Святые супружества в истории Церкви

(Продолжение. Начало в №№ 12-2016, 1 – 09 -2017)

 

f-Латушкины

Слава Иисусу Христу!
Несколько лет назад мы, Александр и Елена Латушкины, врачи по образованию, стали епархиальной аниматорской парой общины Домашний Костёл Минско – Могилевской архиепархии. Наша община, основанная в 1973 г. кс. Ф. Бляхницким, является семейной ветвью Движения «Свет – Жизнь», а ее членами –  супруги, которые стремятся к святости вместе. Но святость супружества находится не где-нибудь, а в повседневной жизни, и об этом – книга Збигнева Носовского «Парами в небо» (Zbigniew Nosowski «Parami  do nieba», WIEZ, 2010). Наше повествование о святых супружествах в истории Церкви и сделано на основании этого исследования.

 

 

Богатые верой

 

 

В сонме блаженных может вскоре оказаться польская супружеская пара Виктория и Иосиф Ульма из деревни Маркова. Вместе со всеми своими детьми они  были убиты немцами во время Второй мировой войны за то, что прятали в своем доме восьмерых евреев.
В деревне Маркова в 1931 году проживали почти 4500 человек, в том числе – 120 евреев. В начале войны часть из них  бежала в Советский Союз. В июле и августе 1942 года немцы уничтожили большую часть евреев, оставшихся в Марковой. Выжили только те, которые нашли убежище у соседей поляков.

 Виктория и Иосиф Ульма

Виктория и Иосиф Ульма

Иосиф Ульма родился в 1900 году. Был талантливым хозяином, применял современные методы ухода за плодовыми растениями, с любовью разводил пчел и шелкопрядов. Как молодежный католический лидер и библиотекарь занимался общественной деятельностью, фотографирование было его хобби. Сам сконструировал фотоаппарат, чтобы запечатлеть  жизнь деревни.
Виктория Немчак была моложе мужа на 12 лет. За семь лет супружества у них родились шестеро детей.
Дом Ульмов находился на окраине деревни, в отдалении от других строений. Не известно, с какого времени Ульма прятали евреев, известно только, что было их пять мужчин из соседней деревни, две соседки и дочка одной из них. В Польше за укрывание евреев грозила кара смерти для всей семьи. Именно она и настигла Ульмов. Когда немецкие жандармы приехали в деревню, им кто-то выдал семью, укрывающую евреев. Утром 24 марта 1944 года немцы вместе с полицаями подъехали к дому Ульмов. Первыми погибли укрываемые евреи, после них пришла очередь хозяев, которых немцы замучили на глазах их шестерых детей. Их тоже не пощадили. Мама Виктория в то время находилась на последнем месяце беременности. Один из очевидцев рассказал, что, когда в январе 1945 года осуществлялся перенос тел всех жертв на кладбище, из родовых путей Виктории была видна головка и грудь младенца. Один из жандармов прокомментировал событие словами: «Смотрите, как гибнут польские свиньи, которые прячут евреев».
К счастью, каратели не узнали, что и в других домах в Марковой спрятаны евреи. Несмотря на страх, вызванный убийством семьи Ульма, ни один из укрываемых евреев (не менее 17) не был выгнан из укрытия до самого окончания войны.
За свой подвиг Ульма были посмертно удостоены титула Праведников  Народов Мира. В Марковой установлен памятник с надписью: «Спасая жизнь других, принесли в жертву собственную. Иосиф Ульма, его жена Виктория и их дети: Стася, Бася, Владя, Франек, Антось, Марыся, Нерожденный. Укрывая восемь старших братьев в вере, евреев из семей Шалов и Гольдманов, погибли вместе с ними в Марковой 24 марта 1944 г. Пусть их жертва будет призванием к уважению и проявлению любви к каждому человеку».
Начатая в 2003 году беатификация  семьи Ульма является одним из процессов польских мучеников Второй мировой войны.
Две супружеские пары находятся среди более 40 мучеников, беатификационный процесс которых ведет Украинская Греко-католическая церковь. В обоих случаях – это униаты-священники вместе с супругами.
Отец Теодор Нимилович с супругой Ольгой были замучены в октябре 1947 года на плебании в Дрогобыче. В октябрьское воскресенье прихожане из Дрогобыча, как обычно, пришли на святую Мессу, но не дождались своего настоятеля. Когда после длительного ожидания они решились постучать в дверь плебании, в ответ была мертвая тишина. Когда вошли внутрь, нашли тела женщины и мужчины, работавших на плебании. Окровавленные тела замученных о. Теодора и Ольги Нимилович лежали в спальне. Зрелище свидетельствовало о том, что жена своим телом защищала мужа от нападавших. Их расстреливали из автомата. На это указывали многочисленные следы пуль. На плебании, к счастью, не было детей священника, но были дети прислуги. Двое младших уцелели на печи, в темноте их попросту не увидели. Старшая дочь была ранена, но смогла рассказать, что случилось. Сообщила даже фамилии сотрудников НКВД, которые совершили расправу (ранее они приходили к настоятелю и его жене в качестве непрошеных гостей на обед). Она,  единственный живой свидетель той трагедии,  «по законам жанра», должна была погибнуть. Так и случилось  –   ее отравили следующей ночью, хотя перед плебанией (ясное дело, для видимости) стояла  охрана  НКВД.
Смерть второго супружества имела место уже не в сталинские времена, а в 1980 году. Отец Анатолий Хурхула и его жена Ирина (в девичестве Дурбак) сожжены живыми в своем доме в Томашовцах Ивано-Франковской области. Их виной было то, что не захотели отречься от своей глубокой веры и убеждений даже во имя спокойствия своих детей.
Анатолий Хурхула был всесторонне образованным священником, свободно владел четырьмя иностранными языками. Не желал подчиняться советской власти. Его жена Ирина семь лет провела в Гулаге, куда её забрали от больного мужа и четверых маленьких детей, младшему из которых не было и пяти лет. Чтобы «убрать» глубоко верующих супругов, «неизвестными»  был хитро спланирован  пожар. Сначала они пришли к отцу Анатолию с приветом от его брата Ярослава, также священника, которому, как утверждали, удалось бежать в Аргентину. После их «приятельского» визита  и полыхнул огонь  (тело отца Ярослава Хурхулы было найдено только в 90-х годах). Компетентными  органами Греко-католической церкви, которые проводили тщательное разбирательство случившегося,  смерть супругов Хурхула была квалифицирована как жертва жизни за веру во Христа.
В июне 2004 года начался беатификационный процесс очередной супружеской пары из Рима. Это Лелия и Улисс Амендоладжини. Оба родились в 1893 году. Улисс был по образованию юристом и работал в итальянском Министерстве внутренних дел, в отделе, занимающемся демографией. Лелия работала кассиром в банке, а затем –   в библиотеке. Познакомились в 1929 году, через год, 29 сентября 1930 года, обвенчались в костеле святой Терезы, принадлежавшем Ордену кармелитов босых. Кармелитская духовность была им очень близка. Улисс состоял в третьем кармелитском ордене, его жена принадлежала к братству святого скапулярия. Лелия умерла в 1951 году. Её муж восемнадцатью годами позже – в 1969 году. С достоинством переносили продолжительные болезни – в её случае онкологическое заболевание, которое длилось два года, Улисс страдал параличом. На их могиле сделана надпись, которую выбрал Улисс: «Воскреснем».
Во время инаугурации процесса кардинал Камилло Руини, папский викарий по делам римской епархии, подчеркивал, что Лелия и Улисс прожили свою жизнь, как жизнь святых. «Их христианская жизнь и жизнь семейная были неотделимо связаны между собой», эта глубокая связь имела свои корни в благодати таинства супружества. От их супружества на других распространялась открытость на Бога, выражавшаяся в готовности помогать нуждающимся.
Биографы супругов подчеркивают их  большую заботу о воспитании детей и их тесное сотрудничество с воспитателями и учителями. По словам кардинала Руини, именно этот аспект их жизни особенно заслуживает признания и наследования. Супруги Амендоладжини считали христианское воспитание  детей своим призванием и миссией. Беспокоились об их интегральном развитии – моральном, духовном и человеческом. Их святость основывалась на вознесении ежедневных дел на сверхъестественный уровень. Кардинал подчеркнул также пример их жизни, который дали в период испытаний, не только  во время болезни, но и во время бомбежек и голода в период Второй мировой войны.
Четверо из пятерых детей супругов Амендоладжини присутствовали на инаугурации беатификационного процесса родителей. Двое сыновей являются священниками, причем один из них стал кармелитом босым.
Доменика (1889-1971) и Серджио Бернандини (1881-1966) – простое крестьянское супружество из Павулло, итальянского городка недалеко от Модены. В жизни много терпели, испытали и беды, однако смогли свои испытания жертвовать Богу. f-str-25
Серджио Бернардини уже был счастливо женат. В 1907 году женился на Эмилии Романи, имели троих детей. В течение нескольких лет Серджио похоронил по очереди: отца, мать, брата, жену и всех троих детей. Вопреки такой трагедии уповал на Бога. Знакомый ксендз уговаривал его стать священником, однако Серджио не считал себя достойным. По прошествии времени познакомился с Доменикой, нашел в ней свои желания и идеалы. Оба мечтали о большой семье, солидном религиозном воспитании детей и о том, чтобы кто-нибудь из детей выбрал дорогу священника или монаха. Обвенчались 20 мая 1914 года, прожили совместно в супружестве 52 года, родили 10 детей. Приняли в семью негритянского мальчика Феликса, который стал ксендзом, а позже – епископом.
Их жизнь была заполнена работой в поле, воспитанием детей и молитвой. Оба были францисканскими терциариями. Не было легко – в 1922 году огонь уничтожил все, что имели. К тяжелым испытаниям, которые их подстерегали, относились, однако, как Иов: «Бог дал, Бог взял». Были убеждены, что семейная жизнь должна быть своеобразной, совместно написанной страницей Евангелия. Две их дочери вышли замуж, шестеро стали монахинями, два сына стали капуцинами. Младший сын, капуцин, до 2004 года был архиепископом Измира в Турции. Родители были счастливы выбору большинством их детей – посвященной Богу жизни.

 

Елена  ЛАТУШКИНА.
г. Могилёв.
(Окончание следует)


 

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий