«Христос воскрес!» – «Воистину воскрес!». Этим радостным приветствием мы напоминаем друг другу о самом главном событии в истории и о самом главном христианском празднике. Мы радуемся и хотим передать эту радость всем – близким, друзьям, знакомым и не знакомым нам людям. Радуйтесь все – Христос воскрес!

Noli me tangere (Не прикасайся ко мне). Фреска. Келья 1.
Монастырь Сан Марко, Флоренция.
Празднику предшествовал Великий Пост, сорок дней подготовки к Христовому воскресению. Действительно, мы пережили особое время наблюдения за собой и внутренней работы над собой, время покаяния и примирения, время духовных подвигов. В самом деле наша жизнь бежит очень быстро, нужно спешить реализовывать свои цели. И часто в этой спешке мы перестаем замечать тех, кто бежит рядом. А Великий Пост стал для нас хорошей возможностью уменьшить скорость, заметить тех, кого давно не видели, выслушать и поговорить, оказать им внимание. Этот другой человек для нас, как зеркало, в котором мы лучше видим, какие мы на самом деле, что носим в своей душе. С помощью другого человека нам легче заметить наши слабости и то, что в нас прекрасно.
Конечно, это все трудно и сложно – наблюдать за собой, анализировать свои качества, оценивать свои действия и ставить задачи по совершенствованию своей души. И, конечно, очень трудно и сложно – учиться любви у Иисуса, потому что Его любовь требовательна и связана с умиранием нашего эгоизма, нашего «Я» в первую очередь. Но изменить жизнь, изменить мышление без Иисуса невозможно. И правильно, что мы относимся ко времени Великого Поста, как к периоду исключительному, в который стараемся выполнять то, чего обычно не выполняем в течение года: поступки милосердия – навещаем старых и одиноких, у кого давно не были, подаем милостыню, накормим бомжа, уберем в доме у соседки-старушки и приготовим ей обед, больше молимся. Но чем больше молитв, тем быстрее спешим их произнести, чем больше планируем добрых дел, тем опять больше скорость. А дело-то не в том! Самое главное, осознать, что Иисус рядом. И это нужно осознавать снова и снова, что мы приглашены Его любить, Ему доверять не только 40 дней в году, а все 365.
Да, Великий Пост стал для нас дорогой, которая привела нас к пустому гробу, чтобы мы, видя отодвинутый камень и свернутое полотно внутри, уверовали, что Иисус победил смерть, чтобы уверовали в Его Воскресение. Никто не забрал Его тела, никто не перенес Его в другой гроб. Иисус воскрес, и эту радость мы несем и передаем каждый день своей жизни, передаем радость Воскресения. Это чувство необычное, чувство покоя, уверенности и облегчения.
А для чего нам дано столько дней радости в послепасхальное время? Как правильно вести себя в эти дни? Как не растерять нам эту духовную радость? И главное – как ею, радостью Воскресения, делиться с окружающими? И вообще, что это за чувство – радость?
Слово „радость” встречается в Святом Писании более 200 раз и почти четверть из них – в псалмах. Библия – как кладовая мудрости, как безграничье, в котором столько мест, открывающих нам мир духовной радости. Каждый день, поднявшись рано утром, мы причёсываемся, прихорашиваемся, чтобы выйти к людям в приличном виде. А как же с душой?
Бог каждому из нас дал прекраснейший стартовый капитал: ум, сердце, Евангелие. И оттуда мы можем черпать помощь – как ученики по дороге в Эммаус узнали Иисуса по преломлению хлеба, как Он предстал перед испуганными апостолами и они смогли дотронуться до Его ран и обрести спокойствие. А беря в свою жизнь трудолюбие старшего сына и покаяние со смирением от младшего из притчи о блудном сыне, мы обретаем уверенность на своем жизненном пути.
Наши литургические праздники являются не просто датами, они отображают события священной истории. И мы, вместе с апостолами, переживаем события тех дней. Радуемся, что Христос являлся ученикам еще в течение сорока дней, убеждая их в истинности учения и истинности Воскресения, укрепляя в вере и в предстоящем служении проповедования Доброй Вести.
А ты никогда не замечал, от чего зависит твоя радость? Или ты можешь прогнозировать и обеспечивать себе ее сам? Ведь каждый человек в мире мечтает испытывать радость, быть счастливым. Древние египтяне верили в то, что перед воротами рая спрашивают только о двух вещах: нашёл ли ты радость в жизни и принесла ли твоя жизнь радость другим?
Но радость, думаю, – это внешнее проявление любви. И когда ты в любых обстоятельствах, с любыми людьми можешь пообщаться радостно, тогда и у них на душе станет светлее и чище. С радостным человеком всегда приятно находиться рядом, он как будто излучает тепло. Иисус в своё время дал чёткое определение, какими будут Его ученики: их можно будет узнать по тому, как они любят друг друга. А как узнать, настоящая ли радость в тебе, в другом человеке? Это можно определить только по плодам наших поступков, по выражениям наших лиц, наших глаз… Иногда молодые люди спрашивают: если вера даёт смысл жизни, даёт покой душе и радость, так почему же в храмах редко удается увидеть улыбки на лицах верующих, почему часто мы видим лица строгие, порой даже хмурые? Ведь, если человек радостный – это не значит, что он несерьёзный. Тем более святой Павел, апостол напоминает нам: «Всегда радуйтесь» (1 Фес 5, 16).
Но может случаться так, что человеку радостно и легко в храме. И тогда он думает, как легко быть добрым и отзывчивым здесь. А через полчаса в автобусе кто-то наступит ему на ногу, и радость может исчезнуть, а вместо слов „ну ничего, бывает” – резкое переключение: «ну, ты лошадь…». А потом и совсем земные мысли: «приду домой, мусор надо вынести», «посуду помыть, с детьми уроки сделать» или «в магазин не с чем идти, опять денег не хватает…». Как будто и не был человек в храме! Так как же сохранить это хрупкое состояние, которое называется радостью?..
И вот еще сложность в чем: радости невозможно научить, если человек её не чувствует, радость невозможно «сымитировать», каждый это должен понять сам. Просто счастлив тот, кто имеет эту радость, способен сам ее создавать. Ведь радость – это и защитное средство от любых скандалов. Если ты можешь перевести какую-нибудь «нештатную» ситуацию в шутку, то чаще всего с тобою и связываться не будут – „всё равно не разозлить”. Может быть, христиане и удаляются от того, в чём видят порой радость люди неверующие, но, заметьте, только от того, что связано с грехом. От самой радости они не удаляются. Но когда человек, живущий рядом груб или пристрастился к алкоголю, ругается или храпит… Как же быть с радостью здесь?
И всё-таки наши действия приносят плоды тогда, когда нашим близким легко рядом с нами. Улыбка, шутка – это выражение радости от присутствия Бога, от Его милосердной любви, это ведь и оружие против охватывающего нас иногда гнева, бессилия и отчаяния. Добрый смех, хорошее чувство юмора являются показателем духовного здоровья. Радостное расположение духа легко и быстро снимает напряжение. Как важно и как ценно улыбаться друг другу, рассказать что-то хорошее, пошутить вовремя – без колкостей, без насмешек, рассмешить человека…
Двойной исполнись доброты.
И, чтоб кого-то не обидеть,
Когда смеёшься громко ты,
Умей сквозь стену сердцем видеть,
– писал поэт Е. Евтушенко.
…После стольких дней напряженного духовного труда возвращаемся в каждодневность уже немного другие. На эти события, на эти дни от Пасхи до Вознесения Иисус как бы бросил новый свет, чтобы мы не поддавались сомнениям, смотря на Его крест, а затем, неся свой, могли сказать о своей жизни словами 44-го псалма: «… и не их мышца спасла их, но Твоя десница и Твоя мышца, и свет лица Твоего; ибо Ты благоволил к ним».
Переживая в каждое воскресение года Воскресение Христа, эту малую Пасху, мы возносимся над заботами каждого дня недели, благодаря Бога за плоды своего труда, присматриваемся с этой высоты к делам нематериальным и понимаем, чего нам не хватало за ежедневными заботами в течение этих шести дней, а именно – РАДОСТИ ВОСКРЕСЕНИЯ! Теперь эта радость будет сопровождать нас всегда!
Ядвига ЩУЧКО,
магистр теологии.