Библейская катехеза

кс.Адам ДынакВ своем апостольском  послании «Misericordia et misera» в завершение  Юбилейного Года Милосердия  Папа Франциск  особо подчеркнул  значение слушания Слова Божьего для того, чтобы жить милосердием.  Святейший Отец предложил установить во всех церковных общинах  специальное воскресенье, посвященное Святому Писанию, его распространению и изучению. Нами, христианами, этот момент должен быть расценен как призыв начать  новый  путь  по страницам Библии – путь, премного обогащающий и совершенствующий нас. Библейскую катехезу на страницах журнала ведет наш давний автор, библеист, вице-ректор Пинской духовной семинарии им. Ф. Аквинского кс. Адам Дынак.

 

 

Боговдохновенность Священного Писания

(часть II)

 

 

В предыдущем рассуждении мы столкнулись с интересным и в то же время таинственным, а поэтому непростым вопросом: вдохновенности  Священного Писания. Самим лишь прикосновением к этому вопросу отдаем себе отчет, с каким широким и одновременно захватывающим содержанием имеем дело.
Ничего удивительного в том, что величайшие умы в истории Костёла пытались углубиться в тайну Божьего вдохновения Библии. Возникали разнообразные теории, целые мыслительные конструкции, стремящиеся истолковать словами необычную тайну нашей веры. До настоящего времени вопрос вдохновенности Священного Писания становится предметом рефлексии Преподавательского Учреждения Костёла, отдельных теологов и многих обычных христиан, живущих в повседневной жизни Словом Божиим. Наши рассуждения являются очень скромным включением в эту струю и не с тем, чтобы полностью уловить то, что еще никому не удавалось, а чтобы приблизиться к тайне Книги, которая является источником нашей веры и местом встречи с Богом.
Встаёт вопрос: говорит ли само Священное Писание что-либо о своей  вдохновенности? Следует ответить утвердительно, хотя нет таких однозначных высказываний, которых бы мы ожидали. Если речь идет о Ветхом Завете, то необходимо обратить внимание на личности пророков, т. к. они как раз являют собой хороший пример взаимодействия Бога и человека в деле формирования Библии как вдохновенного писания. Они действовали и проповедовали по поручению или силой «Духа Яхве». Пророки являются людьми,  призванными Богом, которые от Его имени и Его силой проповедуют полученное слово, становясь как бы устами самого Бога. «Дух Яхве» отрывает их от обыденных занятий и велит провозглашать полученное от Бога послание. Например, пророк Осия назван «человеком, Богом вдохновленным» (Ос 9, 7), Иезекииль же замечает: «Вошёл в меня дух» (Иез 2, 2). Самым же превосходным образом «Дух Яхве» вселится в Мессию: «Дух Господа  Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим…» (Ис 61,1). Эти примеры указывают на «Духа Яхве» как источник силы и учения пророков. Тем не менее, мы касаемся вопроса вдохновенности, даже если о нем не говорится прямо. Действие Святого Духа сопутствовало процессу получения, передачи и записи в Писании Слова Божьего. В передаче этого слова участвовали люди, которым сопутствовала особая помощь Бога. Человек, наполненный невидимой силой Духа Божьего, становится соратником Бога и орудием для осуществления Его планов. Это тесное взаимодействие Бога и человека в создании Святой Книги  теология назовет харизмой вдохновенности, о чём уже шла речь в нашем предыдущем рассуждении.
Если речь идет о Новом Завете, то обычно указывают на два фрагмента (2 Тим. 3, 14-16 и 2 Петр 1, 1-21), которые довольно прямо повествуют о вдохновенности Священного Писания. Вообще эти высказывания обладают своим контекстом и были высказаны в конкретной ситуации и для конкретной ситуации, но тем не менее каноническое прочтение позволяет понять их намного шире. Присмотримся ближе к этим текстам.
В первом  из  упомянутых фрагментов (2 Тим. 3, 14-16) апостол Павел напоминает своему  ученику Тимофею, чтобы он оставался верным тому, чему научился из Священного Писания, о котором говорит: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения,  для обличения, для исправления, для наставления в праведности». Выражение  «Все писание» означает книги Ветхого Завета и следует его понимать как: каждое, каждое единственное писание. Заметим, что св. Павел в своем высказывании упоминает личность Иисуса Христа, потому речь идёт не только о Ветхом  Завете, но и об учении, которое провозгласил Иисус и которое приобрело для нас  форму Нового Завета. В конце концов высказывание Апостола Народов представляет собой  библейскій аргумент потому, что через Священное Писание к людям обращается Бог,  значит, с  этим учением нужно оставаться и согласуясь с ним –  жить.
Второй текст гласит: «Зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо  по  воле человеческой, но изрекали Его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петр 1, 20-21). Высказывание это относится  не  столько к пророчествам, оглашаемым устно, поскольку получатели послания не могли их слышать, а к пророчествам, записанным  в Библии. Записывающие  эти  пророчества были «движимы  Духом  Святым». Слова, записанные людьми, являются не только их произведением, но прежде всего –  словами Бога.
Просто невозможно представить полностью историю теологической рефлексии над естеством библейской вдохновенности. После короткого прочтения библейских текстов по этой теме обратим ещё внимание на высказывание II Ватиканского Собора по этому вопросу, т. к. это учение является для нас особенно связующим. Так вот, отцы этого Собора учат:
«Открытые Богом истины, которые содержатся и излагаются в Священном Писании, были  записаны под вдохновением от Святого Духа. Ибо все книги как Ветхого, так и Нового Завета, со всеми их частями, Святая Матерь  Церковь  по вере Апостолов  считает священными  и  каноническими, поскольку, написанные под вдохновением от Святого Духа (ср. Ин 20, 31; 2 Тим  3, 16; 2 Петр 1, 19-21; 3, 15-16), они имеют автором Самого Бога  и как таковые были переданы Церкви. Для составления же священных книг Бог избрал определенных  людей, воспользовавшись их  способностями и силами, чтобы при действии Его Самого в них и через них они письменно передали, как настоящие авторы, всё то, и только то, что Он хотел» (Dei Verbum, глава III, 11).
Следует обратить внимание на факт, что документы II Ватиканского Собора говорят о Боге как  авторе Библии, но способом, не уменьшающим значения литературного  автора, напротив, в нём подчеркивается полная ответственность  агиографов в деле переписывания Божьего возвещения. Текст соборного  учения  не является дефиницией в определении вдохновенности, а скорее описанием этой действительности. Таким образом, высказываясь по такому важному  вопросу,  Костёл не закрывает своим постановлением путь к дальнейшим исследованиям и уточнениям, что служит  ещё  одним  аргументом того, с  каким  великим таинством имеем дело.
История формирования науки Костёла о вдохновенности  Священного Писания  является очень длинной и богатой. В течение целых веков, сначала Отцы Костёла, а затем многие теологи пытались понять,  каким образом Бог влиял на людей, передающих Его волю, Его слова. На эту тему появилось много научных теорий, но ни одна из них не смогла дать окончательного разъяснения по этому вопросу. Так, скорее всего, уже  и останется.  И хорошо. Это только подтверждает необычность Священного Писания. Оно является Святой Книгой  таинств  и не беспочвенно. Однако, с другой стороны, Библия  –  это  книга, которая подарена людям и открыта для них. Она является живым источником, который никогда не иссякнет и никогда не надоест. Она выражает невыразимое, поэтому позиция веры и доверия  является  наиболее правильным подходом  к учению Священного  Писания. Это касается и содержания его вдохновенности. Сначала принять и уверовать, а затем исследовать. Кажется, это направление является  истинным.

 

кс. Адам ДЫНАК
(Продолжение следует)


 

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий