Мы подошли к 7-й Заповеди – «Не укради». Обратите внимание: не сказал Господь Мойсею, что именно нельзя красть, а запретил красть в принципе. А человек будто не слышит этого, так и помышляет, чтобы что-нибудь взять себе из того, что ему не принадлежит. Но зачем ему добытое не его трудом? Только лишь потому, что у соседа – больше? Порадуйтесь за своего соседа, и сердце ваше освободится от зависти, к вам никогда не придет мысль, чтобы что-нибудь у него (или у другого) украсть, значит, вы не впадете в грех. Что побуждает к воровству? Жадность, недовольство тем, что имеется. Но ведь все, что у нас есть, это от Бога: и способности, и таланты, и деньги; все вложения в нас – собственность Божия. Христианин не может противиться воле Божьей. Только просить, а не красть. «Просите, и дано будет вам…» (Мф 7,7).
Однажды я встретила нашу прихожанку, это было в деревне, и поинтересовалась, как у неё дела, как хозяйство. О проблемах детей и о внуках она увлечённо рассказывала, но когда вопрос коснулся хозяйства и коровы, она подозрительно посмотрела по сторонам и дала понять, что тема нежелательная. Я смутилась и попыталась выяснить, откуда эта опаска. Она мне заговорчески ответила: «Чтобы не сглазить». Не говорить о чем-то добром, хорошем, чтобы ближние не сглазили. Задумайтесь, дорогие читатели, какую атмосферу в обществе мы создаём, руководствуясь этим принципом. О чем же нам говорить? Всегда и только о проблемах, о том, у кого жизненная ноша тяжелее? О неблагодарности, скандалах, сплетнях и ссорах? Почему мы боимся делиться добрыми событиями (новостями), радостью? Нас могут неправильно понять? Мы в состоянии отличить банальное хвастовство от искренней радости. Почему нам проще делиться злом, болью и страданием, чем добром, успехом и радостью? Пожалеть мы всегда сможем, но порадоваться за другого – сложнее… Мне приходят на мысль две притчи Иисуса – о потерянной овце и потерянной драхме. Они заканчиваются одинаково; когда найдена пропажа, и владелец овцы, и женщина, потерявшая драхму, созывают ближних и говорят им: «порадуйтесь со мной». Порадуйтесь за меня, пусть благо ближнего будет поводом твоей радости. Порадуйся со мной, не бойся этому учиться. Никто не сглазит твои материальные блага, если ты осознаёшь, от Кого ты их получил, и Кому ты благодарен за них и Кому воздаёшь славу. Поэтому, когда что — то хорошее происходит в твоей жизни, – искренне, от всего сердца порадуйся и говори: «Слава Богу!» Воздай славу Дарующему, положи твоё благо на сохранение в Его «банк». Не думай, что молчанием или плевками и бессмысленным повторением «тьфу, тьфу, чтоб не сглазить…» ты спасёшь своё благосостояние. В самом деле, как нелепо мы выглядим со стороны, когда плюем или стучим по столу или по голове, когда нет рядом дерева. И это должно спасти наше благо? Почему мы так малодушны и маловерны? Проще поплевать и постучать себе по голове, чем помолиться? Не знаю, что обозначают эти, как называют люди, «безобидные» жесты? Для меня это обыкновенное, банальное идолопоклонство – поклонение Мамоне. И что это за таинственная «дружелюбная» сила, в которую мы верим, но с опаской всё-таки оплёвываем её? Неосознанное христианство – хуже атеизма. Ветхий человек жив в нас, гремучее невежество определяет наш способ мышления и образ жизни. Когда же мы отречёмся от Каиновой грусти в нас и облечёмся в Христовую радость? Что должно произойти, чего же ещё мы должны лишиться, чтобы, наконец-то, широко открылись наши глаза, чтобы мы прозрели и признали то, что очевидно и о чем мы знали? Почему нам трудно руководствоваться христианскими принципами, когда дело касается материальных благ.
Мы с детьми размышляли над понятием и словом «богатый» и пришли к выводу, что людей, которые стремятся к тому, чтобы иметь много денег, нельзя называть богатыми, их надо называть деньгатыми. Бог – вот корень и центр слова «богатый», и Он определяет его смысл. Богатый – это человек, в жизни которого много Бога и Его ценностей, а если в центре жизни человека деньги, мы назвали его «деньгатым». Со стороны выглядит по-детски наивным, но, согласитесь, как много истинной и чистой мудрости в этом способе мышления. Богаты ли мы Богом? Богата ли наша жизнь христианскими ценностями? Можно ли нас назвать людьми Бога? Является ли источником радости для нас благосостояние наших ближних? Или же оно нас дразнит и соблазняет? Как просто и однозначно относились к материальным благам первые христиане. Когда мы с учениками шестого класса обсуждали жизнь первых христиан и сравнивали их с современными христианами, все ученики заметили одно различие – у первых христиан «никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее» (Деян 4,32). «Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян 4, 34 – 35). Божественная премудрость, насколько же она проста и чиста. Материальные блага не накапливались бессмысленно – они раздавались, распределялись каждому по потребности. Среди первых христиан не было никого нуждающегося! Остановитесь и задумайтесь над этим предложением: всё, что имели и чем владели, отдавали, делились друг с другом, во благо ближним. Первые христиане умели делиться, были свободны от материальных благ, потому что нашли настоящее сокровище, о котором Иисус учил в притчах. «Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то. Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» (Мф 13, 44-46).
Бог, спасение, вера, надежда, любовь и благо ближнего – вот несметные, сокрытые от мира настоящие сокровища и, поверьте моему опыту, ради них стоит «продать всё», чтобы обрести их. Обладание даже самыми несметными материальными благами не могут человека наделить даже частичкой того достоинства, которым наделяет нас Бог посредством нашей веры. Материальные блага для меня всегда являлись лишь возможностью, но ничем иным.
Несколько лет назад мне позвонил из Америки мой ученик, в своё время он ходил на молодежные встречи. Он рассказывал о себе и интересовался моими планами на лето. Он знал, что каждое лето мы проводим для детей «каникулы с Богом». Я поделилась с ним своими планами, и он предложил мне большую сумму денег на проведение «каникул с Богом». С одной стороны я гордилась им, восхищалась его добротой и щедростью, но с другой стороны я знала, что деньги ему самому очень нужны. Я спорила с ним, убеждая не давать столько денег, а он мне ответил: «Сестра, когда я учился у вас и мы ездили на «каникулы с Богом», кто-то другой спонсировал наш отдых, а теперь я хочу детям устроить праздник». Я горжусь моим духовным сыном, благодарю Бога за благородство и доброту его души, которая не заканчивается пустыми словами или обещаниями, а имеет продолжение в конкретных поступках, направленных на благо ближним, тем, которых он не знает и, может, никогда не встретится с ними. Сколько радости принёс его поступок детям – это ведомо Богу, а я являюсь свидетелем происшедшего.
Нам надо определиться с тем, как относиться к материальным благам; нельзя их демонизировать и обожествлять тоже не стоит. Научимся ценить материальные блага, потому что они свидетельствуют и указывают на Дарующего – Бога, Который ничего не жалеет для нас. Он всё сотворил из любви к нам и Его Божественное Провидение неустанно заботится о нас. «Об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6 28 – 33).
Не будем пренебрегать Божьими дарами, но и не будем ослеплены ими настолько, чтобы не увидеть доброту Небесного Отца и вознести достойную славу Его имени.
Сестра Нунэ ТИТОЯН, MSF