Подражайте их вере
Святые – это люди, которые всю свою жизнь делали всё возможное, чтобы их воля соединялась с волей Божьей. Этому учит нас и св. апостол Павел: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр 13, 17). У Бога нет мертвых, так как у Него все живы. А те, кто жил и умер для Него, они находятся, конечно же, рядом с Ним и просят за нас. Почему чаще всего мы обращаемся не напрямую к Богу, а через святых? А потому, что чувствуем свою греховность, своё бессилие и осознаём потребность в заступниках перед Богом. И Творец же сам устроил всё так, что человеку помогает человек. Не каждый сам за себя, а каждый – за всех, за родных, за друзей, за ближних и за весь мир. Человек верующий понимает, что власть и сила исцеления лишь у Господа. А если мы обращаемся к святому ходатайствовать за нас, это как к посреднику между мной и Богом, к тому, кого любит и Господь, и мы сами, кому мы доверяем. Важно доверять больше Христу, молиться, полагаясь на Христа, и видеть в святых отражение Христа. А если убрать главную составляющую, что Христос среди нас, то вера превращается в язычество и многобожие. В этом часто нас, христиан, и упрекают представители других конфессий. За поиском так называемых «специализированных» святых, люди теряют Того, Кто должен быть на первом месте. Наступает разочарование, так как время и энергия были не туда направлены.
Откуда же эти «специализации» святых? Может потому, что науки тоже разделяются и дробятся на специальности? К примеру, медицина: всего сто лет назад врач практически лечил все заболевания, он был и хирургом, и терапевтом, видел перед собой человека, как цельный и единый организм. Может, и поэтому поиск «специалистов» – святых начал проявляться и в жизни современных христиан. На прилавках книжных магазинов очень много руководств о том, к каким святым нужно обращаться при той или другой проблеме, при той или другой болезни. Можно найти конкретные таблицы и списки, что могут, а чего не могут сделать конкретные святые. Самое интересное, что подобные «руководства» издаются большими тиражами и очень быстро, между прочим, раскупаются. Их авторов и издателей мало интересует и личность Христа, и личность святого, а тем более история христианской церкви. Такой материал – это воображение и фантазии составителей: если святой был плотником – значит он помощник в столярных работах, если много путешествовал, значит – покровитель путешественников и т.д. Личность святого исчезает, остается только узкая специальность. Испытываю сильные головные боли, нахожу в рубрике «боль» нужного святого. До него дела мало, если бы не головная боль, то он и не нужен был бы, боль прошла, и забыл о нём. Все эти «рецепты» выдуманы за столом и становятся продукцией ширпотреба. Даже молитвы в этих справочниках звучат как заявления в светские учреждения.
А ведь молитвы – это мистический опыт святых. Опыт глубокий и объемный, и человек неповерхностный, духовный, ищущий находит там своё и себя. Такие молитвы заключают в себе огромную напряжённость. Их читают всю жизнь и они соответствуют каждому духовному уровню, всегда читаются как новые, потому что от Духа Святого исходят и к духу – стержню человеческой личности – обращаются.
И труд физический, и труд духовный очень мощно сочетался в жизни святых. Сегодня мы говорим о св. Исидоре, который родился в 1082 году в Мадриде, в Кастилии, ныне являющейся частью Испании, в бедной крестьянской семье. Родители назвали его в честь св. Исидора, архиепископа Севильи (жил около 560-636). В 10 лет он осиротел, и ему пришлось тяжелым трудом зарабатывать себе на жизнь. Исидор нанимается поденщиком к богатому землевладельцу Хуану де Варгасу в его поместье близ Мадрида. Несмотря на тяжёлый труд пахаря и сложности управления быками, мальчишка не унывает. Каждое утро перед работой в поле он бегает на св. Мессу в ближайший храм и в течение дня тоже находит время на молитву. Эти привычки почему-то задевали крестьян, и кто-то из них пожаловался хозяину, что Исидор не выполняет свою работу, что он пренебрегает своими обязанностями, что он ленится. Землевладелец решил понаблюдать за мальчишкой и однажды направился за ним в поле. Проверяя работу своих пахарей, Варгас был доволен ими, а когда направился в сторону пашущего Исидора, ему показалось, что он видит за работой и второй плуг. Но когда приблизился, второй плуг исчез. На замечания хозяина Исидор ответил: «Господин, мне никто не помогает, я работаю один и могу надеяться только на помощь Божью». Со временем выяснилось, что, когда Исидор делал перерыв в работе, чтобы прославлять Господа, ангел вспахивал землю вместо него. А результат его, ангела, работы мог равняться работе даже трёх пахарей.
Вместе со своей женой Марией они щедро помогали нуждающимся. Обычно все заработанное Исидор делил на три части: одну – для церкви, вторую – бедным, а третью часть оставлял своей семье. Он всегда заботился о быках и других животных. Когда однажды зимой он нес мешок зерна на мельницу, увидел стаю голубей, скребущих в поисках еды замерзшую землю. Исидор высыпал им половину мешка несмотря на насмешки. А на мельнице оказалось, что мешок полон, и муки получилось вдвое больше обычного. Когда однажды родственник пригласил его на обед, Исидор пришёл к нему в сопровождении нищих. Хозяин был очень возмущён, так как приглашал только его одного, но Исидор считал, что свою порцию он может разделить с нуждающимися.
У Исидора и Марии родился только один ребёнок, и умер он в детстве. Супруги приняли это как Божью волю – оставаться бездетными. Но с момента смерти своего первенца они сложили обет целомудрия.
Земледельцы понимают, насколько сложен их труд, насколько его результаты в первую очередь, зависят от погоды, которую ниспошлёт Господь, как засуха уничтожает плоды их работы. В легендах о св. Исидоре вспоминается о том, как легко он находил источники воды, чтобы утолить жажду. К св. Исидору и его жене молятся в засушливые годы, чтобы Бог спас людей от голода.
Исидор умер 15 мая 1130 года и был похоронен на местном кладбище. Когда разнеслась молва об исцелениях на его могиле, спустя 40 лет его мощи перенесли в храм, а тело его оказалось нетленным. Сын короля Испании Филипп II исцелился благодаря источнику, который высек Исидор, чтобы утолить жажду хозяина. Инициатором же канонизации Исидора стал король Филипп III Испанский. Канонизирован он был 12 марта 1622 года Папой Григорием XV.
Этот святой является покровителем работников сельского хозяйства. Его просят о дожде, а на иконах изображают в крестьянской одежде с серпом и снопом пшеницы, с пашущими ангелами на заднем плане.
Ядвига ЩУЧКО
(Продолжение следует).