Иаков
(старший)
Среди апостолов Христа было два Иакова. Одного из них звали Младшим, о чем говорит нам Евангелие Марка (15, 40), а второго по аналогии принято называть Старшим. Возможно, это связано с очередностью их призвания или с возрастом апостолов. Это имя было в те времена очень популярным среди евреев, ведь двенадцать колен народа избранного происходят от патриарха Иакова, получившего после борьбы с Богом второе имя – Израиль.
Иаков Старший, или Зеведеев, был сыном Зеведея и Саломии, которая упоминается среди женщин, следовавших за Иисусом и служивших ему. В Евангелиях Иаков обычно упоминается вместе со своим младшим братом, Иоанном Богословом, ведь в те времена, в отличие от нынешних, семейные связи были очень крепкими. Один брат, поверив в Христа, приводил с собой второго, в результате шесть из двенадцати апостолов были в родственных связях друг с другом.
Итак, братья Иаков и Иоанн, галилейские рыбаки, которых Иисус с улыбкой называл за порывистый характер «сыновья грома», играют очень важную роль в Новом Завете. До призвания они занимались рыбной ловлей вместе с Петром, а после призвания, став свидетелями чудесного улова рыбы, становятся самыми близкими к Иисусу апостолами. Они были в числе первых призванных Христом, кроме того, во всех списках апостолов они всегда упоминаются вначале.
Они были с Ним вместе в самых разных ситуациях. В первую очередь, это гора Фавор (отсюда название «фавориты»), на которой они увидели неземную славу Спасителя, но также и Гефсиманский сад, где в полной мере открылось страдание Христа как человека. Кроме того, Петр, Иаков и Иоанн являются свидетелями воскрешения двенадцатилетней дочери Иаира, начальника синагоги (Мк 5, 37-42). Также братья были свидетелями исцеления тещи Петра (Мк 1, 29), они отдельно упоминаются, как присутствовавшие при встрече воскресшего Иисуса со своими учениками на Тивериадском озере (Ин 21, 2). Иаков и Иоанн настолько были близки с Иисусом, что даже не постеснялись быть неправильно понятыми и просили о самом высоком положении в славе Его (Мк 10, 35-37). Сегодня нам такая просьба может показаться свидетельством большой самонадеянности братьев, хоть на самом деле это могло быть проявлением полного доверия Иисусу, во многом по-детски наивного.
Как известно из Деяний апостолов, после Пятидесятницы Иаков вместе с другими апостолами оставался в Иерусалиме, служа молодой Церкви. Преследования, начавшиеся после смерти диакона Стефана, заставили многих христиан покинуть Иерусалим. Несмотря на это, все апостолы оставались в городе, и лишь спустя какое-то время, как говорит древняя традиция, апостол Иаков отправился с проповедью на Иберийский полуостров, западную провинцию Римской империи. Несмотря на то, что некоторые исследователи сомневаются в том, что именно апостол Иаков основал церковь в Испании, его имя прочно связано с этой страной. Согласно преданию, он провел там несколько лет, прежде чем вернулся в Иерусалим, чтобы испить там обещанную ему Христом чашу страданий.
Иаков Зеведеев первым среди апостолов понес мученическую смерть. Его проповедь имела такую силу, что иерусалимские евреи, не принявшие Христа, искали любую возможность, чтобы убить его. По их обвинению и из личной неприязни к христианам Ирод Агриппа (внук Ирода Великого) отдал приказ казнить апостола. Согласно Деяниям апостолов (12,1-2), Иаков был обезглавлен в Иерусалиме, что произошло, скорее всего, в 44 году. Христианский историк начала IV века Евсевий Кесарийский пишет о том, что обвинитель, приведший Иакова на суд, видя, как он свидетельствует о своей вере, был потрясен, обратился в христианство и вместе с апостолом принял мученический венец.
Согласно преданию, после мученической смерти святого Иакова его ученики тайно положили останки апостола в лодку и пустили ее по волнам Средиземного моря. Чудесным образом эта лодка приплыла к берегам Испании и была выброшена на берег в том месте, где позднее появится город Сантьяго-де-Компостела. Спустя почти семь веков монах-отшельник Пелайо, который жил в этой местности, следуя за путеводной звездой, нашел мощи апостола Иакова, которые оказались нетленными. На месте находки в IX веке был построен небольшой храм, впоследствии превратившийся в величественный собор. Само место было названо Компостела (от латинского CampusStellae, «Поле, обозначенное звездой»). Святой Иаков (по-испански Сантьяго), совершивший во время своего служения далекое путешествие из Святой Земли в Испанию, стал считаться покровителем паломников. Заступничество апостола Иакова было особенно ценным для Испании во времена, когда шла борьба с сарацинами, захватившими почти весь Иберийский полуостров.
К XI веку паломничество в Сантьяго-де-Компостела приобрело статус третьего по значимости христианского паломничества (после Иерусалима и Рима).Этим путем каждый год проходили сотни тысяч христиан. Эмблемой паломничества является изображение раковины. Ракушки были отличительным знаком пилигримов, вступивших на Путь святого Иакова, они служили паломникам сосудами для питья воды из ручья, позже их стали нашивать на одежду. Изображения ракушки украшают здания вдоль всего маршрута. На пути святого Иакова вырастали храмы, строились монастыри, сформировался целый пласт культуры в Северной Испании и Южной Франции.
В 1980-х годах традиция паломничеств возродилась и обрела второе дыхание. Сегодня для того, чтобы получить свидетельство о совершении паломничества, необходимо пройти пешком сто или проехать на велосипеде двести километров. По прибытии в город паломник предъявляет в соборе специальный документ «credencial» (паспорт пилигрима, существующий еще со времен Средневековья) с отметками, сделанными в пунктах, которые находятся на пути, после чего получает написанный на латыни «Сертификат Компостелы». В последние годы в этом паломничестве все чаще участвуют и православные верующие.
Владислав ВОЛОХОВИЧ,
кандидат богословия, директор фонда
«Открытые сердца».
г. Могилёв