Не дай себя запутать, потому что настоящий источник зла кроется внутри человека, в его расположении, в его целях и желаниях, в его добром либо злом намерении. Внешние действия – это всего лишь дополнения к решению, которое созрело внутри человека; и в том отличие права Божьего от права человеческого. Предметом права человеческого являются поступки, или действия внешние. Право Божье обымает всего человека – его мысли, желания, стремления и действия, которые есть плод, созревший внутри.
«Не пожелай жены ближнего твоего» – Заповедь, которая упорядочивает бдительность в сфере чувств и желаний и в то же время известным способом защищает семейные узы. Обращена она к мужчине потому, что разрыв, который люди переживают в сфере сексуальной чувствительности, у мужчин происходит иначе, чем у женщин. Речь идет о разрыве между функциями сексуальности – между сексуальными переживаниями и глубокой потребностью связи. У мужчины этот разрыв может привести к поиску сексуального удовлетворения вне связи с женой. В то же время у женщин этот разрыв между сексуальным опытом и связью основывается на том, что женщине важно поддержание связи чувственной, без отнесения ее к опыту сексуальному. Поэтому девятая Заповедь для женщины должна звучать так: «Не направляй свои чувства ни к кому иному, только к мужу». Тем «иным» чаще всего выступают дети, которые становятся жертвой неупорядоченных чувств матери.
***
«Не пожелай жены ближнего твоего». Не только «не прелюбодействуй», но даже «не пожелай». Не дай себя запутать всем тем силам желаний, которые дремлют в тебе как «зачаток греха». Не дай овладеть собою «человеку плотскому». Тело само по себе не имеет иной перспективы – ее имеет только дух. А затем – реализовать то, что каждый из нас имеет от духа и от Святого Духа. Не дать себя запутать всей той цивилизации желаний и потребления, которая преобладает у нас и придает себе названия – европейскость, преобладает у нас, пользуясь различными средствами массовой информации и обольщения. Это цивилизация или больше антицивилизация? Культура или больше антикультура? Здесь надо обратиться к элементарным различиям. Все же культура есть то, что делает человека прежде всего человеком. А не то, что только «потребляет» его человеческое.
***
Запрет желаний понимается так, как понимает его Новый Завет. Он есть как бы исполнением заповедей пророческих, которые пункт тяжести морального права и решений этических переносят в наш внутренний мир. Старое право остается одухотворенным и внутрипринятым, зло и добро рассудится в человеческом сердце. «Намерения человеческого сердца» – это место выбора добра и отбрасывания зла. Акт злобы принимает воля, интенция человека. Грешное желание, желание увлечься иным человеком и желание обладать им тоже развивается в сердце.
Христос не только возвращает супружескому союзу его моногамность и неразрывный характер, но более того, смещает пункт тяжести вовнутрь человека. Здесь поселяется все: «исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека».
***
Освобождая своих учеников от соблюдения обременительных предписаний, касающихся чистоты ритуальной, Христос вменил новую нелегкую обязанность заботы об элементарной чистоте интенций и намерений, и даже желаний. Не только то, что входит в уста…, а прежде всего то, что выходит из уст, исходит из сердца, делает человека нечистым. Эта Заповедь оберегает человека от греха распущенности уже с первой минуты, когда грех стремится поселиться в его душе. Пожар надлежит тушить в зачатке, иначе он нас поглотит.
***
В области, в которой страсть может быть одновременно и инструментом нашей жизни, как и фактором деструктивным для нашей собственной личности и средством для предназначения себе другой личности (для обладания ею), следует завоевать уважение своего партнера как личности. В противном случае личность остается подвергнута сексуальности, а не наоборот. Христос подсказывает, что грех прелюбодеяния совершается уже в сфере чувств , а не вначале в действиях: «Слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй». А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем».
***
Этот грех можно бы назвать внешним, умышленным. В этом случае речь прежде всего о чести и достоинстве женщины, которую нельзя унизить даже внешним актом желания; нельзя ее развращать духовно, втягивать в мир мысленных желаний, от которых нет поворота назад. Как глубоко гуманна позиция Христа и как отличается она от Ветхого Завета. Какое высокое до-стоинство придает Христос женщине! Девятая Заповедь, хотя и сформулирована c негативом, несет в себе позитивный посыл, базирующийся на достоинстве человека как личности, и как таковая должна быть интерпретирована.
***
Христос не придает значения греху умышленного прелюбодеяния. Его требования устремляются значительно дальше. Он говорит чрезвычайно спокойно избегать всяких скандалов и всего того, что приводит ко греху: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя: ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну». Правда, выраженная в этих словах, достаточно радикальна, чтобы встряхнуть человека. Означает она, что даже, если бы нам было что-то так дорого и так необходимо, как правая рука или правый глаз – органы тела всегда уважаемы как наиболее необходимые, – рискнем, вырвем, отбросим, порвем нити и связи, если для нас это оказия для греха. Он развращает всего человека. Трудно транспонировать этот радикальный вызов на язык действия, когда вожделение, похоть тела овладевает сердцем человека. Смотрим на это каждый день, смотрим с болью…
***
Современная цивилизация – это цивилизация желаний и потребления, отсюда проистекает, в частности, потребность бдительности в этой сфере. «Не дай себя запутать всем тем силам желаний, которые дремлют в тебе подобно углям греха», – упоминал св. Павел. Если будете жить, как желает тело, ждет вас смерть. Тело не имеет иной перспективы – только дух ее имеет. Если при помощи Духа будете усмирять поползновения тела, будете жить. Св. Иоанн Павел II напоминал: «Культура есть прежде всего то, что делает человека больше человеком. Не то, что только потребляет его человечность».
***
Может ли христианство противопоставить что-нибудь этой культуре желаний и потребления? Может противопоставить ей силу Духа, силу внутреннего человека, который позволяет Святому Духу вести себя и Его силою становится преображенным. Может противопоставить также здоровый аскетизм, имеющий в основе своей подчинение сферы желаний и вымыслов сфере разума и духа. Иной дороги нет. Содержание девятой Заповеди возможно понять только в связи с добродетелью супружеской верности. Без связи с этой добродетелью, подобно как целибат без связи с евангелическим целомудрием, остается чем-то непонятным, а даже абсурдным. Быть может, слишком мало говорим об этой добродетели и о ее связи с этикой супружества, потому сегодня платим за это по высокой цене.
***
Святой Фома Аквинский отличал самообладание от добродетели целомудрия. Сдержанность, самообладание – это добродетель вспомогательная, которая призвана сдерживать все, что в нашей сексуальности не упорядочено. Самым эрогенным органом у человека является его мозг и фантазии. Добродетель целомудрия – это имманентный, внутренний порядок, который царит в области сексуальности. Это он – главная цель и задача работы внутри нас самих.
Надлежит отличать желание от похоти. Первое кажется для человека чем-то натуральным, что естественно его интересует. Кажется чем-то существенным, потому что человек стремится удовлетворить свои натуральные потребности. Желание становится злостным только тогда, когда оказывается загрязненным через похоть, стяжательство. Желание становится виной, когда ведет в направлении «уничтожения» того, чем обладают другие. Надлежит иметь в виду, что, по крайней мере, вначале, «желание» не было чем-то таким, что касалось сердца и желания человека. Чтобы это желание стало провинностью, надо было «запрограммировать» определенные действия, необходимые для реализации такого желания.
Постепенно осознаем, что Заповедь касается также желаний и внутренней мотивации, независимо от действий. В этом случае не было обязательным присвоение вещи ближнего или его женщины. Однако хватило… созерцания, которое было расценено как жажда. Это все становится очень ясным в Иисусе. Человек грешит также в самом сердце, не имея в виду обязательно овладеть чем-нибудь. Древнейший текст Книги Исхода употребляет тот самый глагол «желать» в отношении как для женщины, так и для дома ближнего…
Кс. Юзеф Пежхальский, SAC, христианский портал Przemiana.