(Продолжение. Начало в N 12- 2016)
Слава Иисусу Христу!
Несколько лет назад мы, Александр и Елена Латушкины, врачи по образованию, стали епархиальной аниматорской парой общины Домашний Костёл Минско – Могилевской архиепархии. Наша община, основанная в 1973 г. кс. Ф. Бляхницким, является семейной ветвью Движения «Свет – Жизнь», а ее членами – супруги, которые стремятся к святости вместе. Но святость супружества находится не где-нибудь, а в повседневной жизни, и об этом – книга Збигнева Носовского «Парами в небо» (Zbigniew Nosowski «Parami do nieba», WIEZ, 2010). Наше повествование о святых супружествах в истории Церкви и сделано на основании этого исследования.
В служении Господу
Анна и Иоаким – согласно традиции – имена родителей Божьей Матери. Евангелие не говорит нам о них ничего, даже имен. Святые Анна и Иоаким являются опекунами бабушек и дедушек, а мы не знаем, имели ли они сами возможность встретиться со своим внуком Иисусом.
Поскольку на тему бабушки и дедушки Христа информации не хватает, то ничего удивительного в том, что вокруг них появились многочисленные апокрифические повести и легенды.
Молчание Библии пытаются заполнить Протоевангелие Иакова (ок.150 г.), Евангелие от Псевдо — Матфея (V-VI век.) и Книга Рождества Марии (VI век). Согласно этим источникам, Анна и Иоаким долго безрезультатно ожидали потомства, которое Бог даровал им только в преклонном возрасте. Они пообещали, если ребенок родится, отдать его на службу Господу. Согласно этому обещанию, отдали трехлетнюю Марию в Иерусалимский Храм.
Трактуя тексты вышеупомянутых источников с соответствующей дистанцией, о святости Анны и Иоакима Церковь сделала заключение, прежде всего, на основании призвания, которое определило им Провидение. Никакое другое супружество не получило в дар от Бога такого ребенка, как Мария. Был использован принцип: «по плодам их узнаете их».
Интересна судьба культа, который их окружает. Культ святой Анны расцвел очень быстро, уже в VI веке в Константинополе существовала церковь под ее титулом. Подобное происходило и с ее супругом, хотя популярность св. Анны среди верующих решительно превышала популярность св. Иоакима. В Православной Церкви известна икона зачатия Богородицы, на которой родители Марии обнимают друг друга. Их фигуры на этой иконе расположены на фоне городских ворот Иерусалима. Святые Анна и Иоаким в православии вспоминаются 9 сентября (по старому стилю).
Культ св. Иоакима на Западе появился лишь в период крестовых походов. Праздник Анны и Иоакима в Западной Церкви вводился в разные даты и попеременно супругов то разделяли и вспоминали отдельно, то празднование было общим. В 1378 году Папа Урбан VI отдельной буллой разрешил праздник Анны и Иоакима в Англии. В 1522 году Папа Юлий II распространил его на всю Церковь. Запретил этот праздник в 1568 году суровый Папа Павел V, опираясь на то, что нет достоверных сведений о родителях Богородицы. Снова праздник появился в 1584 году по инициативе Папы Григория ХIII. С 1969 года в новом римском литургическом календаре, после II Ватиканского Собора, датой совместного воспоминания стало 26 июля.
Святые Елисавета и Захария – родители св. Иоанна Крестителя. Все, что мы о них знаем наверняка, содержится в первом разделе Евангелия от Луки. Жили недалеко от Иерусалима. Захария был священником в Иерусалимском Храме, Елисавета была старшей двоюродной сестрой Матери Иисуса. Ни Священное Писание, ни Традиция не передают никакой информации о дальнейшей судьбе Елисаветы и Захарии после рождения Иоанна.
О их сыне сказал сам Иисус: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф 11,11).
О святости Елисаветы и Захарии свидетельствует не только святость их ребенка. Об их жизни свидетельствует Библия: «Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно» (Лк 1, 6). Вокруг Елисаветы и Захарии также сложились легенды, которые попытались восполнить некоторые сведения о них. Существует мнение Традиции, согласно которой Елисавета была младшей сестрой св. Анны и, соответственно, тетей для Марии. Захария погиб в Храме мученической смертью по приказу короля Ирода, так как отказался выдать местонахождение сына.
Культ родителей Иоанна Крестителя существует в Церкви давно, как на Востоке, так и на Западе. В Риме, в Латеранской базилике, находится реликвия головы св. Захария, тело – в Венецианской церкви под его титулом. Однако их подлинность подвергается сомнению. Литургическое воспоминание отмечалось 5 ноября и всегда отмечалось совместно, без разделения супругов. В новом Martyrologium Romanum 2001 года (официальная Ватиканская литургическая книга, перечисляющая святых и блаженных Католической Церкви) указана другая дата – 23 сентября. В Православной Церкви день святых Елисаветы и Захарии – 5 сентября.
Святые Клеопа и Мария Клеопова (I век) считаются самыми близкими родственниками Святого Семейства. Они были родителями апостолов Иакова младшего и Иуды Тадеуша, которых Евангелия называют братьями Иисуса. На основании текста Иоанна Евангелиста считается, что Мария Клеопова была сестрой Матери Иисуса. «При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова и Мария Магдалина» (Ин 19, 25). Согласно другим высказываниям, Клеопа мог быть братом св. Иосифа. Мария Клеопова была не только под крестом Иисуса, но, вместе с Саломией и Марией Магдалиной, при пустой могиле в Пасхальное утро (Мк 15, 40-47). Человеку по имени Клеопа показался Иисус на дороге в Эммаус (Лк 24, 13-35). Правда, большинство экзегетов считают, что речь идет о другом ученике с тем же именем. Однако желание отождествить обоих Клеопов в Церкви достаточно сильно. Без сомнения, было бы красиво, если бы Клеопа, известный по дороге в Эммаус, был мужем Марии – это была бы ситуация, когда оба супруга встретили Иисуса в день Воскресения. Мартиролог вспоминает Марию Клеопову 24 апреля – что интересно, совместно с Саломией. Св. Клеопу вспоминают 25 сентября, но как ученика, который встретил Иисуса по дороге в Эммаус. Муж Марии исчез из латинских каталогов святых, но сохранил свое место в православной Литургии. Греческая Церковь вспоминает его 30 октября, объединяя в одном лице обоих новозаветных Клеопов. Мария Клеопова вспоминается там отдельно – 23 мая и во второе воскресенье после Пасхи совместно с другими «женами – мироносицами».
Новый Завет неоднократно упоминает христианских супругов, близких сотрудников св. Павла, святых Прискиллу и Акилу (I век).
Как евреи, они были изгнаны из Рима в 49 году и осели в Коринфе. Там около 51 года их встретил Павел, который поселился с ними и обратил их в христианство. В их мастерской работал апостол, изготавливая палатки (Деян 18, 1-3). Вместе они поехали в Сирию, а потом в Эфес (ср. Деян 18, 19-19). В Эфесе Прискилла и Акила объясняли основы христианской веры Аполлосу (ср. Дн 18,26). Упоминаются они еще во Втором Послании к Тимофею (4,19). Послание к Римлянам (16, 3-5) содержит благодарность, выраженную Павлом обоим супругам. Таким же образом они упоминаются в Первом Послании к Коринфянам (16,19).
Согласно Традиции, они почитаются как святые мученики, которые отдали свою жизнь в Риме. Существует версия, что ранее Акила стал епископом.
Святой Иоанн Хризостом в IV веке представлял Прискиллу и Акилу как пример для подражания и для бедных, и для богатых. В своем комментарии к Посланию к Римлянам св. Иоанн Хризостом подчеркнул три аспекта святости Прискиллы и Акилы, важных с точки зрения современной духовности: их простоту и обычность, посвящение себя профессиональному труду и супружеское единство. Говорил, что «в них пример христианской жизни более совершенный, чем в большинстве тех, кто живет в монастырях». Римский Мартиролог традиционно вспоминает их вместе как мучеников 8 июля. В Литургии православной их, к сожалению, вспоминают отдельно, 13 февраля и 14 июля. Это тот редкий случай, когда супружеское измерение святости лучше удалось сохранить в Западной Церкви.
Последнее новозаветное святое супружество – это святые Апфия и Филимон. Они стали христианами благодаря св. Павлу во время его деятельности в Эфесе.
Филимон известен всему христианскому миру как адресат библейского послания св. Павла. Павел апеллирует к Филимону, чтобы он простил своего беглого невольника Онисима и принял его как брата во Христе, так как тот уже стал христианином. Невольников, которые убегали от своих хозяев, в те времена сурово наказывали: им клеймили лоб и надевали на шею железный обруч, который те носили до смерти. Отсылая беглеца вместе с посланием, Павел был абсолютно уверен в положительном результате своего заступничества. Согласно традиции, Филимон позже стал путешествующим епископом, а его усадьбой некоторое время была Газа.
Апфия в это время находилась в Колоссах с сыном Архипом. После возвращения Филимона к семье супруги – как главные фигуры Колоссянских христиан – погибли мученической смертью. Наиболее вероятной датой их смерти является 70-й год. Совместное литургическое воспоминание святых Апфии и Филимона выпадает на 22 ноября.
Стоит еще вспомнить, что, несомненно, большинство апостолов были женаты, и св. Петр наверняка жил в супружестве. Библия говорит нам не только о его теще, которую исцелил Иисус, но и напрямую о его жене: в Первом Послании к Коринфянам (9, 5) речь идет о женщинах, которые постоянно сопровождают Петра и других апостолов. Традиция не сохранила имени жены св. Петра. Сохранилось лишь мнение о ее святости. Св. Евсевий Кесарийский в своей Церковной истории говорит, что жена Петра погибла мученической смертью и комментирует: «Петр вынужден был быть единомышленником своей жены в вопросах веры, и оба, вместе или отдельно, были готовы отдать жизнь, служа Господу».
Библейские супружества, погибшие мученической смертью, по причине последующего длительного преследования христиан быстро обрели своих последователей – о них пойдёт разговор в следующий раз.
Елена ЛАТУШКИНА.
г. Могилёв.