(Продолжение. Начало в №№ 12-2016, 1,2,3 — 2017)
Слава Иисусу Христу!
Несколько лет назад мы, Александр и Елена Латушкины, врачи по образованию, стали епархиальной аниматорской парой общины Домашний Костёл Минско – Могилевской архиепархии. Наша община, основанная в 1973 г. кс. Ф. Бляхницким, является семейной ветвью Движения «Свет – Жизнь», а ее членами – супруги, которые стремятся к святости вместе. Но святость супружества находится не где-нибудь, а в повседневной жизни, и об этом – книга Збигнева Носовского «Парами в небо» (Zbigniew Nosowski «Parami do nieba», WIEZ, 2010). Наше повествование о святых супружествах в истории Церкви и сделано на основании этого исследования.
Правители и подданные
В лоне святых есть много знатных людей. Ничего удивительного – обычно королей и королев окружали почетом ещё при жизни, а после смерти правителя любовь со стороны подданных перерождалась в религиозный культ. Согласно традиции Церкви, святыми являются три византийские императорские пары.
Первая императорская святая пара это Феодосий Великий (ок.346-395) и Флацилла (†400). Родом из Испании, Феодосий вступил на престол в 379 году.
В 381 г. под руководством Феодосия был созван I Константинопольский Собор, который утвердил догмат о Божестве Святого Духа и Его единстве с прочими лицами Святой Троицы; дополнил и утвердил Никео-Цареградский Символ веры. В конце IV века император утвердил христианство единственной легальной религией империи. Был человеком набожным, ежедневно читал Евангелие, которое собственноручно переписал. В 390 году публично покаялся в организации жестокой резни в Фессалониках. Флацилла характеризовалась как любимая жена, мудрая мать и покорная королева. Была для императора примером преданности христианской вере.
Св. Григорий Нисский в надгробной речи сказал, что императрица была иконой и архетипом любви, образцом любви жены к мужу. Отметил также ее мудрость, сдержанность, ревность в вере и помощь убогим. Православное воспоминание этой пары отмечается отдельно. Флациллу греческая Церковь почитает 14 сентября, а Феодосия – 17 декабря.
Святыми были объявлены также внучка Феодосия и Флациллы, императрица Пульхерия (399-435) и ее муж Маркиан (390-457).
Святая Пульхерия родилась в Константинополе и была дочерью императора Аркадия. В 15 лет, после смерти отца, стала править государством как ко-регент от имени несовершеннолетнего брата Феодосия II, затем Пульхерия была советником брата в государственных делах.
Со временем, вероятнее всего в результате интриг невестки, жены Феодосия, Пульхерия впала в немилость и покинула двор. После смерти брата в 450 году вернулась и приняла правление. Признала тогда необходимость замужества. Вступила в брак с 60-летним полководцем Маркианом, ставя, однако, условием сохранение целомудрия.
В 451 году по инициативе Пульхерии состоялся Халкидонский Собор против ереси Евтихия (монофизитизм).
После смерти Пульхерии, Маркиан четыре года правил самостоятельно. Защищал постановления Халкидонского Собора, считался набожным человеком. Православная Церковь вспоминает Пульхерию и Маркиана совместно 18 февраля. Независимо от того, Пульхерию вспоминают также отдельно (и на Востоке, и на Западе) в день ее смерти, 10 сентября.
Следующая пара из Константинопольского дворца – это император Юстиниан I Великий (483-565) и его супруга Феодора (500-548). Юстиниан, которого считают византийским императором, происходит из бедной крестьянской семьи. Его карьера стала возможной благодаря необычному поступку его дяди Юстина, который пас свиней. Юстин переселился в Константинополь и благодаря высокому росту был принят в императорскую стражу. Император за его заслуги назначил Юстина начальником дворцовой стражи с титулом князя. Будучи бездетным, он собрал в столице свою семью, племяннику Юстиниану нашел место при дворе. В 518 г. Юстин стал императором, а Юстиниан – его советником. В 527 г. Юстиниан стал соправителем, а вскоре – единовластным правителем.
Интересна также история Феодоры. Происходила из плебейской семьи, была цирковой актрисой и куртизанкой. По прошествии времени стала работать прачкой недалеко от императорского дворца. Там в 520 г. познакомилась с Юстинианом. Тот полюбил ее настолько, что заставил дядю отменить для него закон, запрещающий патрицию (таким был его статус) жениться на актрисе. Брак Юстиниана и Феодоры был заключен в 525 году.
Целью политики Юстиниана было восстановление универсальной Римской Империи с единой ортодоксальной верой. Был глубоко уверен в божественном характере императорской власти, а религию считал составной частью государства, старался править Церковью как государством. С этой целью Юстиниан созвал II Константинопольский Собор (553).
Историки утверждают, что Феодора была самой могущественной женщиной в истории Византии. Она умерла на 18 лет раньше мужа, но после смерти их соединили – оба были погребены плечо в плечо в Церкви Святых Апостолов в Константинополе. В православном календаре Феодора и Юстиниан почитаются в один день – 14 декабря.
В каталогах святых можно найти также первого императора Святой Римской Империи, Карла Великого (747-814) и его жену, бл. Хильдегарду (ок.758-783). Свою власть Карл осуществлял с чувством религиозной миссии. Его называли «королем и отцом Европы». В период его правления возведены фундаменты христианской Европы, а он сам был примером христианского монарха.
Локально – сначала в Аквизгране и Оснабрюке – Карлу Великому отдавали почет как блаженному, а постепенно культ перенимали местности, которые он заложил в свое правление. В конце концов, титул святого императору признал Папа Бенедикт XIV в середине XVII века.
Хильдегарда была второй женой Карла, обвенчалась с ним в 17 лет. Одним из ее девятерых детей был Людовик Набожный. Императрица много помогала церквам и монастырям. Ее почитание началось вскоре после ее смерти. Воспоминание св. Карла Великого выпадает на 28 января, бл. Хильдегарды – на 30 апреля.
Наиболее известным примером святого супружества в средневековых королевских дворах являются немецкий император св. Генрих II (973-1024), которого называют святым императором, и его жена, св. Кунегунда (978-1033/1039). В 1014 году, 14 февраля, в Риме Папа Бенедикт VIII короновал Генриха императором Святой Римской Империи, а Кунегунду – императрицей.
Кунегунда не только правила вместе с мужем, но и освящала его, по её уговору супруги принесли обеты целомудрия. Генрих укрепил внутренние связи между Церковью и Империей. Близко сотрудничал с Папой Бенедиктом VIII в процессе обновления тогдашней Церкви.
Жизнь Кунегунды вместилась в формулу: для себя была монахиней, для мужа – любимой женой, для подданных – матерью. Однажды, когда ее обвинили в супружеской измене, доказала свою невинность тем, что, помолившись, прошла без обуви по раскаленному железу. Кунегунда, так же, как и ее муж, основала несколько аббатств. В одном из них, во время торжества освящения монастыря, в день первой годовщины смерти Генриха II, после прочтения Евангелия, к изумлению собравшихся знатных гостей, императрица сняла с себя королевские одежды, остригла волосы и оделась в монашескую одежду. Осталась в этом монастыре монахиней и не избегала никакой работы. В Германии после II Ватиканского Собора св. Генрих и св. Кунегунда вспоминаются вместе 13 июля.
В святом супружестве жила также сестра Генриха II блаженная Гизела (ок 985-1060), жена первого короля Венгрии, св. Стефана (ок.970-1038). Король Стефан (по-венгерски Иштван) правил Венгерским государством 41 год и воодушевленно расширял веру Христову. Создал солидную церковную организацию – две митрополии и восемь епископств. О короле Стефане ходили разговоры, что он очень охотно помогал бедным. Переодевшись, ходил между подданными, чтобы узнать их нужды, которые могли не видеть его чиновники. Во время одного такого выхода его ограбили, и на просьбы отказаться от опасной привычки, Стефан обновил свой обет, что не откажет в пожертвовании никому, кто бы ни попросил. Венгерский король умер 15 августа 1038 года, в торжество Успения Богородицы, которую называл Великой Госпожой венгров. Его канонизация состоялась в 1083 г.
Во время правления мужа, жена также охотно раздавала пожертвования и милостыню на нужды Церкви. Основала несколько монастырей и церквей на венгерской земле. После смерти мужа Гизела столкнулась с преследованиями со стороны претендентов на трон и сторонников язычества в Венгрии. Была даже арестована, освободил ее в 1045 году немецкий император Генрих III, после чего она вступила в бенедиктинский монастырь, где позже и умерла.
Ватиканский Мартиролог датой воспоминания Гизелы даёт 7 мая. Официальный день воспоминания св. Стефана (Иштвана) – 16 августа.
Счастливой супружеской парой считают св. Елизавету Венгерскую (1207-1231) и бл. Людвига IV из Тюрингии (1200-1227). Супруги поженились, когда Елизавете было 14 лет, а Людвигу – 21 год. Людвиг отличался большой любовью к справедливости.
Елизавета построила две больницы и лично заботилась о наиболее нуждавшихся. Под своим плащом выносила из замка еду для бедных. Когда однажды муж спросил, что она несет под плащом, еда чудесным образом превратилась в розы. Другой раз, в результате огромного милосердия его жены, князь нашел в своей постели прокаженного. После первоначальной вспышки гнева увидел в нем распятого Божьего Сына. К сожалению, счастливый брак оборвала смерть Людвига, двадцатилетняя вдова вскоре была выгнана из дворца и вынуждена была жить в хлеву. Когда в 1228 году из Италии было привезено тело Людвига, во время похорон, Елизавета и семья ее мужа объединились, и она ненадолго вернулась во дворец. Однако вскоре вступила в Третий францисканский орден и дала обет отречения от мира. В честь св. Франциска Ассизского основала хоспис в Марбурге. Умерла в 1231 году, проведя последние годы в крайней бедности и отрешении. Воспоминание святой Елизаветы из Тюрингии выпадает в Литургии 17 ноября, в Римском Мартирологе речь о Людвиге идет только в ноте о его жене.
И всё же святые супружества встречались не только в королевских дворцах, но и в простых крестьянских семьях. Гораздо труднее найти официальное подтверждение их святости. Одним чудесным исключением являются блаженная Мария де ла Кабеса, именуемая также Торрибия (†ок.1175), и святой Исидор (ок.1070-1130).
Святой Исидор родился в Мадриде, однако бедная семья переселилась в деревню. Нищета в доме вынудила его работать в качестве прислуги у более богатых соседей. Красивая легенда говорит о том, что другие наемники обвинили его в том, что много молится и мало работает, каждое утро участвует в святой Мессе. Хозяин удивился, так как все работы всегда были выполнены в срок. Когда владелец поля своими глазами захотел увидеть, как обстоят дела, увидел Исидора, сосредоточенного на молитве. Вспашку поля в тот момент осуществлял ангел. Исидор женился на Марии, такой же бедной и доброй, как он сам. Смерть своего маленького сына они расценили, как Божий знак не иметь детей, и всю оставшуюся жизнь жили в целомудрии.
Чудеса, которые совершались на могиле бедного Исидора, притягивали многочисленных паломников. Когда через 40 лет после смерти открыли могилу Исидора, оказалось, что тело и одежда не подверглись разложению. Его останки перенесли в костёл святого Андрея в Мадриде. Беатифицирован 12 марта 1622 года Папой Григорием XI, является опекуном Мадрида. Его воспоминание выпадает на 15 мая.
Культ Марии — Торрибии ввел Папа Иннокентий XI в 1697 году. Ее литургическое воспоминание – 9 сентября. В новом Мартирологе одинаково нота о Марии, как и об Исидоре, подчеркивает совместную жизнь супругов.
Елена ЛАТУШКИНА.
г. Могилёв.
(Продолжение следует)