Слово «адвент» происходит от латинского «adventus», что означает «приход», «пришествие».
Адвент – время ожидания. Практически вся наша жизнь соткана из времени ожидания, из желания чего-либо достичь. Ребёнок ожидает окончания школы, студент – окончания университета и т.д. Эти ожидания придают силу и мужество в нашем жизненном усердии. Адвент – это воспоминание о долгом ожидании и приготовлении израильского народа к обещанному пришествию Мессии. Это также воспоминание о более коротком периоде ожидании Пресвятой Девы Марии рождения Иисуса.
Для нас Адвент имеет и более глубокий смысл: он должен помочь нам осознать, что наша жизнь – это одно продолжительное ожидание Господа, грядущего нам навстречу каждый день различными способами: в Своей благодати, во вдохновении или в лице нуждающегося. Важно, чтобы мы всегда имели открытое для Его посещений сердце. Первые две недели Адвента ставят акцент на Второе Пришествие Христа, а с 17 по 24 декабря взор верующих обращается к Рождеству Иисуса в Вифлееме. Первое воскресенье Адвента в Католической Церкви считается началом нового литургического года.
Основные приметы Адвента
Существует историческая версия возникновения венка Адвента: идея принадлежит немецкому воспитателю детского приюта, который жил в первой половине XIX века. В зимнее время, когда сумерки наступают рано, детей нужно было чем-то занять, скрасить их и без того не очень радостную жизнь. Воспитатель придумал занятие – плетение большого венка, вокруг которого при свете свечей собирались дети и воспитатель рассказывал им рождественские истории. В эти минуты укреплялось согласие среди близких, а как воспоминание о сиротском приюте сохранился обычай в дни Адвента заниматься благотворительностью и помогать тем, кому труднее всего.
Венок Адвента – прекрасная возможность собраться всем вместе за семейным столом, зажечь свечи вместо телевизора, поговорить друг с другом, вместе помолиться. Венок готовят за четыре недели до Рождества, каждую неделю зажигают по одной новой свече и к празднику горят уже все четыре. Свечи горят не весь день, а только в то время, когда у венка собирается семья.
Круг венка Адвента напоминает нам о Самом Господе, о вечном бытии Бога и о Его безграничной милости, у которой действительно нет ни начала, ни конца. Зеленый цвет венка означает надежду, которую мы имеем в Боге, – надежду на духовное возрождение и вечную жизнь.
Свечи символизируют свет Бога, излившегося на наш мир с рождением Его Сына. Четыре свечи отражают период подготовки к торжеству–четыре воскресенья Адвента, которые, в свою очередь, символизируют четыре тысячелетия ожидания, – со времени пророков до Рождества Христа. Свет от свечей сам по себе становится важным символом этого времени года. Свет напоминает нам, что Иисус – свет миру, Который освещает тьму нашей жизни и привносит в нее духовное возрождение и надежду.
Хочется, однако, подчеркнуть и еще очень существенное: весь период Адвента является временем усиленного покаяния, что подчеркивается аскетичностью убранства храмов и богослужений. В период Адвента Церковь особо призывает верующих к совершению дел милосердия. Следуя учению Иисуса, Вселенская Церковь с апостольских времён рекомендует верующим выделять особые дни для усиленного покаяния. Хотя покаяние является глубоко внутренним делом человеческой души, ему способствуют многие внешние действия, в том числе, молитва, пост и дела милосердия. Как и другие формы ограничения человеком своих потребностей, пост является не самоцелью, а средством достижения подлинной духовной свободы.
о. Андрис ШЕВЕЛС,
настоятель прихода Сердца Иисуса.
г. Даугавпилс
По страницам Internet