Можно ли научить человека радоваться тому, что у него есть, и ценить то, чем он обладает? Можно ли научить человека максимально пользоваться имеющимися у него ресурсами во благо себе и ближним? Можно ли научить человека не оглядываться на других, не сравнивать себя с ближними и не соперничать с ними?
Дети на катехезе говорили о том, что существует белая и чёрная зависть. Я пошутила, какого она ещё бывает цвета? Дети смутились и заулыбались. По «цвету» они пытаются определить, какая зависть «хорошая». А бывает ли зависть хорошей? Гордыня и зависть стали причиной падения ангелов. Первое убийство во-шло в мир через зависть. Фарисеи завидовали Иисусу… Зависть вынуждала и на протяжении веков вынуждает забывать нас о родственных узах – сколько проблем из-за неё в семьях, между родственниками, насколько она усложняет нашу жизнь в обществе… Зависть – это глобальный тормоз для нашего развития. Для меня зависть – это самый бессмысленный из всех грехов. Если при других грехах создаётся хотя бы какая-то иллюзия «удовольствия и удовлетворения», зависть ничего не даёт человеку, она его отравляет изнутри и, как ржавчина, поражает всю его личность.
Зависть всегда является проявлением недовольства в первую очередь по отношению к Богу, а уже вторично – по отношению к ближнему и себе. По логике завистливого человека Бог несправедлив, Он не любящий Отец и не заботится обо всех одинаково, у Него есть «любимчики», которым Он даёт больше даров и возможностей. Эту «несправедливость» завистник пытается «исправить» и взять то, что ему «по праву принадлежит». Это – больная, раненная грехом логика, а сколько из-за неё страданий входит в нашу жизнь, насколько усложняет она наши отношения. Интересно, сколько жертв принесло человечество ненасытному идолу зависти?
Мне часто завидовали, и мне знакомо чувство вины, которое хочет вселить в тебя человек, который тебе завидует. Я помню молитву, в которой умоляла Бога за-брать дары, которыми Он меня наделил, чтобы они не стали причиной зависти моих ближних. Я готова была лишиться Божьих даров, лишь бы освободиться от взгляда, отравляющих слов и действий завистливого человека. Я реально ощущала, что хотят у меня забрать то, кем я есть и чем я владею, как бы «скопировать» меня, но этого было недостаточно, надо было ещё и уничтожить оригинал. В перспективе я с болью вспоминаю этот период моей жизни. Вспоминаю вопросы, которые я себе задавала: почему именно я? В чем моя вина? Что я могу сделать, чтобы помочь человеку, который мне завидует? Как прекратить этот кошмар? Я пыталась обратить её внимание на то, чем она наделена Богом, но это было бессмысленно. Она как будто оглохла и ослепла. Со временем у меня выработался иммунитет на завистливых людей. Я им сочувствую, но не позволю их зависти разрушать мою жизнь.
На катехезе дети рисовали лицо завистливого человека и человека, свободного от чувства зависти. Под каждым рисунком они писали черты характера, присущие этим людям. Запомнился мне рисунок одного ученика. Он изобразил завистливого человека, подозрительно и коварно косившегося в сторону ближнего, у него были стиснуты зубы, от злости красное лицо и слёзы на глазах от бессилия. В общем – несчастный человек.
Потом мы с детьми пытались выписать «таблетки от зависти» для наших друзей, которые страдают этой болезнью. Дети рисовали таблетки и на каждой писали её «название»: «молись», «открывай в себе Божьи дары», «исповедуйся», «принимай Святое Причастие», «учись радоваться достижениям ближних», «цени то, что у тебя есть», «благодари Бога», «говори искренние комплименты ближним», «радуйся Божьим дарам», «ближний – не соперник» и т.д. Какие «таблетки» нужны нам? Почему мы не верим в то, что Господь наделил нас ВСЕМ – в буквальном смысле этого слова – необходимым для того, чтобы сейчас и здесь: быть счастливыми, полноценными и полноправными членами общества? Почему мы оглядываемся по сторонам и косимся на своих ближних? Почему постоянно сравниваем себя с другими, соперничаем, пытаемся кому-то что-то доказать? На самом деле всё выглядит таким образом, как будто мы хотим навязать другим симптомы нашей душевной болезни. Зависть это – болезнь. Она не бывает чёрной или белой, это один из семи главных грехов, который, поселившись в нас, никогда не остаётся сам по себе – с ним приходят другие грехи. Зависть – один из успешных «рычагов» управления людьми – разрознить, разделить, посеять между ними семена недоверия и соперничества, которые со временем принесут «плоды»: превосходства, пренебрежения, отчуждения или ненависти; всё зависит от того, чего мы достигли в жизни или в чём мы разочаровались.
У каждой зависти своя история. Не будем вдаваться в причины, хотя они очень важны для понимания сути вещей. Хотим ли мы перемен? Готовы ли мы к изменениям, которые влечёт за собою наша вера? Делаем ли мы всё зависящее от нас, чтобы жить в согласии с истинами, в которые мы свято верим? Или мы хотим подмять под себя евангельские истины? Мы все ранены грехом, нет ни одного человека на земле, которого бы не коснулось смертельное дыхание греха. Будем ли мы прятаться за прошлое и оправдывать своё поведение сегодня ранами, которые мы получили от близких? Часто слышу слова: «Я сегодня такой, потому что мои родители мне не дали…, потому что у меня не было…, потому что со мной поступали…» Я ещё не встретила человека, которому всё дали, у которого было бы всё или с ним поступали всегда правильно. Даже если и есть такие люди, они всё равно чем-то недовольны. Дело не в том, чтобы мы остались довольными. Дело в том, чтобы мы приняли евангельские истины, приняли Иисуса Христа как нашего Спасителя, чтобы мы жили в благодати Божьей сейчас и здесь, независимо от того, какое прошлое стоит за нами. Порою мы ведём себя, как раб из притчи о талантах, который получил один талант, пошёл и закопал серебро Господина своего. Когда же пришло время расплаты, он пытался оправдать своё малодушие и лень страхом перед своим Господином, которого считал жестоким и несправедливым человеком, который жнёт там, где не сеял, и собирает там, где не рассыпал. Мы знаем об участи, которая постигла злого и ленивого слугу, у него отобрали то, что у него было, и отдали тому, у кого десять талантов, а его выбросили вон, во тьму, туда, где плачут и скрежещут зубами. Странная, по нашим человеческим меркам, Божия «экономика», потому что всякому имеющему прибавится еще, и у него будет избыток. А у кого ничего нет, будет отнято и то, что у него есть. Что у нас есть? Какими дарами одарил нас Господь? Как мы распоряжаемся этими дарами? Не прячем ли мы «серебро Господина своего»? Если мы пытаемся найти оправдание нашему малодушию историями из прошлого или несправедливостью Бога, поверьте мне, – напрасная затея. Страх – не оправдание. Важен не талант человека, важно, как он его использует. Бог никогда не потребует от нас того, чего у нас нет. Он ожидает от каждого из нас, чтобы мы в полной мере использовали имеющиеся у нас способности. Таланты у людей неодинаковы, но при одинаковом рвении, в прилагаемых усилиях они могут быть равны. Притча говорит нам, что какой бы талант у нас ни был – маленький или великий, – мы должны использовать его во служение Богу и во благо ближним. Если у нас есть дарование, то чем больше мы практикуем эту способность, чем больше мы трудимся, тем большего мы достигаем и тем более трудные задачи мы сможем решить. И наоборот, если мы не будем пользоваться ими, мы потеряем их. Это в равной степени справедливо для игры в футбол или для игры на фортепьяно, для пения песен и для резьбы по дереву… Так же и для создания новых идей. Жизнь учит, что есть только один способ сохранить и приумножить дарование – использовать его на служение Богу и во благо людям.
Сестра Нунэ ТИТОЯН, MSF