причиной начала знаменитой Иудейской войны, приведшей к разрушению Иерусалима в 70 г.
Имя Кананит, которым апостола Симона называют евангелисты Марк и Матфей, можно перевести с еврейского тоже как «ревнитель», то есть оно является еврейским аналогом его греческого имени, хотя некоторые исследователи предлагают и другие толкования. Возможно, это имя относилось к ханаанским языческим корням апостола, либо к его происхождению из Каны Галилейской. Но все же факт принадлежности Симона до призвания Христом к движению зелотов не вызывает сомнений. Ему пришлось пройти сложный путь веры, ведь для того, чтобы стать настоящим учеником Христа, он должен был пройти сложный путь от религиозного национализма до проповеди Благой Вести язычникам. Христианская традиция говорит о том, что Симон Зилот понес мученическую смерть вместе с апостолом Иудой Фаддеем, будучи распилен деревянной пилой, с которой он обычно изображается на иконах.
Иуда Фаддей, и Симон Зилот хотя и не являются настолько известными, как другие апостолы Христа, могут стать для нас примером настоящего подвига веры. Несмотря на влияние семьи и окружения, они смогли полностью изменить свою жизнь для того, чтобы следовать за Христом и посвятить себя целиком проповеди Евангелия.
Владислав ВОЛОХОВИЧ,
кандидат богословия, директор фонда
«Открытые сердца».
г. Могилёв