Жизнь Иисуса
От рождения в Вифлееме до крещения в Иордане
Наше путешествие длиной в две тысячи лет христианства начинается в Галилее, незадолго до рождения Иисуса Христа, за несколько месяцев до события, которое должно было преобразить мир, изменить ход истории и дать человечеству совершенно иное сознание и измерение.
В момент рождения Иисуса Палестина – полунезависимая часть Римской империи, в течение 40 лет находящаяся в руках короля Ирода Великого, вассала Рима. Он, конечно, не чистокровный израильтянин, но официально исповедует иудаизм. От имени цезаря Августа Ирод правит деспотично. Устанавливает высокие налоги, отправляет на смерть своих политических противников и, опасаясь утраты трона, идет на убийство жены, шурина и даже собственных детей. Он правит с помощью послушной ему полиции. Но при этом заботится о том, чтобы потомки о нем не забыли: строятся города, крепости и дворцы, а в самом Иерусалиме возводится новый замечательный храм, который становится центром религиозной жизни иудаизма не только в Израиле, но также и во всем мире. Однако, несмотря на все свои заслуги, Ирод остается в памяти евреев абсолютным деспотом.
Путешествие Святого Семейства
В Галилее, расположенной на севере возвышенной провинции Палестины, среди гор и плодородных равнин, лежит Назарет – маленькое селение, насчитывающее около 150 жителей. Подобно другим жителям Галилеи, назаретяне живут с земледелия (занимаются выращиванием зерновых культур, льна, винограда, инжира и оливок) и ремесел (плотницкого и гончарного дела). Свои продукты продают на местных рынках. К концу правления Ирода в Назарете живет девушка по имени Мария. Как пишет святой Лука Евангелист, однажды ее навещает архангел Гавриил. Посланник Бога объявляет Марии, что она родит сына, который будет Мессией. Согласно святому Матфею, Мария в это время уже была помолвлена с плотником Иосифом из рода Давида, однако она с ним еще не живет. Узнав о том, что его невеста беременна, Иосиф принимает решение тайно с ней расстаться. Однако Бог во сне говорит ему, что ребенок во чреве его будущей жены зачат от Духа Святого и будет носить имя Иисус. Иосиф остается с Марией.
Месть Ирода
Рождению Иисуса сопутствуют знаки. Пастухи видят ангелов, которые объявляют о приходе Мессии. На небе восходит новая звезда. Мудрецы с Востока (в более поздней традиции названые тремя королями, хотя Святое Писание не говорит о том, сколько их было, и как их звали), эксперты тайных знаний и астрономии замечают новое небесное тело. Они видят в нем знак рождения нового царя евреев. Сегодня мы знаем, что, скорее всего это была комета, о которой писали китайские летописцы.
Мудрецы отправляются в Иерусалим, чтобы поклониться королевскому ребенку. Их визит для Ирода – полная неожиданность, однако тайные слова о рождении нового царя будят в хитром правителе подозрительность и страх за собственный трон.
Ирод высылает мудрецов в Вифлеем, но просит их, чтобы они возвращались через Иерусалим и указали ему место, где найдут Мессию. Те, направляясь за звездой-кометой, попадают к Иисусу и преподносят ему символические дары: золото для короля, ладан для Бога и мирру, т.е. ароматную смолу с бальзамных деревьев – для человека. Мудрецы возвращаются, не посещая Ирода.
Святой Матфей пишет: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов». Иосиф, предупрежденный во сне о грозящей ребенку опасности, вовремя уходит с семьей в Египет. Святое семейство возвращается в Палестину только после смерти Ирода.
Евангелист Лука не вспоминает в своем повествовании эпизод поклонения мудрецов с Востока и резни младенцев. Однако он единственный пишет о том, что, согласно еврейскому обычаю, на восьмой день после рождения мальчик был обрезан, а немного позже Мария и Иосиф приносят Его в святыню, чтобы – согласно еврейскому праву – пожертвовать Богу. Еврейское право требовало, чтобы каждый первородный ребенок мужского пола был «посвящен Господу». Старец Симеон, увидев мальчика, узнает в Нем Мессию и говорит пророчески Его Матери: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий».
12-летний Иисус в святыни
О детстве и отрочестве Иисуса ходит много легенд. Евангелие очень мало говорит на эту тему. Мария и Иосиф – богобоязненные евреи, и, вероятнее всего, Иисус воспитывается в той же вере и набожности. Иосиф, скорее всего, обучает его плотницкому делу. Помимо этого, как и все дети в еврейских общинах, Иисус учится читать и понимать Писание.
Ежедневными языками общения Иисуса являются арамейский и греческий, потому что во времена правления Рима в Палестине эти два языка были одинаково распространены. Когда Иисусу исполняется 12 лет, Мария и Иосиф забирают Его в Иерусалим на ежегодное празднование Пасхи. По окончании торжеств, вместо того, чтобы отправиться с родителями в обратный путь, Иисус остается в иерусалимской святыне. Там Он прислушивается к дискуссиям ученых мужей и сам задает им вопросы. Мудрецы поражены Его пониманием и глубоким познанием Писания.
Только на следующий день, будучи уже в дороге к Назарету, Иосиф и Мария понимают, что маленького Иисуса нет среди родных, с которыми они отправились в обратную дорогу. Когда, наконец, три дня спустя, они находят Его в святыни, Мария с горестью в голосе обращается к Нему: «Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя». К общему удивлению всех присутствующих, мальчик отвечает: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» Однако в ту минуту никто из присутствующих еще не понимает слов 12-летнего мальчика.
Крещение в Иордане
В течение последующих нескольких лет после памятного визита в иерусалимскую святыню судьба Иисуса укрыта тайной. Евангелие вновь говорит нам об Иисусе только тогда, когда в Галилее проходят публичные выступления родственника Иисуса – Иоанна Крестителя, сына Елисаветы и священника Захарии.
Иоанн был на несколько месяцев старше Иисуса. Будучи уже взрослым мужчиной, выбрал жизнь аскета и поселился в Иудейской пустыне. Некоторые исследователи христианства хотят связать его личность с определенной еврейской религиозной группировкой, члены которой строго придерживались права Моисея и всю свою жизнь посвящали религиозной медитации. Ессеи (так называли это ответвление иудаизма) жили в сообществе, напоминающем в более поздние времена христианские ордены. Их резиденция была в Кумране над Мертвым морем, в восьми километрах от Иерихона. Именно там практиковался ритуал омовения, подобный крещению.
В 27 или в 28 году Иоанн начал проповедовать в пустыне. Он притягивал к себе толпы людей. Иоанн носил одежду из верблюжьей шерсти, питался саранчой и лесным медом. Он предвещал скорое пришествие Мессии: «Стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень обуви Его». Он призывал верных к обращению, а на знак очищения перед пришествием Сына Божьего крестил их в Иордане. 30-летний Иисус также принял крещение из его рук.
Искушение
От Иордана Иисус направился в пустыню. Он провел там без пищи 40 дней и 40 ночей, а сатана трижды испытывал Его.
Когда, наконец, Он почувствовал голод, приблизился к Нему искуситель и говорит: «Если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом». Иисус отвечает: «Написано, что не хлебом одним будет жить человек». Сатана не сдавался. Он вывел Иисуса на гору, показал все царства вселенной и обещал отдать их, если Иисус поклонится ему. Сын Божий ответил ему: «Написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи». Сатана по-прежнему не поддавался. Он повел Иисуса в Иерусалим и поставил Его на крыле храма и искушал: «Если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз». Чтобы трюк удался, он даже процитировал Писание, говоря: «Ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Иисус не дает усомниться в своей божественности и отвечает: «Сказано: не искушай Господа Бога твоего».
Побежденный сатана оставляет Иисуса. Но он вернется к Нему в момент страданий.
Вместе с крещением в Иордане заканчивается период, который Евангелие святого Луки называет «тайной жизнью» Иисуса. Начинается период Его публичной деятельности. После многих лет подготовки Иисус приступает к земной миссии спасения, доверенной Ему Господом Богом. С этого момента Он будет активно выполнять Его послание, посвятит себя проповедованию новой веры, учения о Боге любящем и милосердном, который посылает людям Своего Сына.
Иисус занимает место своего предшественника Иоанна Крестителя, который вскоре после крещения Мессии по приказу Ирода Антипа (сына и преемника Ирода Великого) был арестован и обезглавлен.
По материалам:
Ян Павел II (коллекция “Книга Святых”, издательство Edipresse Polska), в переводе Е. Янковской.