(Продолжение. Начало в №№ 12-2016, 1–5 -2017)
Слава Иисусу Христу!
Несколько лет назад мы, Александр и Елена Латушкины, врачи по образованию, стали епархиальной аниматорской парой общины Домашний Костёл Минско – Могилевской архиепархии. Наша община, основанная в 1973 г. кс. Ф. Бляхницким, является семейной ветвью Движения «Свет – Жизнь», а ее членами – супруги, которые стремятся к святости вместе. Но святость супружества находится не где-нибудь, а в повседневной жизни, и об этом – книга Збигнева Носовского «Парами в небо» (Zbigniew Nosowski «Parami do nieba», WIEZ, 2010). Наше повествование о святых супружествах в истории Церкви и сделано на основании этого исследования.
Тайна их повседневности
Когда Папа Иоанн Павел II беатифицировал итальянских супругов Бельтрам Кватроччи, одни утверждали, что это первая в истории Церкви блаженная супружеская пара, другие считали, что это только первая пара со времени создания Ватиканской конгрегации, которая занимается процессами беатификации и канонизации.
Правы были и те, и другие. В истории Церкви найдено много святых супружеств, однако все они жили до создания конгрегации, и, что более важно, ни одно из них не было беатифицировано или канонизировано вместе. Никогда также не подчёркивалось, что их дорогой к святости было супружество.
Луиджи Бельтрам родился 12 января 1880 года на Сицилии. Почти всё детство Луиджи провел в доме своего бездетного дяди, семья которого попросила о возможности воспитывать его как сына. Луиджи стал их единственным наследником и от дяди принял вторую часть своей фамилии – Кватроччи.
Семья Кватроччи вскоре переехала в Рим, где Луиджи окончил учебу и работал в банках, а в дальнейшем –на престижных должностях в других государственных структурах.
Мария Корсини родилась 22 июня 1884 года во Флоренции, в семье офицера королевской армии. Сильным переживанием, которое оставило неиз-гладимый след в ее духовности, было принятие в 1897 году Первого Причастия.
За время учебы в школе выучила английский и французский языки, начала писать и публиковать свои статьи, позже писала о проблематике духовности и воспитания.
Будущие блаженные познакомились на одном из приёмов в Риме. Марии было 20 лет, Луиджи – 24 года. Через год общения, по романтическому сценарию, под звуки сонаты Бетховена, признались друг другу в любви и перешли на «ты». Обвенчались 25 ноября 1905 года в базилике Санта Мария Маджоре в Риме.
Молодое супружество поселилось с родителями и бабушкой и дедушкой Марии в центре Рима. У семьи Бельтрам Кватроччи было четверо детей. Попеременно рождались мальчики и девочки. В 1906 году родился Филиппо, в 1908 – Стефания, в 1909 – Чезаре и в 1914 году родилась Энрикетта.
Вторая беременность была для Марии очень неожиданной. Будучи измученной уходом за маленьким Филиппо, со страхом открыла, что снова беременна. Беспокойством поделилась с мужем в письме. Когда Луиджи уезжал, супруги писали друг другу письма, часто даже по два в день. Писала, что предпочла бы что угодно, только не очередную беременность. Заслугой именно Луиджи было дозревание жены к принятию неожиданного материнства.
Вокруг жизни самой младшей дочери Энрикетты разыгралась серьёзная семейная драма. Четвертая беременность стала серьезной угрозой для жизни Марии. Лучшие римские врачи советовали сделать аборт, чтобы спасти хотя бы жизнь матери. Вероятность благополучных родов составляла едва ли 5%. Пятилетняя в то время Стефания запомнила, как отец, плача, объяснял священнику в конфессионале, в каком состоянии находится мать. «Ничего не понимали, но молились о её здоровье».
Супруги были выслушаны и вознаграждены – после рождения Энрикетты Мария прожила 51 год, а та, будучи восьмидесятисемилетней, могла во время беатификации благодарить Бога за святую жизнь своих родителей.
Мария и Луиджи установили связь настолько глубокую, что, как вспоминали их дети, никогда не ссорились. Самым большим наказанием для детей, если были непослушны, был отход ко сну без поцелуя родителей на спокойную ночь.
Жизнь этой семьи можно назвать настоящей «домашней Церковью». День начинался Евхаристией. Когда Мария убирала, муж читал ей вслух тексты библейских чтений текущего дня. Выходя после св. Мессы, целовались, как будто день только сейчас действительно начинался, завтракали и начинали работу. Вместе с исповедником создали «Духовные правила», которые содержали их девиз: «Святость не основана на совершении необычных поступков, но на выполнении своих обязанностей с каждым разом всё лучше и лучше».
В доме был обычай совместных, постоянных, ежедневных молитв, в т.ч., вечернего розария. Инициатором набожных практик была, прежде всего, Мария. Луиджи до женитьбы был не очень религиозен, его религиозность дозревала под влиянием жены. Его набожность не была напоказ, считал, что свою веру надо выражать прежде всего поступками, а не словами.
Согласно разделению супружеских обязанностей семьи Бельтрам, отец контролировал обучение и отдых детей, а мать – их религиозное воспитание. Семья выбиралась в горы и на море, в оперу и на приёмы, согласно своему положению в обществе. Вели открытый дом, в котором можно было найти и духовную, и финансовую помощь.
На фоне стандартов своей эпохи семья Бельтрам Кватроччи вела очень активную жизнь. Супруги совместно руководили молодежной группой скаутов из бедных семей. Мария входила в состав руководства консервативного движения мирян. Организовала и вела образовательные встречи для женщин, писала статьи и книги о воспитании. Первая её книга называется «Мать и проблема современного воспитания». Опубликована она в 1912 году, когда Мария воспитывала уже троих детей.
Во время второй мировой войны дом семьи Кватроччи стал убежищем для беженцев, нашлось там место и для целой еврейской семьи. Мария работала в военных госпиталях сестрой милосердия Красного Креста. Прошла обучение на специальных курсах по хирургии и тропической медицине. Получила водительские права, что дало ей возможность водить военный медтранспорт. После войны принимали участие в деятельности движения Христианского возрождения и Семейного фронта.
В 1948 году, после выхода на пенсию, Луиджи предложили кресло сенатора, от которого он отказался, так как не разделял взглядов тех, кто предложил этот пост. Был дружен с некоторыми известными политиками и в то же время многократно, во время паломничеств в Лурд, как волонтер нёс носилки с больными.
Все дети семьи Бельтрам выбрали какую-либо форму посвящённой жизни. Оба сына стали священниками. Филиппо начал обучение в епархиальной духовной семинарии, затем перешел к бенедиктинцам. Во время второй мировой войны был капеланом. Чезаре сразу начинал у бенедиктинцев, а в результате оказался в монастыре траппистов.
Стефания вступила в орден клаузурных бенедиктинок, где позже была настоятельницей и редактором журнала. Приняла имя Мария – Цецилия. Самая младшая, Энрикетта, также планировала выбрать посвященную жизнь, но препятствием стало её слабое здоровье. Родители думали о том, чтобы после её вступления в монастырь, самим, по примеру святых супругов предыдущих веков, выбрать жизнь в монастыре, чтобы полностью отдаться служению Богу. В конце концов, Энрикетта выбрала жизнь одинокой посвящённой девы, на руки епископа сложила обеты, похожие на монашеские. Получила специальность искусствоведа и преподавала в римских школах. Позже посвятила себя заботе о здоровье родителей, а затем досматривала старшего брата до его смерти в 2003 году.
Родители, а особенно отец, навещали своих детей в монастырях. Луиджи называл Стефанию «самой красивой монахиней на свете». Чтобы видеться с ней разрешенные полчаса, всю ночь проводил в поезде. Мария вела оживленную переписку с детьми, будучи для них своеобразным духовным руководителем. Сыновьям — священникам напоминала: «сейчас можешь меня благословить, можешь отпустить мне грехи, но помни, что я не перестаю быть твоей матерью и могу бранить тебя, как раньше». Сохранилось 746 писем родителей к детям, а также 268 писем супругов друг к другу.
В дороге к совершенству, по совету исповедника, после почти 21 года супружества супруги Бельтрам Кватроччи принесли обет воздержания от супружеского сожития. Луиджи было тогда 46 лет, Марии 41 год.
Духовность Марии и Луиджи была отражением времени, в котором жили. Их святость была попыткой подстроить монашескую духовность под реалии семейной жизни. С одной стороны жили в супружестве, и именно оно было источником их силы. С другой стороны, не имея примеров святости и духовности в светской жизни, использовали набожные практики, которые сегодня вряд ли ассоциировались бы с супружеской жизнью.
Луиджи Бельтрам Кватроччи умер в возрасте 71 года, 9 ноября 1951 года, после 46 лет супружества. Мария ушла через 14 лет после своего мужа, 26 июля 1965 года, ей был 81 год.
Беатификационные процессы римской пары шли отдельно, но финал был общим. Вся процедура прошла исключительно быстро – всё началось 25 ноября 1994 года (Международный год семьи), а в июне 2001 года Папа Иоанн Павел II подписал декрет о героичности добродетелей обоих супругов.
Совместная беатификация состоялась 21 октября 2001 года в присутствии трёх почтенных детей Марии и Луиджи – 95-летнего отца Тарчизио (Филиппо), 92-летнего трапписта Паолино (Чезаре) и 87-летней Энрикетты. На беатификационной церемонии не было только умершей в 1993 году Стефании. Оба сына новых блаженных сослужили беатификационную Мессу вместе с Папой Иоанном Павлом II, а Энрикетта устанавливала реликвии своих родителей перед алтарём в базилике св. Петра.
Всех очень взволновало и обрадовало почти революционное решение Папы установить литургическое воспоминание новых блаженных совместным, а его датой – очень символично – выбрать 25 ноября, т.е. день их венчания. В случаях «индивидуальных» святых для воспоминания выбирается день смерти. Это день, как принято говорить в Церкви, dies natalis, день рождения для Неба. В этом папском решении прослеживается глубокая мысль о том, что раз дорогой Марии и Луиджи к святости было таинство супружества, то их рождение для Неба произошло, когда они получили благодать таинства и начали ею жить.
В чём же тайна святости супругов Бельтрам Кватроччи? В проповеди во время беатификационной Мессы Папа Иоанн Павел II сказал о них: «переживали свою обычную жизнь необычным образом». Они не совершали необычных поступков, вели обычную супружескую, семейную и профессиональную жизнь. Вдвоём во все свои дела вкладывали всё своё сердце. Их жизнь могла бы быть жизнью сотен других супружеств. Их святость не основывалась на героических поступках, а только на глубине переживания своих ежедневных обязанностей; не на том, что переживали, а на том, как переживали свою жизнь. В своей обычности смогли необычным образом пережить взаимную самоотдачу, а благодаря ей, полностью отдать себя Богу. Это и есть тайна их повседневности.
Елена ЛАТУШКИНА.
г. Могилёв.
(Продолжение следует)