Святые супружества в истории Церкви

(Продолжение. Начало в №№ 12-2016, 1 – 07-08  2017)

 

Слава Иисусу Христу!f-Латушкины
Несколько лет назад мы, Александр и Елена Латушкины, врачи по образованию, стали епархиальной аниматорской парой общины Домашний Костёл Минско – Могилевской архиепархии. Наша община, основанная в 1973 г. кс. Ф. Бляхницким, является семейной ветвью Движения «Свет – Жизнь», а ее членами –  супруги, которые стремятся к святости вместе. Но святость супружества находится не где-нибудь, а в повседневной жизни, и об этом – книга Збигнева Носовского «Парами в небо» (Zbigniew Nosowski «Parami  do nieba», WIEZ, 2010). Наше повествование о святых супружествах в истории Церкви и сделано на основании этого исследования.

 

 

К вынесению на алтарь

 

 

На наших глазах открывается новая эпоха христианской духовности – эпоха святых супружеских пар. Следом за беатификациями Марии и Луиджи  Бельтрам-Кватроччи и Зели и Луи Мартен в локальных Костёлах нескольких стран всё чаще предпринимаются шаги, которые ведут к вынесению на алтарь очередных супружеских пар. В  Испании  и  Португалии  идут  беатификационные процессы шести пар, и три испанские пары – мученики гражданской войны. Процессы также идут в Украине, Польше, Франции, Канаде, Гватемале, Мексике и Береге Слоновой кости. Среди пар, в отношении которых идут процессы, последняя жила еще в 2004 году.
Единственная из пар, которая жила ещё в XIX веке, относилась к аристократам. Карло Танкреди Фалетти (1782-1838) был маркизом Бароло, последним  потомком одного из богатейших родов  Европы. В 1806 году он  женился  на  француженке  Джульетте  Кольбер (1786-1864), с которой познакомился  при  дворе  Наполеона. Всесторонне  образованная  Джульетта  была  французской дворянкой  и  правнучкой  «короля-солнца»  Людовика XIV.

Карло Танкреди Фалетти и Джульетта  Кольбер

Карло Танкреди Фалетти и Джульетта Кольбер

В 1814 году  семья Фалетти поселилась в Турине. Хотя их темпераменты отличались – она была взрывная, он тихий и рассудительный – смогли найти взаимопонимание и отлично сотрудничать. Оба вынесли из своих семей не только известные фамилии и богатство, но также искреннюю  религиозность. Не  имея  детей  и  будучи людьми глубокой веры, активно включились в благотворительность. В течение дня в их дворце выдавали еду для бедных. Маркиз Карло Танкреди  22  года  был бургомистром Турина. Был высоко ценим за умение управлять, особенно в кризисных ситуациях.
Его жена активно занялась работой с заключенными. В 1821 году её даже  назначили супер-интендантом тюрьмы. Ввела в ней новые требования гигиены, питания и одежды. Под её руководством Туринская тюрьма стала образцовой, направленной  на ресоциализацию заключенных. Для  женщин, освобожденных  из  тюрьмы, заложила новый монашеский орден, называемый Кающиеся святой Марии Магдалины (сегодня Сестры Иисуса Доброго Пастыря).
Среди дел супругов Фалетти ди Бароло называют  также  дом для  одиноких  матерей,  детский сад  для  детей рабочих (первый в Италии), госпиталь  для  детей-инвалидов, профессиональное  училище  для  девушек  из рабочих семей. Оба также поддерживали создание бесплатных школ, строительство коммунального кладбища  в Турине и разнообразную помощь бедным. Супруги совместно  основали в 1834 году ещё один монашеский  орден  – Сестры Провидения, сегодня известный как Сестры св. Анны.  Отдали  ордену  свою виллу. Сестры сначала опекали сирот, а потом работали с проститутками  и  заключенными.
В 1835 году в Турине свирепствовала эпидемия холеры. Маркиз-бургомистр и его жена не только  организовывали  помощь больным, но сами непосредственно в ней участвовали. Это сильно сказалось на их здоровье. После смерти мужа  в 1838 г. маркиза продолжила деятельность. Все семейные средства передала новой благотворительной  организации  Opera  Pia  Barolo. Жизнь Джульетты и Карло ди Бароло Фалетти, хотя такая далекая от наших времен, как календарно, так и с точки зрения их происхождения и положения в обществе, остается привлекательным примером креативности и участия в жизни ближних, которые нуждаются  в  помощи.
Три  испанские  супружеские  пары, кандидаты на  алтаре, являются  жертвами религиозных преследований  гражданской войны 1936 года. Супруги  Мария  Пас Гуэртэ Паскуале Мерхан (род. 1895) и Габино Диас-Толедо Мачо-Мартен (род. 1895) из  архиепархии  Толедо были расстреляны 21 августа 1936 года. Когда их арестовывали, Габино  рыдал  над судьбой их двух сыновей. Жена утешала его, говоря, что ведь не хотят  для  детей ничего  больше, чем  Бога. Перед расправой  Мария  Пас  завязала глаза мужа своим  платком  и взяла его за руку. Похоронены в часовне мучеников в Мора де Толедо. Один из их сыновей  стал  священником. С 1969 по 2002г. был  архиепископом  Оведо. Говорит, что его мать – это мученица супружества, а умереть за супружество – значит умереть за веру.
Жители Таранкона в епархии Куэнка –Мария Долорес  Гомес Плаза и Хосе Карне Морехо –  отдали свою жизнь 29 августа 1936 г. По профессии он был врачом, а она – домохозяйка.
24 сентября 1936 г. вместе с тремя детьми были  замучены  Эмилия  Эра  Саура (род.1888 г.) и Пласидо Арменгол Церанова (род.1873 г.) из Барселонской  архиепархии. Просьбы об их беатификации  являются  частью сборных ходатайств, касающихся  более тысячи католиков, замученных во время гражданской войны, которых  испанский  Костёл  жаждет  беатифицировать как мучеников за веру.

Розетта Франци и Джованни  Чеддо

Розетта Франци и Джованни Чеддо

Счастливым  супружеством были Розетта Франци (1902-1934)  и Джованни Чеддо (1900-1942). Вместе прожить  дано им было только шесть лет. Оба умерли скоропостижно: она во время родов, он – в России на фронте второй мировой войны. Джованни родился 22 апреля 1900 г., получил специальность геодезиста. Розетта родилась 3 декабря 1902г., была учительницей. Учила  не  только  детей, но также (бесплатно) их  неграмотных  родителей, в своем приходе работала также катехеткой. Оба были людьми  глубоко  верующими, активными деятелями  Католической  Акции.  Хотели  иметь  многодетную семью. По очереди пришли на свет сыновья Пьеро, Франческо и Марио. Затем Розетта  перенесла  два выкидыша. Следующая беременность  была  близнецами. В это же время Розетта  заболела  воспалением  легких. Умерла во время преждевременных родов 26 октября 1934 г. в возрасте 32 лет. Пятимесячные недоношенные дети  также  не выжили.
34-летний  вдовец остался с тремя сыновьями. Работал, но семья всё равно жила бедно. Одновременно  продолжал  свою деятельность в приходе.  Джованни  пользовался большим уважением  в локальном сообществе, выступал в роли  третейского  судьи  в  конфликтных  ситуациях. Был открыт  на  других  людей, за что однажды потерпел от настоятеля прихода. Во время Мессы священник предостерегал своих прихожан  перед  путешествующими  протестантскими пасторами и в качестве плохого примера  привел  геодезиста  Джованни, который пригласил  протестанта  в  дом  и  разговаривал с  ним. На русский фронт попал в 1942 году. Правдоподобно, что это было в качестве кары за то, что не вступил  в нацистскую партию, поскольку как вдовец,  воспитывающий  малолетних  детей, должен был остаться дома. Погиб 17 декабря 1942 г. на  реке  Дон в звании капитана артиллерии. Когда  советские войска начали контрнаступление,  Джованни  Чеддо получил приказ отступать. Его молодой заместитель должен был остаться в госпитале с нетранспортабельными ранеными. Зная, что  это грозит смертью, Джованни предложил поменяться и сам остался в госпитале, где и погиб. Его молодой напарник выжил и  вернулся  домой.
Многие люди, которые знали Розетту и Джованни, говорили  о неудержимом впечатлении святости, которое пара оставила после себя. Во время похорон Розетты священник (её исповедник) надел белую литургическую одежду. Говорил, что Розетта была  ангелом  и  находится  уже в небе, поэтому не служил покаянной Мессы за грехи. Старший  сын  супругов Чеддо стал священником и  миссионером  в  Миланском Папском Институте Иностранных миссий. Среди многих книг, которые  написал  кс. Чеддо, есть одна о его родителях. В  её названии  использовано  определение  «святые родители», хотя ещё нет формального решения об их беатификации. Однако чувствовал, что имеет на это право, так как они были святыми в его глазах, в глазах  его братьев и  множества  других  людей,  которые культивируют  память о Розетте  и Джованни. «Как  здорово, дорогой читатель, – пишет кс. Чеддо,  – расти в семье, в которой мама и папа «святые» (в кавычках, потому  что  решение принадлежит Церкви). Кс. Пьеро вспоминает, что родители учили его и его братьев сочувствию другим, например, мальчики  должны  были  делиться  праздничными подарками с более бедными соседями. Более ранняя книга кс. Чеддо «Завещание капитана», содержащая  волнующие письма его отца из армии, была издана в 2002 году, в 60-ю годовщину  смерти  Джованни  Чеддо, стала  поводом инициации беатификационного процесса. Книга  быстро стала популярной, её читатели предложили  предпринять  усилия  по  инициации вынесения на алтарь родителей автора. Сам он об  этом ранее не думал. Позже говорил, что история  его  родителей  очень  понравилась Иоанну Павлу II. Представитель Конгрегации по делам Святых кс. Ди Руберто по этому поводу сказал, что «папа  все время нам повторяет, чтобы  вносили  предложения, касающиеся святости людей светских, а особенно супругов». Позже  дела  пошли  быстрей  и  от  2005 года  идет беатификационный процесс супругов Чеддо. Особо  подчеркнутым  аспектом  их  жизни является обычность и нормальность, что служит приближению  их  к  современным супругам.

 

Елена  ЛАТУШКИНА.
г. Могилёв.
(Продолжение следует)


 

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий