Наиважнейшей, самой первой заповедью, которую дал нам Господь, есть любовь Бога и ближнего. Любовь ближнего проявляется в исполнении дел милосердия, с которыми приходим на помощь нашему ближнему в его телесных и духовных потребностях (ср. ККЦ 2447).Св. Иаков, апостол, написал: «Вера без дел мертва» (Иак 2, 20). На основе науки Иисуса сформирован перечень милосердных дел для ближнего. Знаем их из Катехизма.
Дела милосердия для тела:
1. Накормить голодного.
2. Напоить жаждущего.
3. Одеть нагого.
4. Принять странника в свой дом.
5. Посетить заключенного.
6. Навестить больного.
7. Похоронить умершего.
«Наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть» (Мф 25, 34-35).
Проблемы людей бедных и нуждающихся в помощи есть в каждой эпохе и в каждой системе. Согласно оценкам, около миллиарда людей в мире голодает. Каждые 3,6 сек. кто-то умирает от голода. Святой Иоанн Павел II призывал: «Нужен взгляд любви, чтобы видеть рядом с собою брата, который с утратой работы, крыши над головой, возможности достойного содержания семьи и образования детей переживает чувства опустошенности, потери и безнадежности». Люди, которые терпят от мучений и недостатка, часто стесняются в этом признаться. Скрывают свою беду. Помощь им тем более должна быть сдержанной и полной уважения их достоинства.
Память о голодных требует разумного использования хлеба и питания. Порча продуктов питания – грех. Помочь голодным можно разными способами: делимся тем, чем можем поделиться, или, например, сбереженные, в результате великопостных постановлений, деньги жертвуем для выживания тех, кто терпит голод. Возможностей помочь другим множество. Можем помогать соседям, детям из ближайших школ, можем отправить деньги на счет организаций, которые занимаются поддержкой и помощью нуждающимся и голодным, например, Каритас, миссийные ордена, другие проекты помощи.
К созидательной любви призывает в первом Послании св. Иоанн: «Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин 3, 18).
Нет ли в моем ближайшем окружении в самом деле голодного? Знаю ли я людей нуждающихся? Помогаю ли им? Каким образом? Отказал ли себе в чем-нибудь, чтобы дать голодному? Известны ли мне люди, организации, которые занимаются благотворительной деятельностью? Не возвышаюсь ли над людьми нуждающимися? Не отношусь ли к ним с пренебрежением?
«Жаждал, и вы напоили Меня» (Мф 25, 35).
В наших климатических условиях не возникает так много случаев, чтобы исполнить это дело милосердия. Это не означает, однако, что эта проблема нас не касается. Каждый из нас может встретить человека жаждущего, и ему надо помочь не взирая на то, близкий это человек или незнакомый, приятный или, в нашем понимании, враждебный. Жаждущего путешественника можем встретить в пилигримке, в поездке, в жаркий день в поезде. Где происходит какая-нибудь катастрофа, наводнение, землетрясение, всегда в первую очередь требуются вода и другие напитки. Тогда можем оказать помощь при посредничестве различных гуманитарных организаций.
На Земле в устрашающем темпе сокращаются запасы питьевой воды. 884 миллиона людей не имеют доступа к непосредственным источникам воды, главным образом – в Азии и Африке. Каждый день около 4000 детей умирают по причине болезней, связанных с недостатком питьевой воды. При посредничестве Каритас и других гуманитарных акций можно помочь в строительстве колодцев, передвижных станций очистки воды. Чтобы грядущим поколениям обеспечить возможность удовлетворения жажды и жизни на земле, необходимо заняться решением проблем экологических. Часто тратим воду бессмысленно, загрязняем, выливая химикаты в стоки, засоряя и загрязняя реки и ручьи. Имеем в виду, что пренебрежение охраны окружающей среды и водных ресурсов надлежит рассматривать как моральное зло, причиненное ближним. Вода – это знак жизни. Делясь водой, делимся жизнью. Помним ли мы об этом? Когда в последний раз выпало мне подать символический стакан воды жаждущему человеку? Ближнему? «Кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мк 9, 41).
Одеть нагого.
«Был наг, и вы одели Меня» (Мф 25, 36).
Нагой – это бедный. «Бедных всегда будете иметь у себя», – говорил Иисус. Самым простым способом исполнения этого вида милосердия является отдать свои ненужные, но не изношенные еще вещи во время сборов, организованных благотворительными организациями.
Каждый человек, в меру своих возможностей, должен помогать. Каждый день должны учиться постигать нужды других.
Чаще всего передается детская одежда родственникам и знакомым. Следует помнить, однако, что речь не должна идти о том, чтобы успокоить совесть посредством «передачи того, что нам не нужно», или посредством очистки собственных шкафов, а о действии милосердия, о том, что увидели Иисуса в другом человеке. Идея помощи измеряется способностью поделиться тем, что имеет ценность. «У кого две одежды, тот дай неимущему» (Лк 3, 11). Согласно информации медиа, люди мобилизуются в ситуациях катаклизмов, различных поражений, наводнений, пожаров в крае и за границей. Организуются акции, о них говорит пресса, телевидение, и большинство людей принимают в них участие. В каждодневной суете не всегда помним, что во многих регионах мира люди живут в крайней нужде. Мы можем им помочь через миссионеров, Каритас, а также другие организации, оказывающие помощь. Всматриваюсь ли я в свое окружение и замечаю ли людей, нуждающихся в поддержке? Когда последний раз оказывал помощь нуждающимся?
Принять странника в свой дом.
«Был странником, и вы приняли Меня» (Мф 25,35).
В наше время не так часто случаются ситуации, когда кто-то стучит в дверь нашего дома с просьбой о ночлеге. Но и сегодня есть бездомные. Люди без крыши над головой, часто голодные и больные, ночуют по вокзалам, в переходах на ступеньках, на дачах либо под мостами. Проблемы бездомности и бедности ярко видны в осенне-зимний период. Независимо от того, заслуженная это бездомность или незаслуженная – Христос призывает нас видеть в бедном брата, который нуждается в нашей помощи. Услуга, оказанная человеку, – это услуга, оказанная самому Богу. Каждая наша помощь таким людям бесценна.
Старопольская пословица гласит: «Гость в дом – Бог в дом». Приход гостя был праздником. Человек, имеющий открытое сердце для гостя, имел одинаково открытое сердце для Бога. Сегодня охотнее закрываемся в своих четырех стенах. Часто не замечаем, что рядом с нами живут люди бездомные, духовно опустошенные, не имеющие с кем поговорить, перед кем открыться. Наше присутствие, готовность выслушать и помочь могла бы быть для них укрытием. Св. Иоанн Павел II говорил: «Чувствуешь себя одиноким. Постарайся навестить того, кто еще более одинок». Исполняя это действие милосердия, давайте помнить, что вместе с другим человеком приходит Божие благословение: «Кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня» (Мф 10, 40). Как я могу выполнить это действие милосердия? Что могу сделать?
Посетить заключенного.
«В темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф 25, 36).
Большинство из нас не имеет каждодневного контакта с тюрьмой и заключенными. Призыв навестить заключенного вызывает у нас сопротивление, особенно сегодня, когда подавляющее большинство считает, что преступники получили правомерные приговоры. Но навестить заключенного не означает злого действия, как и не означает злого поведения. Грех никогда не может быть назван иначе, чем грех, чем обида. Надлежит с ним покончить, но одновременно надо помнить и о достоинстве человека, который его допустил. Надо дать ему надежду на поворот к нормальной жизни. Тюремные капелланы видят, что жесты доброжелательности часто становятся стимулом к перемене жизни, исправлению, а даже к обращению.
В действительности некоторые осужденные абсолютно равнодушны к людским проявлениям доброты, однако нельзя позволить, чтобы такие люди потерялись окончательно. Нельзя списывать их на потери. Они также имеют шанс вернуться к жизни в обществе, к жизни в Костеле, к жизни в семье. К этому моменту следует их подготовить. Очень важное значение имеет для них услуга капеллана исправительной колонии. Все чаще можно встретить людей, заинтересованных темой осужденных. Деятельность волонтеров, членов различных движений и тюремных братств может становиться и вдохновением, заинтересованностью, личным участием в исполнении этого действия милосердия – «посетить заключенного». Св. Иоанн Павел II во время встреч с заключенными, а было их несколько в течение понтификата, всегда подчеркивал правду о нерушимом достоинстве каждого человека, также осужденного и заключенного. В колонии в Плоцке в 1991 г. Папа призывал, чтобы условия содержания осужденных не вредили их здоровью, их связи с родными или чувству собственного достоинства. Он говорил: «Вы осуждены, это правда, но не пропавшие. Каждый из вас может, при помощи Божией ласки, стать святым».
Навестить больного.
«Был болен, и вы посетили Меня» (Мф 25,36).
Великий Пост склоняет нас к размышлению над смыслом жизни и призывает к совершению добрых дел. Св. Иоанн Павел II в Энциклике о Божием Милосердии учит нас, что человек призван к тому, чтобы оказывать милосердие другим; что слова, пусть самого наипрекраснейшего, недостаточно. Больной человек нуждается в близком присутствии другого человека. Еще мудрец Сирах предупреждал: «Не ленись посещать больного, ибо за это ты будешь возлюблен» (Сир 7, 35). Болезнь и терпение – свидетельства общечеловеческие, и все, в большей или меньшей степени, в какой-то период жизни бываем ими затронуты. Врачи, которые опекают больных, часто подчеркивают, что уныние для больного может быть хуже, чем недостаток медицинской помощи или лекарств. Присутствие, близость, заинтересованность другого человека во время болезни имеет огромное значение. Все христиане, в меру своих возможностей, должны заботиться о больных, навестить их и спешить к ним с помощью, в которой они нуждаются. Ухаживать за больными и терпящими, особенно близкими, трудно. Люди часто этого избегают, чтобы не слышать о своей беспомощности. Быть рядом, видеть чью-то боль, терпение, слёзы и ничем не помочь – часто кажется выше наших сил. Навещая больного, помогаем ему принять и перенести терпение. Часто такие визиты позволяют дать отдых людям, которые ухаживают за больными постоянно. Обычно много не надо – достаточно навестить старшего или больного человека, поговорить, предложить помощь, совершить покупки, уборку в доме, почитать газеты или книгу. Посредством этих обычных занятий, выполняемых с любовью, часто происходит чудо – больной чувствует себя значительно лучше. Восхищаемся беспокойством других людей о больных и часто успокаиваем свою совесть: дескать, чем я могу помочь? Другие делают это лучше меня. Больной устает, мучится, если кто-то его навещает, зачем тогда я?
Не можем освободить себя от ответственности. Каждый может быть волонтером и помогать больным. В зависимости от доступности, способности и личных предпочтений можно выбрать занятие, которое будет наиболее соответствовать ритму вашей жизни. Св. Августин говорил, при наведывании больного «Христос навещает Христа», или при жертвенной помощи получает пользу и больной, и тот, кто его навещает.
Каждый из нас как человек, как христианин должен служить другим и в том себя реализовывать. Согласно золотому правилу из Евангелия по св. Матфею: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Мф 7, 12). Стоит осмотреться – столько людей тянут бремя болезни. Живут в наших семьях, живут с нами рядом – на лестничных площадках, иногда – по разным причинам – в домах опеки. Часто в одиночестве. Ждут… Папа Иоанн Павел II установил в 1992 г. Всемирный день больных, чтобы привлечь наше внимание к больным и терпящим.
Похоронить умершего.
«Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25, 40).
Уважение к умершему существует в каждой культуре, независимо от взглядов и вероисповедания. Погребение умерших – это наша человеческая обязанность. В Катехизисе Католической Церкви читаем: «С телами усопших надлежит обращаться почтительно и с любовью, в вере и в надежде на воскресение. Погребение мертвых – это акт телесного милосердия, выражение почтения к Божиим чадам, тело которых – храм Духа Святого». (ККЦ 2300). Мудрец Сирах наставляет: «Сын мой! Над умершим пролей слезы и, как бы подвергшийся жестокому несчастию, начни плач; прилично облеки тело его, и не пренебреги погребением его» (Сир 38,16).
В христианском деле погребения умерших содержится надежда на встречу с умершими в будущей жизни, в кругу спасенных. Иисус воскрес, и благодаря этому и смерть людей, и погребение не означают конца жизни. «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин 11, 25-26). В первые века христианства умерших хоронили в катакомбах, а начиная с 313 г., т.е. с момента свободы вероисповедания для христиан, пришел обычай погребения верных в костельных стенах. Обычай этот происходил из желания сложить останки христиан поблизости находящихся в тех костелах реликвий святых и мучеников. В скором времени, однако, ввиду нехватки места, было принято хоронить только духовных лиц и фундаторов святыни. Всех остальных верных прихода начали хоронить на площадке перед или около костела, огороженной забором. Так начинались кладбища прикостельные. Теперь все чаще встречается захоронение в урне. Костел высказывается, однако, за традиционную форму погребения, а кремация, единственное, допустима. Согласно Катехизису Католической Церкви, «Кремация дозволена Церковью в том случае, если она не является выражением неверия в воскресение тела» (ККЦ 2301).
Забота об умерших не должна закончиться погребением. Досмотренные могилы – свидетельство веры в жизнь вечную. Посещение кладбища – это помощь умершим, но это также действие милосердия в отношении себя самого, чтобы выпросить себе ласку хорошей жизни, счастливой смерти и вечности. На одном из надгробий написано: « Прохожий, пока живешь – живи хорошо, чтобы жил вечно». «Молитва за живых и усопших» – одно из семи дел милосердия для души.
Агата.
Текст взят со страницы сайта Римско-Католического прихода Воздвижения Св. Креста и Матери Божией Оздоровления Больных в Катовице.