Святые супружества в истории Церкви

(Продолжение. Начало в №№ 12-2016, 1 — 4 — 2017)

 

 

Слава Иисусу Христу!f-latushkinyi
Несколько лет назад мы, Александр и Елена Латушкины, врачи по образованию, стали епархиальной аниматорской парой общины Домашний Костёл Минско – Могилевской архиепархии. Наша община, основанная в 1973 г. кс. Ф. Бляхницким, является семейной ветвью Движения «Свет – Жизнь», а ее членами –  супруги, которые стремятся к святости вместе. Но святость супружества находится не где-нибудь, а в повседневной жизни, и об этом – книга Збигнева Носовского «Парами в небо» (Zbigniew Nosowski «Parami  do nieba», WIEZ, 2010). Наше повествование о святых супружествах в истории Церкви и сделано на основании этого исследования.

 

 

 

На протяжении поколений

 

 

 

Когда речь идет о святых супружеских парах, особое внимание привлекают к себе те семьи, святость которых прослеживалась на протяжении нескольких поколений.
Два таких больших рода жили в IV веке в Каппадокии (сегодняшней Турции).

Святые Нонна и Григорий Старший

Святые Нонна и Григорий Старший

Святая Эмилия (†372) и святой Василий Старший (†ок.349) дали начало многочисленному святому семейству в истории христианства. Святые супруги отличались христианским рвением. Совершили много дел милосердия для убогих и паломников. Терпели преследования, вынуждены были семь лет скрываться в горах. Были родителями десяти детей. Четверо их детей почитаются святыми: Василий Великий, Григорий Нисский, Петр Севастийский и Макрина Младшая. Святой почитается их бабушка, Макрина Старшая. Всего из одной семьи семь человек вписано в каталог святых. В Православной Церкви святыми считают также сына Эмилии и Василия – монаха Навкратия, а также мужа Макрины Старшей. Старший сын — Василий Великий был епископом Кесарии и митрополитом Каппадокии. Боролся с арианством, реформировал литургию, организовал монашескую жизнь на Востоке. Интересно, что святой Григорий Нисский, хоть был сыном святых родителей и сам жил в супружестве, винил себя в том, что выбрал супружескую жизнь. Утверждал, что супружество, это первое, что надо отбросить на дороге ко Христу.
Святых Эмилию и Василия Старшего в Литургии вспоминают совместно 30 мая. Мартиролог говорит о них, как о «настоящих святых супругах, которые оставив детей наследниками своих добродетелей, уснули в мире».
Красивым примером семьи, в которой поселилась святость, является семья другого великого Каппадокийского отца – Григория Назианзина. Оба его родителя почитаются святыми: святая Нонна (+374) и святой Григорий Назианзин Старший (ок.376-374). У Нонны и Григория было трое детей, все они почитаются святыми. Святой Григорий Старший был епископом Назианза. В то время целибат не был обязательным для духовенства, даже на уровне епископов.
Самый знаменитый сын Нонны и Григория Старшего – Григорий Богослов – рукоположен в священники своим отцом, позже стал епископом Константинополя, однако вскоре отрекся от епископства и вел жизнь пустынника. Был более монахом, чем епископом, а также выдающимся писателем-теологом.
Самая старшая из детей – святая Горгония была замужней женщиной, двое сыновей которой были епископами. Брат Горгонии и Григория, святой Кесарий (Цезарий), был врачом, потом советником кесаря, после сильного землетрясения крестился, раздал бедным имущество и стал пустынником.
Литургическое воспоминание святой Нонны и святого Григория Старшего отмечается и в католическом, и в православном календарях.
Феномен святости на протяжении поколений удалось найти не только в Каппадокии, несколько таких семей жили в VII веке в других странах.
В Англии есть семья, в которой святые по прямой линии выступают по очереди в четырех поколениях.
Началось все от святого Этельберта, короля Кента († 616), первого христианского правителя Англии. Его обращение произошло благодаря жене Берте, дочери короля франков. Этельберт поддерживал святого Августина Кентерберийского, проводившего миссии в Англии. Дочь Берты и Этельберта, святая Этельбурга Кентская (†647 или 664) привела к вере своего мужа, святого Эдвина (ок585-632). С запалом неофита Эдвин расширял христианскую веру: встречал миссионеров, строил церкви, склонял подданных, чтобы шли его следами. Эдвин погиб в борьбе с языческими соседями на границе Уэльса.
Дочерью Этельбурги и Эдвина были святая Энфледа, а внучкой святая Эльфледа, жизнь обеих связана с бенедиктинским монастырем.
Другим примером святости на протяжении поколений является семья из Фландрии. В ней самой имеем два примера святых супружеств и девять святых родственников по прямой линии.

Святая Вальдетруда со своими дочерьми – св. Адельтрудой и св. Мадельбертой

Святая Вальдетруда со своими дочерьми – св. Адельтрудой и св. Мадельбертой

Святая Бертилия (†ок687) и ее муж святой Вальберт (†ок678). Князья Лотарингии, сначала воспитывали двух дочерей, позже по принесению обета целомудрия, муж выбрал монастырь, а жена пустыню. Культ святой Бертилии и Вальберта до сих пор существует во Франции. Обе их дочери — Адельгунда и Вальдетруда – стали бенедиктинками и почитаются святыми. Святая Вальдетруда по примеру своих родителей сначала вышла замуж, ее избранником был граф, святой Винсен (ок.615-677). Имели четверых детей, однако чувствовали в себе призвание к жизни, полностью отданной медитации и молитве. Позже ушли в монастыри, которые основали. Все четверо их детей почитаются святыми.
В то же самое время жила еще одна семья святых: святая Риктруда (ок.612-688) и Адальбальд Остревантские (†652). Супруги вместе посещали больных, помогали бедным, даже пытались обращать преступников. После 16 лет счастливого супружества, прожитых во Фландрии, Адальбальд навестил родственников жены в Гаскони, которые его убили. Через несколько лет вдова ушла в монастырь во Фландрии, затем к матери присоединились трое детей, четвертая дочь вступила в иной монастырь. Все четверо детей упоминаются в лоне святых. Реликвии святого Адальбальда находятся в нескольких французских городах.
Также в VII веке жили святая Амалия (Амальберга) и князь Витгар. Имели троих детей, которые почитаются как святые. Реликвии святой Амалии с 1073 года находятся в костёле в Гент в Бельгии.

Святой Ричард Английский и блаженная Вуна

Святой Ричард Английский и блаженная Вуна

Очередная княжеская семья, которая изобиловала святыми, родом из Англии. Блаженная Вуна и святой Ричард Английский из Уэссекса были родителями трех святых: Виллибальда, Вунибальда (Винебальда) и Вальбурги. Святость в этой семье имела также ответвление – братом Вуны был «апостол Германии» святой Бонифаций. Дети Вуны и Ричарда активно взаимно сотрудничали в Церкви, близко сотрудничали с дядей, святым Бонифацием. Братья вступили в бенедиктинские монастыри, затем Вунибальд, вызванный дядей, поехал возвещать Евангелие в Тюрингии и Баварии. Святая Вальбурга также уехала в Германию, вступила в бенедиктинский монастырь. Умерла в 779 году, окруженная большим почетом.

 

Настоящие или легендарные?
Существуют также святые супружества, в истории которых  факты настолько сплелись с легендами, что отличить сейчас одно от другого не представляется возможным. Поскольку, однако, существовал, а иногда существует и сейчас их культ, перечислим их.
Первая такая пара святые Лидия и Филетус, погибли в 121 году, вместе с двумя сыновьями. Воспоминание – 27 марта.
Следующие – святая Корона и Виктор. Место мученичества – Сирия или Египет, год смерти – 175.
В Италии в 250 году отдала жизнь за веру во Христа семья с шестью детьми. Католическая традиция с уверенностью сохранила только имя матери – святая Теописта. Литургическое воспоминание этой святой семьи  в католичестве – 11мая, в православии – 20 сентября.
Точно не известна судьба очередной пары мучеников из III века. Святые Эпистемия и Галактион находились, однако, в прежних версиях Римского Мартиролога под датой 5 ноября, а их праздник с той же датой есть в Православной Церкви.
Святые Неонилла и Терентий погибли вместе со своими детьми (7) во II-III веке, в Сирии.
В 304 году в Никомедии (сегодня Турция) погибли святая Патриция и святой Македоний вместе с дочерью Модестой.
В то же время в Риме отдали жизнь за веру во Христа святой Руфус вместе со своей семьей. Не сохранились имена его жены и детей.
Также в 304 году погибли святые супруги Кресценция и Модест. Они были воспитателями святого Вита, которого обратили в веру во Христа. После пыток и мучений погибли все втроем.
Около 305 года мученической смертью погибли святая Зоя Римская и римский чиновник Никострат. Зою схватили, когда она молилась на могиле святого Петра и сожгли, а обгоревшее тело бросили в Тибр. Никострата арестовали, когда он вместе с другими христианами искал на берегу реки тела мучеников. После пыток их также утопили в море.
В то же время в Египте жили святые Василиса и Юлиан. Годы их смерти 304 или 311. Их культ был широко распространен перед VIII веком.

Святые Адриан и Наталия

Святые Адриан и Наталия

Следующей парой, в случае которой история переплетается с легендой, являются святые Наталия и Адриан из Никомедии (сегодня Турция). Адриан был язычником, но помогал преследованным христианам. В конце выдал себя христианином, хотя даже не был крещен. Адриану отрезали руки, а ноги размозжили на наковальне. Когда пламя охватило покалеченное тело, Наталия выхватила из огня руку своего мужа и хранила как реликвию.
Немного известно также о супружестве, жившем в V веке в Бургундии. Святая Квета и святой Гилярий (ок. 410 — ок. 465). Красивая легенда рассказывает о необычности их любви. Когда хоронили тело Кветы рядом с телом ранее умершего мужа, Гилярий поднял правое плечо, обнял жену и прижал ее к сердцу. Но, к сожалению, даже это чудо не защитило супругов от разделения. В IX веке при переносе тел из церкви святого Иоанна в кафедральную их похоронили в двух отдельных могилах.
В конце этого раздела упомянем блаженного Николо Джустиниани (ок.1110-1180), венецианца, который прошел дорогой от монастыря до брака и обратно. В молодости он вступил в монастырь бенедиктинцев. Будучи монахом, получил из Рима разрешение на временное оставление стен монастыря с нетипичной целью – восставить потомство своей семье, так как его братья погибли, не оставив потомства, во время войны в Константинополе. Вступил в брак с блаженной Анной Михаэлой, которая произвела на свет шесть сыновей и три дочери. Род Джустиниани не погиб и Николо в 1160 году вернулся в монастырь. Его жена позже также вступила в монастырь, который они основали вместе. Оба супруга Джустиниани почитаются блаженными. Литургическое воспоминание – 21 ноября. Род Джустиниани двумя веками позже выдал Святого Епископа Венеции – Лоренцо Джустиниани (1381-1456).
Дорогой от монастыря через супружество в монастырь прошел также блаженный Петр Аконтато (ок.1115-1180). Молодым он вступил в бенедиктинский монастырь. До принесения вечных обетов оставил монастырь из-за смерти своего отца, чтобы управлять огромным имением. Женился, а когда жена умерла, вновь вернулся в монастырь, где жил до смерти, ведя жизнь полную покаяния и покорности.

 

 

Елена  ЛАТУШКИНА.
г. Могилёв.
(Продолжение следует)


 

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий