Святые супружества в истории Церкви

(Продолжение. Начало в №№ 12-2016, 1–6 -2017)

 

Слава Иисусу Христу!f-Латушкины
Несколько лет назад мы, Александр и Елена Латушкины, врачи по образованию, стали епархиальной аниматорской парой общины Домашний Костёл Минско – Могилевской архиепархии. Наша община, основанная в 1973 г. кс. Ф. Бляхницким, является семейной ветвью Движения «Свет – Жизнь», а ее членами –  супруги, которые стремятся к святости вместе. Но святость супружества находится не где-нибудь, а в повседневной жизни, и об этом – книга Збигнева Носовского «Парами в небо» (Zbigniew Nosowski «Parami  do nieba», WIEZ, 2010). Наше повествование о святых супружествах в истории Церкви и сделано на основании этого исследования.

 

 

«Чтобы никогда не расставаться»

 

 

Следующая беатификация супружеской пары свершилась только через семь лет после прецедента 2001 года. Это были супруги, которые дольше всех ждали последнего церковного решения о признании их святости, Мари-Зели и Луи Мартен – родители святой Терезы Младенца Иисуса и Святого Лика.
Луи Мартен (1823-1894) по профессии был часовщиком-ювелиром, Мари-Зели Герен (1831-1877) – кружевницей. Оба мечтали о жизни, полностью посвященной Богу, которую понимали как жизнь в монашестве. Однако в монастыри их не приняли – Луи плохо знал латынь, а Зели отсоветовала мать-настоятельница, утверждая, что она не имеет призвания.
В результате оба полностью посвятили себя своей профессии. Луи владел часовой мастерской, а Зели управляла мастерской, в которой плели роскошные кружева, известные как алансонские (научилась этому мастерству в монашеской школе). Оба соединяли работу с частой молитвой. Об их глубокой набожности свидетельствует тот факт, что, разворачивая свой бизнес, Луи получил разрешение исповедника на то, чтобы его ювелирная лавка была открыта до полудня в воскресенье, однако привилегию эту решил не использовать. Вопреки этому (или именно поэтому?) мог позже вести вполне обеспеченную жизнь.

 Святые Мари-Зели Герен и Луи Мартен

Святые Мари-Зели Герен и Луи Мартен

Уже первая встреча Зели и Луи имела значение. Когда однажды, будучи еще не знакомыми, проходили мимо друг друга по мосту, Зели услышала внутренний голос, говорящий: «Это его Я приготовил для тебя». Вскоре они познакомились, а тремя месяцами позже, обвенчались – согласно тем обычаям, в полночь с 12 на 13 июля 1858 года. Утром в день венчания Зели навестила родную сестру в монастыре и, как вспоминала сама, «выплакала все свои слёзы». Так сильно тосковала по монашеской жизни.
Луи еще больше тосковал по монашескому идеалу жизни. Будучи тридцатипятилетним мужчиной, вёл одинокую жизнь, и друзья подозревали даже, что он принес обет сексуального воздержания. После венчания, скорее всего именно он, видя невинность и определенную наивность своей жены, предложил ей, стремясь к совершенству в супружестве, полностью воздерживаться от интимной жизни. Этот период продолжался около десяти месяцев. Однако потом мудрый исповедник заставил их изменить это решение, убедив, что должны служить Богу в своем призвании – воспитать многочисленное потомство и пожертвовать его Богу.f-str-24
У них было девять детей, четверо из которых умерли преждевременно. Пять оставшихся дочерей стали монахинями, из которых четверо – кармелитками, вместе с самой младшей, Терезой. Дети были их самым большим богатством. Беременная Зели писала в письме: «Люблю детей до безумия. Родилась для того, чтобы их иметь». Зели Мартен была энергичной женщиной, но в тоже время хрупкой и эмоциональной. Была искренне предана мужу. Своему брату когда-то призналась: «Я всегда с ним счастлива, он является причиной того, что моя жизнь так приятна. Мой муж – святой человек. Всем женщинам пожелала бы таких мужей». В одном из писем мужу написала так: «Я так счастлива, что скоро увижу тебя, что не могу даже работать! Твоя жена, которая любит тебя больше своей жизни». Луи также писал ей: «Время тянется, и не могу дождаться, когда окажусь рядом с тобой».
Их супружество было необычайно гармонично, поскольку, как писала Зели, «наши эмоции всегда были настроены на один лад». Ежедневно утром в 5.30, невзирая на погоду, оба участвовали в Евхаристии. Дома часто читали жития святых. Св. Тереза утверждала, что её родители «были более достойны неба, чем земли». Эти слова написаны на их могиле.
Ректор базилики в Лизьё сказал когда-то, что первым санктуарием Терезы были не базилика, не Кармель, «но дом семьи Терезы, где царствовал Бог». Строго придерживались постов, однако не были слишком суровыми. Зели радовалась, когда их дочери были модно и красиво одеты. Луи любил рыбалку и хорошо играл на бильярде. Их религиозное рвение было лишено фанатизма. Зели умела критически оценить проповеди. Искренне и без оговорок выносила свой вердикт: «Уже неделю два миссионера трижды в день излагают нам свою науку. По моему мнению, говорят одинаково плохо. Однако, так как обязаны, ходим их слушать, и для меня, как минимум, это ещё одна, дополнительная, епитимья».

Святые  Мари-Зели Герен и Луи Мартен – родители святой Терезы Младенца Иисуса и Святого Лика.

Святые Мари-Зели Герен и Луи Мартен – родители святой Терезы Младенца Иисуса и Святого Лика.

Христианское призвание понимали как заботу о другом человеке – посадить бродягу за свой стол, найти ему место в приюте, навестить одиноких стариков, больных и умирающих, защитить обижаемого ребенка.
Зели тяжело болела на протяжении 11 лет. Умерла от рака груди в августе 1877 года в возрасте 46 лет, когда младшей дочери было только 4,5 года. Луи говорил о своей жене, как о святой.
После смерти Зели Луи с пятью дочерями переселился в Лизьё, ближе к родственникам  жены. Десятью годами позже пережил первую атаку паралича. Далее появились признаки мозгового склероза (согласно мнению современных врачей), вынудившие поместить его в феврале 1889 г. в интернат для психически больных. Находился там три года, проходя многочисленные унижения. Затем вернулся в Алансон, где до вступления в Кармель, ухаживала за ним дочь Целина. Умер в июле 1894 г., парализованный и истощенный тяжелой болезнью, но окруженный заботой и любовью дочерей.
Беатификационный процесс супругов Мартен длился более 50 лет. Сначала процессы шли в двух отдельных французских епархиях: Алансон, где умерла Зели, относится к другой епархии, нежели Лизьё. Заявки из епархий в Ватиканскую конгрегацию поступили в 1959 году по делу Зели, в 1960 – по делу Луи. Решением Папы Павла VI в 1971г. оба процесса были объединены в один совместный как супружеской пары. В 1994 году Папа Иоанн Павел II подписал декрет о героичности их добродетелей.f-str-25-2
Многие надеялись, что именно эта пара будет первой супружеской парой, беатифицированной совместно. Неофициально известно, что существенной преградой в процессе Луи стало психическое заболевание, которое постигло его в конце жизни. Долгим было также ожидание официального признания чуда, совершённого благодаря их заступничеству. Это событие произошло в 2002 г., в итальянском местечке Монца родился мальчик, Пьетро Шилиро, с пороком развития, из-за которого он почти не мог дышать. Его огорченные родители горячо молились о выздоровлении сына, выбрав своими заступниками именно супругов Мартен, узнав, что четверо их детей умерли преждевременно. Через несколько недель неизлечимый врожденный порок исчез без следа.
Совместная беатификация супругов Мартен свершилась в Лизьё 19 октября 2008 г., в год 150-летия их венчания. Возглавил её кардинал Хосе С. Мартинс, ранее руководивший ватиканской конгрегацией по канонизации святых. В беатификационной проповеди он сказал: «Среди разнообразных призваний, которыми одаривает Божие Провидение, супружество является самым благородным и возвышенным. Луи и Зели поняли, что получили возможность идти к святости не вопреки супружеству, а на дороге супружества, в супружестве и благодаря ему. Их обручение стало пунктом выхода на совместную дорогу к святости». Литургическое воспоминание супругов Мартен было установлено, согласно традиции, начавшейся при беатификации Бельтрам – Кватроччи, в годовщину их венчания, т.е. 12 июля.
Супруги Мартен были беатифицированы, а далее, в 2015 г., канонизированы, не потому, что были родителями необычной дочери, а потому, что, благодаря именно им, она смогла открыться на Бога. Именно благодаря свидетельству жизни и веры своих родителей в Терезе могла развиться её духовность. Скорее она является святой благодаря своим родителям, а не наоборот.
Если присмотреться ближе к их жизни, можно увидеть, что переживали дилеммы и драмы, близкие людям ХХI в. Зели была лишена любящей матери. Никогда не имела даже самой маленькой куклы. Сама описала атмосферу своего семейного дома как полную «принуждения и скрупулезности». По отношению к брату выразилась когда-то, что её детство и молодость были «скорбными, как плащаница».
Оба, и Луи, и Зели, работали на себя. Он работал индивидуально, а она отвечала за несколько женщин, которых наняла для плетения кружев. Оба боролись с нестабильностью рынка, каждый в своей сфере. Работали очень тяжело. Зели писала в одном из писем: «Я абсолютная невольница из-за постоянных заказов», в другом – «Мне так тяжело с этими алансонскими кружевами, которые добавляют мне хлопот. Это правда, что я зарабатываю на этом деньги, однако мой Бог, мне это дорого стоит». Важно также обратить внимание, что Зели начала работу кружевницы в 20 лет, под воздействием внутреннего голоса, услышанного во время молитвы в праздник Непорочного Зачатия Богородицы. Можно сказать, что на свою профессию смотрела, как на призвание.
Супруги Мартен испытывали много тягот семейной жизни: смерть детей, тяжелые болезни, опека стареющих родителей, проблемы с воспитанием одной из дочерей, смерть жены и одинокое отцовство. Смогли соединить тяжелую работу, семейные обязанности с пылкой религиозностью и частой молитвой. Не отрывались от мира – ходили на развлечения, Луи любил путешествовать и знал художественную литературу своего времени. Обстоятельством, которое может «отговорить» сегодняшних католиков от размышления над тем, чтобы наследовать эту пару, а некоторых даже, на первый взгляд,  отпугнуть, является, прежде всего, дистанция, которая отделяет мещанскую Францию XIX в. от наших времён. Может особенно удивлять их первоначальное отречение от интимной жизни. Некоторые отмечают также тот факт, что все их дети нашли счастье в монастыре. Тяжело, однако, обвинять родителей в жизненном выборе детей.
В свидетельстве Зели и Луи Мартен самым красивым является их взаимная любовь. Зели писала мужу: «Люблю тебя всем сердцем и чувствую, что моя любовь удваивается из-за твоего отсутствия. Для меня было бы невозможным жить далеко от тебя».
В соединении с глубокой и последовательной верой, выразительным стремлением к освящению каждого дня, готовностью переносить все тяготы жизни сформировался пример, который о многом говорит и в ХХI веке. Можем поэтому радоваться, что, беатифицировав, а далее канонизировав супругов Мартен, Церковь официально подтвердила исполнение желания Зели, о котором она писала в 1865 году: «Желаю, чтобы мы долго жили вместе на земле и соединились в небе, чтобы уже никогда не расставаться».

 

Елена  ЛАТУШКИНА.
г. Могилёв.

(Продолжение следует)


 

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий