Жало на обочине

«Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих? То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего…» Эти два риторических вопроса и вывод (да, так бывает и с теми, кто не повинуется  Заповедям Божьим) находим в одной из учительных книг Библии – Книге Притчей Соломоновых (Притч 6, 27-29). В ней есть очень полезное предостережение, касающееся нашей сегодняшней темы, которое так и называется: «Предостережение от прелюбодеяния». Мне показалось, что оно адресовано нам, живущим сегодня…

 

Zapowed-6На днях мои двенадцатилетние ученики несмело спросили: «Сестра, можно Вам задать нескромный вопрос?». А разговаривали мы с ними о том, как встреча с Иисусом Христом и вера в Него повлияли на нашу жизнь, чему мы научились от Иисуса и как вера в Бога формирует и влияет на наш характер. Я ожидала какого-то сложнофилософского вопроса, они у меня такие –философы-христиане. Порою поражаюсь, насколько глубоким может быть сердце ребёнка. Так вот, они спросили меня, влюблялась ли я. Меня порадовал их вопрос, потому что Бога, веру они пытаются перенести на сексуальную сферу своей жизни, чего многие взрослые христиане остерегаются. Сексуальная сфера уже давно не является темой табу, но мы пытаемся отчаянно столкнуть её на обочину жизни, при этом она становится жалом, которое жалит наше общество, особенно молодёжь. Золотая середина нужна всегда и во всём – это однозначно. Но как найти и определить золотую середину нам, поколению, которое живёт в мире, где гомосексуальные браки обладают государственным статусом и считаются семьёй?.. Когда банальное сожительство  называют гражданским браком?.. Потерю невинности в подростковом возрасте считают чем-то нормальным и обычным?.. Христианские ценности всегда были вызовом для современников. Как помочь молодёжи  и детям зрело пользоваться Божьим даром, каким является наша сексуальность? Во-первых, не надо бояться разговаривать с ними на эту тему. Многие родители пожимают плечами и оправдываются тем, что с ними об этом никто не разговаривал, и они не знают, как и с чего начать разговор. Из моей многолетней практики катехизатора могу сказать, что нам, взрослым, не надо переживать об этом, потому что дети обычно сами начинают разговор, нам нужно только его поддерживать и направить в правильное русло. А где же оно, это правильное русло, когда мы сами, взрослые, запутались в своих исканиях. Даниил на уроке поднял руку и перед всем классом гордо и радостно сказал: «Сестра Нунэ, я влюбился». Я искренне порадовалась за него, а дети отреагировали по-разному: одни понимающе закивали, другие по-детски заулыбались, а несколько ребят сидели с каменными лицами – никакой реакции. Потом мы начали с ними разговаривать о влюблённости, о разочарованиях и взаимности, искали, что общего и чем различаются влюблённость и любовь. Мы поговорили об этом буквально 5 минут, и этого было достаточно, они сами переключились на другую тему.
Когда мы с детьми, которые приступают к таинствам Исповеди и Евхаристии, проходим шестую Божью Заповедь, обычно они рассказывают о ситуациях, с которыми не знают, как справиться. Я спрашиваю у детей, разговаривают  ли они об этом со своими  родителями  или   учителями. Дети  отвечают,  что с родителями  об этом  говорить  боятся,  потому что в итоге дети всё равно останутся виноватыми, а с  учителями, когда  поднимают  эти темы… Учителя  в  таких  случаях  тоже «уходят»  в  сторону, мол, так было между мальчиками  и  девочками  всегда, и так будет.
Я до сих пор испытываю чувство гордости за своего ученика одиннадцатилетнего Артёма. Он увидел, как старшеклассники издевались над его одноклассницей, задирали ей юбку и смеялись. Артём понимал, что ему не справиться со старшеклассниками, и поэтому он заслонил её, напуганную и плачущую, собой – он заслонил собою ее наготу. Для меня он герой, и для сконфуженных старшеклассников тоже, потому что после такого его поступка они развернулись и ушли.
На катехезе дети рисовали рисунки на тему Божьих Заповедей. Когда коснулись шестой Божьей Заповеди, они нарисовали рисунки, в которых не одобряли вульгарно одетых девушек, детей, которые смотрят  журналы с непристойными картинками, и тех, которые  вызывающе и вульгарно себя ведут. Но чаще всего они рисовали рисунок, смысл которого выражался фразой: «Только  дотронься до  меня, и об этом узнают все». Я рада тому,  что удалось убедить детей не молчать, когда с ними непристойно обращаются, не бояться постоять за себя и просить помощи  у  взрослых. gr-Zapowed-6
Всё в нашей жизни нуждается в порядке,  в том числе и сфера сексуальная. Если мы используем её вопреки Божьему Замыслу – губим не только себя, но и своих ближних. Самое страшное, когда другой человек воспринимается нами как предмет, который даёт нам удовольствие. У современных молодых людей, которые выбрали распутный образ жизни, я вижу чувство отчаяния. Сексуальная распущенность тесно связана с чувством отчаяния. Я сама была глубоко удивлена этому открытию. Но чем дольше  наблюдаю за молодёжью, тем больше убеждаюсь в правильности формулировки о том, что распутство движимо отчаянием. Отчаяние  всегда является следствием  многих причин, следствием ран нашей человечности – отсутствия духовной жизни, недостатка внимания и любви в семье, неприятия себя, ощущения ненужности и никчемности,  которые нам внушили и в которые мы поверили, неумения строить зрелые отношения на равных  с  ближними. Да, молодые  люди на самом деле не верят в то, что они могут построить нормальные, полноценные отношения с противоположным полом. Вокруг себя они видят  несостоятельность своих родителей и знакомых в этом вопросе и поэтому отчаиваются.
Когда я работала в сфере благотворительности,  усвоила  очень  много  жизненно важных уроков, моими учителями были люди, которым я помогала. У меня, можно сказать, менталитет армянской женщины. С детства я понимала и ценила своё женское достоинство, ценила невинность и знала, что это – моё сокровище и залог моей будущей семьи. Соблазнов было много, обольстителей хватало… Но я знала себя, знала, к чему я стремлюсь и чего  хочу от жизни, поэтому мне было несложно устоять против соблазнов. Жизнь монашескими обетами, особенно целомудрие, является для меня истинной ценностью. Но встреча с распутными женщинами, которым я помогала, тоже открыла мне глаза на многое. Вместо чувства опаски, брезгливости и осуждения у меня появилось чувство понимания и принятия их. Я никогда не оправдываю блудливость и распущенность, но я не хочу терять из виду достоинство, которым наделён каждый человек. Примерно в возрасте десяти лет, помню,  впервые узнала о том, что проститутки – это женщины, которые близки с мужчинами за деньги. Я до сих пор помню свой детский вопрос: почему мужчины не дадут этим женщинам денег просто так, ведь они у них есть, и в итоге, они всё равно им отдают свои деньги – зачем тогда женщин унижать? Сейчас, в перспективе,   понимаю, что я не воспринимала  женщин  как  предмет, дающий  удовольствие, а видела в них людей, девушек, отчаявшихся в своём стремлении и желании быть любимой, принятой  и защищённой…
И еще. Часто встречаюсь с таким мнением, что мы, христиане, – жертвы воздержания. «Сестра,  Вам нельзя встречаться с мужчинами, Вы по пятницам не можете есть мяса, Вам нельзя пить алкогольные напитки, ходить на дискотеки, курить сигареты, по воскресеньям Вы не можете работать, Вам нельзя пропускать Святую Мессу…» И всё в стиле «Вам нельзя, Вы не можете, Вы должны»… Когда я представляю этот образ жизни, который «рисуют» современники нам, христианам, мне становится страшно от невежества и искаженного  понимания  христианских ценностей. Но вот о чем подумала: может быть, это не только проблема наших современников? Может быть, мы сами ведём себя, как «несчастные жертвы воздержания»? Может быть, мы ещё  не  прошли  этот путь развития от «нам нельзя» до «я по-другому не хочу, не могу и не буду»? Пусть каждый из нас задумается над тем образом христианина, который мы пытаемся утверждать своей  жизнью  и  поступками, – убедителен  ли  он  для  наших современников. Ведь мы, христиане, которые ценим и блюдём  целомудрие, должны быть  радостными свидетелями, а не жертвами воздержания.

 

Сестра Нунэ ТИТОЯН, MSF


Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий