Слава Иисусу Христу!
Несколько лет назад мы, Александр и Елена Латушкины, врачи по образованию, стали епархиальной аниматорской парой общины Домашний Костёл Минско – Могилевской архиепархии. Наша община, основанная в 1973 году кс. Ф. Бляхницким, является семейной ветвью Движения «Свет – Жизнь», а ее членами – супруги, которые стремятся к святости вместе, вместе идут дорогой супружеской духовности. Понимая всю ответственность за духовный рост семей общины и, в первую очередь, за свой собственный, для восполнения пробелов в своих теологических познаниях мы стали студентами Катехетического колледжа им. Зигмунта Лозинского. Во время учебы начали больше читать соответствующей литературы и искать ответы на вопросы, касающиеся духовности супружества и семьи. Поделиться полученными знаниями с читателями журнала считаем своим долгом.
К святости – вместе
Наше внимание особо привлекла книга Збигнева Носовского «Парами в небо» (Zbigniew Nosowski «Parami do nieba», WIEZ, 2010). Автор книги предлагает новое видение святости супружества, которая находится в обычной повседневности супружеской жизни, когда любовь к Богу не требует полного отречения от любви к супругу. Все вместе, все в Нём, Едином.
Носовский пишет, что в течение многих веков католические супруги не получали от своей Церкви примеров для наследования в лице беатифицированных или канонизированных супружеских пар, а о существующих святых, которые жили в браке, известно было очень немного.
До 21 октября 2001 года римские папы не вынесли на алтарь ни одной супружеской общины. Церковная проблема с недостатком святых супружеских пар основывается именно на том, что хоть в истории христианства тысячи супружеств испытали в своей любви необычное прикосновение и близость Бога, излучали вокруг себя тепло домашнего очага и всепрощающую любовь, воспитывали своих детей хорошими людьми и христианами, были лучшими дедушками и бабушками, всю жизнь служили Богу и творили много добра ближним, однако их имена и фамилии были известны только Богу. Для Церкви они остались анонимными. Однако глубже изучая историю Церкви, все больше можем найти примеров святых супружеств, а также супружеств, в которых и жена, и муж почитаемы как святые или блаженные.
Ни одна из этих пар, аж до 2001 года, когда Папа Иоанн Павел II беатифицировал супругов Марию и Людовика Бельтрам — Кватрочи, не была канонизирована совместно.
В Апостольском послании «Tertio millenio adveniente» Иоанн Павел II писал: «Необходимо признать героичность добродетелей святых верных светских, которые реализовали свое христианское призвание в браке. Поддерживая убеждение, что в действительности нет недостатка в плодах святости также и в этом состоянии, ощущаем потребность найти соответствующие способы, чтобы эта святость была подтверждена Церковью и дана в качестве образца для других христианских супругов».
Следуя за этой мыслью, хотим рассказать, с помощью автора книги «Парами в небо», о святых супружествах, найденных в истории Церкви.
Перечисление этих супружеств начнем с пар, известных из Нового Завета. Конечно же, начать необходимо от Пресвятого и самого известного Супружества в истории.
На тему супружества Марии и Иосифа мы знаем, к сожалению, намного меньше, чем хотели бы знать. И поэтому, не повторяя известной библейской информации, сосредоточимся на культе Святой Семьи.
Культ Святой Семьи в Римско-католической Церкви появился только в XVII веке. Ранее вообще не существовало понятия «семья» в сегодняшнем значении; ни германские, ни романские языки долгое время не находили термина для группы людей, состоящей из отца, матери и детей.
Слово «familia» в латинском языке означало сообщество людей, подчиненных авторитету отца, с учетом прислуги и близких кровных родственников. Могло это также означать род, имение или сотрудничающую группу людей.
Не означает это, однако, что Марии и Иосифу, как супружеству, ранее было отказано в поклонении. Не хватало только языка, на котором можно было говорить об их связи с Иисусом. Разумное решение этого вопроса было предложено Жаном Жерсоном. В одной из своих проповедей во время Собора в Констанце в 1416 году он употребил термин «троица», который со времен св. Августина был «зарезервирован» для Трех Божественных Лиц. Жерсон говорил: «Троица, достойная уважения и поклонения: Иисус, Иосиф и Мария». Слово «троица» в течение следующих двух веков употреблялось очень часто. Охотно сравнивались «троица земная» с «Троицей Небесной», тем более что Христос принадлежал и к одной, и к другой. Часто употребляемым стал призыв: «Иисус, Мария, Иосиф святой!»
Ещё в середине XVII века появились монашеские общины, в своем названии обращавшиеся к совместной жизни Иисуса, Марии и Иосифа. Однако по-прежнему не хватало соответствующего слова для описания этой общинной жизни. Когда, наконец, появился термин «семья» в значении – мать, отец, дети – последовательно появился термин «Святая Семья».
Первой страной, в которой появился литургический праздник Святой Семьи, была Канада. В 1648 году с разрешения Папы Александра VII этот праздник установил епископ Франсуа Монморанси — Лаваль. Эта новость вызвала неприятие во Франции, в которой даже появились движения, препятствовавшие распространению этого праздника в других странах. Праздник выпадал в разные периоды литургического года – изначально на третье воскресенье Пасхи, в других местностях – в последнее воскресенье мая, третье воскресенье ноября, в одно из воскресений пасхального периода.
Папа Лев XIII принял культ поклонения Святой Семье и поощрял празднование его в третье воскресенье после Объявления Господня. В 1893 году признал привилегию Святой Мессы и Официум о Святой Семье (даже сам сложил гимн к этому Официуму) для тех епархий, которые обратились с такой просьбой. Пий X исключил этот праздник из большинства локальных литургических календарей. Снова этот праздник утвердил в 1920 году Папа Бенедикт XV, а годом позже распространил его на всю Церковь, установив датой празднования первое воскресенье после Объявления.
После II Ватиканского Собора, с 1969 года, торжество Святой Семьи отмечается в первое воскресенье после Рождества или 30 декабря, если нет воскресенья между 25 декабря и 1 января.
Западный подход к Святому Семейству во многом обязан францисканской традиции. Введение и популяризация вертепа святым Франциском Ассизским, несомненно, приблизили Марию и Иосифа к последующим поколениям христиан. Культ Святого Семейства и особенно ее наследование — логичное следствие этого факта. Семья из Назарета становится, по словам св. Иоанна Павла II, «образцом и примером для всех христианских семей».
В очередном выпуске мы продолжим разговор о святых парах, найденных на страницах Нового Завета.
Елена ЛАТУШКИНА.
г. Могилёв.