Святые супружества в истории Церкви

(Продолжение. Начало в №№ 12-2016, 1, 2 -2017)

 

Слава Иисусу Христу!f-Латушкины
Несколько лет назад мы, Александр и Елена Латушкины, врачи по образованию, стали епархиальной аниматорской парой общины Домашний Костёл Минско – Могилевской архиепархии. Наша община, основанная в 1973 г. кс. Ф. Бляхницким, является семейной ветвью Движения «Свет – Жизнь», а ее членами –  супруги, которые стремятся к святости вместе. Но святость супружества находится не где-нибудь, а в повседневной жизни, и об этом – книга Збигнева Носовского «Парами в небо» (Zbigniew Nosowski «Parami  do nieba», WIEZ, 2010). Наше повествование о святых супружествах в истории Церкви и сделано на основании этого исследования.

 

 

Целомудренные супружества

 

 

Дороги давних супружеских пар  к святости могут иногда удивить современных христиан. Таким примером может быть принятие по религиозным мотивам решения о полном отказе от сексуальной жизни. Сегодня целомудрие в браке уже не отождествляется с отсутствием секса, однако раньше было иначе.
Невозможно сосчитать все супружества в истории христианства, которые обязывались сохранять воздержание после определенного периода совместной жизни. Есть, однако, пары, которые с самого начала не имели сексуальных отношений.
Согласно Традиции, в целомудренном браке жили, прежде всего, Мария и Иосиф.
Из более поздних супружеств, которые именно так понимали чистоту и совершенство взаимной любви, наиболее известными стали святые Цецилия († ок.230г.) и Валериан. Цецилия приняла обет целомудрия, однако, вышла замуж по настоянию родителей. Накануне обручения сообщила язычнику Валериану, что является христианкой. Потом тайно отвела его к Папе Урбану I. Как следствие, ее муж крестился, как и его брат Тибурций. Далее они покровительствовали преследованным христианам. Вскоре оба брата были арестованы и после пыток убиты.
Арестована также была Цецилия. Ее необыкновенной красотой были очарованы и римские солдаты, и судья, и палач. Невзирая на это, приговор был вынесен, и молодая женщина погибла мученической смертью. Ее тело нашли в 824 году неповрежденным, что согласовывалось с историей о том, что палач не смог убить Цецилию мечом, и она умирала постепенно.

Жак Бланшар (1600 – 1638). Святая Цецилия

Жак Бланшар (1600 – 1638). Святая Цецилия

Культ Цецилии был известен уже в V веке, а ее праздник отмечался 22 ноября, начиная с 545 года. Около 820 года Папа Пасхалий I приказал перенести ее найденное и неповрежденное тело в костёл св. Цецилии в Риме. Во время реновации этого костёла в 1599 году кардинал Сфондрати открыл саркофаг св. Цецилии. Ее тело и далее оставалось неповрежденным.
Православная Церковь почитает Цецилию и Валериана вместе 22 ноября. В Римско-католической Церкви Валериана вспоминают 14 апреля.
В принципе не удивляет то, что в литургических книгах в случае с Цецилией и Валерианом не упоминается об их супружестве. Для этих двоих определенно не супружество было их дорогой к святости. Сейчас Цецилия известна, в основном, как покровительница костёльной музыки. Однако ее влияние на развитие христианской духовности было в ином.
История о целомудренном браке св. Цецилии на протяжении столетий вдохновляла набожных женщин, которые считали сохранение сексуального воздержания в супружестве идеалом христианской духовности. Было много таких жен, которым удалось убедить своих мужей сохранить целомудрие. Церковь охотно считала таких женщин святыми.
Св. Этельдреда (635-679), дочь короля Восточной Англии, смогла сохранить целомудрие в двух браках, в которых ей пришлось жить.
Известна также св. Кинга (1234-1292), дочь короля Венгрии, жена Болеслава Стыдливого.
Женщины, давшие обет целомудрия, защищались перед браком, как только могли.
Св. Хунегунда († ок. 690г.) вышла замуж по приказу родителей, но ей удалось выпросить позволение на паломничество в Рим, в которое отправилась вместе с женихом. В Риме Хунегунда приняла из рук Папы Виталиана вуаль монахини, а ее бывший жених был рукоположен в священники.
Иначе избежала нежеланного брака св. Хильдегунда Баварийская († ок. 1110). Обет целомудрия дала, будучи еще ребенком. По приказу своего отца была вынуждена согласиться на брак, но умерла в день своей свадьбы. Ее пораженный отец позже заложил бенедиктинский монастырь на территории, которую Хильдегунда должна была получить в наследство.
Согласно традиции, целомудрие обещали себе немецкий император св. Генрих II и его жена, св. Кунегунда.
Наверняка осознанно отказалась от супружеского сожития происходившая из прованской шляхты пара бл. Дельфина Сигнийская (1283-1360) и св. Эльзеар де Сабран (1285-1323). Оба супруга   воспитывались в монастырях, были обручены, согласно тогдашней традиции, почти детьми. В браке 17-летняя жена склонила мужа к сохранению  сексуального воздержания.Влияние на принятие этого решения оказала история св. Цецилии и Валериана. Дельфина заболела и сказала мужу, что выздоровеет, если получит от мужа обещание уважать ее целомудрие. Так и случилось.
Супруги принадлежали к Третьему закону св. Франциска. Для своих домашних Эльзеар установил распорядок, в котором поощрял их к ежедневному участию в св. Мессе. В то же время дистанцировался от тех, которые видимой набожностью прикрывали свою лень: «Прочь от тех, которые постоянно находятся в костёле, чтобы избежать своей работы. Поступают так не из-за любви к созерцанию Бога, а потому – что хотят, чтобы кто-то другой сделал их работу (…)» Воспоминание бл. Дельфины отмечается в день ее смерти, 26 ноября, а св. Эльзеара – 27 сентября.
 Через супружество в монастырь
Вторую группу по численности, после мучеников, составляют те люди, которые жили в браке, но их дороги к святости шли не столько через супружество, сколько через монастырь.
Не было редкостью в Средневековье, когда набожные супружеские пары расставались, выбирая монашескую жизнь, или один из супругов вступал в монастырь после смерти другого. Первой такой святой парой в истории Церкви были Мелания Младшая (383-439) и Пиниан († 431).
Мелания происходила из рода одного из самых знаменитых римских семейств. Хотела служить Богу как дева. Однако отец хотел иметь внука и выдал тринадцатилетнюю Меланию за семнадцатилетнего двоюродного брата, Пиниана.
Муж не принял желания жены воздержаться от сексуальной жизни. В семье родились сын и дочь, которые вскоре умерли. Повисла угроза и над жизнью Мелании. Пиниан пообещал, что если жена выздоровеет, позволит ей служить Богу так, как она хочет. Так и стало, дальше супруги жили в целомудрии.
После смерти своего отца, Мелания, на волне расцветающей тогда монашеской жизни, собрала самых близких родственников и вместе с многочисленными слугами организовала в местечке Нола под Римом общину аскетической жизни. Свое огромное имущество Мелания отдала на бедных, вызвав гнев дальних родственников, рассчитывавших на наследство. Образу жизни Мелании нашлись многочисленные последователи – молодые девы, вдовы и целые семьи. С 417 года Мелания, Пиниан и ее мать осели в Иерусалиме, где на Оливной горе Мелания построила мужской и женский монастыри с общей церковью. После смерти мужа руководила монастырем.
Св. Мелания Младшая традиционно почитается 31 декабря как вдова, хоть была ею 8 лет, а женой намного больше. В Ватиканском Мартирологе Пиниан упоминается как святой муж Мелании, но только в тексте о ней.
Святая Марта и святой Аматор (344-418) были супружеством очень недолго. Известна история, согласно которой во время их бракосочетания предстоящий ей епископ Валериан – случайно или по провидению – вместо брачного благословления употребил формулу, используемую при рукоположении диаконов. Заметили это только сами брачующиеся. После церемонии постановили жить в целомудрии. Вскоре Марта ушла в монастырь, а Аматор стал священником. Воспоминание св. Аматора выпадает в день его смерти 1 мая. Культ его жены всегда имел только локальный характер.

Святые Андроник и Афанасия

Святые Андроник и Афанасия

В V веке в Антиохии жили супруги св. Афанасия и св. Андроник. Андроник был ювелиром, известным даже императору. Супруги делили свои доходы на три части: первую отдавали бедным, вторую одолжали без процентов нуждающимся, на третью жили сами. После преждевременной смерти детей, супруги, по инициативе Афанасии, поселились в Египте, где вели жизнь пустынников. Афанасия была одной из первых женщин-пустынниц в Египте. Их почти легендарное жизнеописание говорит, что после 12 лет разделения супруги встретились на дороге паломничества в Святую Землю. Афанасия была в мужской одежде, годы аскетичной жизни очень изменили ее, и Андроник ее не узнал. После возвращения в Египет, учитывая свой преклонный возраст, решили жить вместе. Только после очередных двенадцати лет, непосредственно перед своей смертью, Афанасия позволила мужу узнать себя. Андроник через восемь дней присоединился к своей жене в небе.В литургии их вспоминают совместно 9 октября.

Святые Ксенофонт и Мария и их сыновья Аркадий и Иоанн

Святые Ксенофонт и Мария и их сыновья Аркадий и Иоанн

В новом Ватиканском Мартирологе есть также святые Мария и Ксенофонт. Они были богатыми и уважаемыми жителями Константинополя (V-VI век). Вели набожную жизнь, особое внимание уделяли христианскому воспитанию двоих сыновей. Сыновья отправились в путешествие в Бейрут с целью дальнейшей учебы. Лодка попала в шторм и братья были выброшены на берег так далеко друг от друга, что каждый из них решил, что другой брат утонул. Родители, узнав о трагедии, отправились в Святую Землю в надежде найти сыновей – мертвыми или живыми. Их надежда оправдалась. В благодарность Богу Мария и Ксенофонт раздали все имущество бедным и вступили в монастыри, служа Богу в постах и молитве. Литургическое воспоминание – 26 января.
Супружеские пары, которые окончили жизнь в монастырях, порой имели интересные судьбы. В VI веке в Уэльсе вели разгульную жизнь Глэдис и Гвинлиу. Когда Гвинлиу попросил руки Глэдис и получил отказ, явился с вооруженными людьми и отобрал свою избранницу. Оба жили очень свободно, содержа себя грабежами. Только их сын – монах св. Кадок, основатель множества монастырей, убедил родителей изменить поведение. После обращения Глэдис и Гвинлиу вместе отдавались молитве. Обращение, однако, не отобрало у них фантазии. Как пример умерщвлений, которым подвергали себя, приводят, что целый год по ночам купались в реке Аск, а затем нагими, около мили, возвращались домой. Св. Кадок снова вынужден был склонить своих родителей изменить образ жизни. В конце концов, они разделились и вели суровую жизнь пустынников. В Литургии их вспоминали вместе 29 марта.
Немногим позже интересной дорогой через супружество к монастырю и миссионерской деятельности, а в конце – к мученичеству прошли св. Берта Авинская († ок.680?) и св. Гумберт († 676?). Гумберт после смерти брата – архиепископа, с согласия жены, отправился в миссионерское путешествие для обращения языческих жителей северных регионов королевства франков. Там пролил свою кровь за Христа. Его жена основала монастырь в деревне Авини (Avenay), который строила совместно с мужем. Замучена, вероятнее, детьми Гумберта от первого брака. Ее чтят как мученицу.  
После появления Третьих орденов, которые дали возможность светским практиковать духовность некоторых монашеских орденов, вступали в них также и супруги.
Среди них были бл. Бонадонна и бл. Лукерий из умбрийского местечка Поджибонси (†ок.1260). Они были одними из первых членов Третьего ордена францисканцев, которых принимал сам св. Франциск Ассизский. После смерти детей супруги посвятили свою жизнь службе больным и бедным. В 1221 году Поджибонси посетил св. Франциск Ассизский. После встречи с ним супруги продали свое имущество и стали францисканскими терциариями, жили в полной бедности. Лукерий обладал даром творить чудеса и испытал много мистических видений. Известно, что в 1694 году официально Римом был принят культ бл. Лукерия с датой воспоминания 28 апреля.

 

 

Елена  ЛАТУШКИНА.
г. Могилёв.
(Продолжение следует)


 

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий