Души и дары
Для людей, которые веруют во Христа, смерть не является ни полным уничтожением, ни трагическим завершением жизни. Он, человек, не перестает существовать, а переходит в вечность. Мы соединены со Христом через крещение, поэтому участвуем и в Его смерти, и в Его воскресении. «Я есть воскресение и жизнь; верующий в меня, если и умрет, оживет…», – пишет апостол Иоанн (Ин 11, 25). Понимание этого уменьшает боль расставания с нашими близкими. А в будущем, в вечности, мы надеемся встретиться с ними. Не все умирают в состоянии освящающей благодати, поэтому, прежде чем попадут на небо, должны пройти очищение.
После смерти человек освобождается от материального мира и осознает полностью, что только Бог источник счастья, поэтому желает воссоединиться с Ним. Но это желание не может быть удовлетворено в силу нашей несовершенной любви. Мы уже ясно видим, сколько благ получили при жизни, видим, сколько мы растратили даров из-за гордыни, эгоизма, равнодушия к Богу и ближним. И мы сами, сам человек после смерти осуждает себя. Именно это осознание и тоска причиняют огромную боль. Вот это и есть тот огонь, который жжет, который очищает нас в чистилище.
Страдания в чистилище невозможно сравнить с нашими на земле. Они несоизмеримо большие, а усиливаются еще осознанием того, что те, кто там, не могут повлиять на их продолжительность.
Мы хорошо понимаем, что смерть не разрывает наших связей с близкими. Мы и дальше можем обмениваться духовными благами, можем помогать друг другу. Души в чистилище имеют возможность опекать живущих, могут молиться за нас, но себе они уже помочь ничем не могут. Только мы, которые находимся здесь, на земле, можем просить Бога за них.
Ангел Хранитель, который сопровождает и охраняет человека на протяжении всей его жизни, находится рядом с ним и в момент его смерти, и рядом с ним в чистилище, выискивая способы помочь ему.
Блаженная Анна Катарина Эммерих общалась с душами в чистилище благодаря помощи своего Ангела Хранителя, который перенес ее в эту внеземную действительность милосердия. Она пишет в своей книге о бедных душах, об их оставленности, об их бессилии и неспособности помочь самим себе, а также о том, насколько мизерную помощь они получают от живых. Там же, в чистилище Ангел оставил ее на некоторое время, и она пережила такую же оставленность и покинутость, как и души, там страдающие. Ее же Ангел советовал, чтобы Анна сама жертвовала все свои страдания, недоразумения, отречения за бедные души. Ведь некоторые из них так бесчеловечно забыты.
Блаженная Анна часто высылала своего Ангела к Ангелам людей, страдающих на этой земле, чтобы тот вдохновил их на принятие страданий за души в чистилище. Она также писала: «Каждый раз, когда для них что-то сделаю, они молятся за меня. Я поражена, видя, каким богатством обладает Костёл, и как этим богатством пренебрегают люди на земле, осуждая души поверхностно, отбрасывают этот дар, в то время когда бедные души в чистилище так страдают, ожидая нашей помощи».
Души из чистилища часто обращались за помощью к отцу Пио. Однажды явился к нему старый человек в черном плаще, который погиб при пожаре в приюте для нищих, уснув с непогашенной папиросой. «Прибываю из чистилища, Бог позволил мне просить вас отслужить за меня утреннюю св. Мессу. Благодаря одной св. Мессе я смогу попасть в рай», – сказал он. Эта история оказалась правдивой. В хрониках данного приюта настоятель монастыря о. Паолино нашел данные просителя, приходившего к о. Пио.
Однажды у главного алтаря о. Пио увидел незнакомца, который представился ему братом, проходившим когда-то в этом монастыре новициат. Его обязанностью было следить за чистотой и порядком в главном алтаре в течение года. Он признал, что много раз проявлял неуважение ко Христу, проходя мимо алтаря без поклона перед св. Дарами в табернакулюме. «Из-за этой тяжелой провинности я все еще нахожусь в чистилище. Но Бог присылает меня сюда к вам, чтобы вы положили конец моим страданиям в этом огне любви. Позаботьтесь обо мне…», – сказал он.
Отец Пио ответил: «Будешь в раю уже завтра утром во время святой Мессы».
В чем же все-таки заключается разница между страданиями в чистилище и страданиями на земле: в чистилище радость надежды сильнее боли. Не Бог посылает душу в чистилище, а она сама жаждет очиститься прежде чем вознестись на небеса. В чистилище чаще всего приводят грехи против милосердия; жестокость, вражда, клевета, оговоры, отталкивание неприятных тебе людей, отказ от примирения и прощения. Страдания в чистилище служат избавлению от грехов. Даже самые скромные жертвы живых за умерших – недуг, скорбь, боль, разочарование, если их принимать со смирением, обладают необычной силой для освобождения душ из чистилища. Терпеливое страдание способно избавить больше душ, чем молитва. С другой стороны, именно молитва помогает нам переносить страдание. А рядом с каждой душой находится Ангел Хранитель, приносящий ей облегчение и радость.
Св. Екатерина Генуэзская, мирянка и мистичка, жившая на рубеже 15 и 16 веков, оставила нам описание чистилища. Она писала, что это внутреннее состояние души, которое постепенно приближается к первоначальной Божьей чистоте. Жительница итальянского города Генуи, где она заведовала самой крупной лечебницей эпохи, именно так описала чистилище: не подземное царство, полное пыток и страданий, а внутреннее пламя, очищающее душу. Никаких апокалиптических сцен, а простой, современный образ пламени, сжигающий грех и возвращающий душе человека первоначальное чистое состояние.
Жизнь монахини (XVIII в.) Марии Денисе ди Мартигнат была наполнена неустанными жертвами, приносимыми Богу за души в чистилище. Благодаря Ангелам, она часто разговаривала с этими бедными душами. Она верила, что Ангелы собирают наши обещания, наши молитвы и добрые дела, а с небес приносят нам свет для души и вдохновения.
Костёл убеждает нас помогать умершим, веря, что наши молитвы и добрые дела могут сократить или уменьшить их страдания. Будем же помнить об умерших, не только заботясь об их могилах, но прежде всего молясь за них. Будем жертвовать за них св. Мессы, поручать их Божьему милосердию в наших утренних и вечерних молитвах, в молитве Розария. Не цветы на могилах и не памятники являются для них помощью, а жертва св. Мессы и св. Причастие.
Прежде всего мы должны от всего сердца простить умершим, с которыми нас что-то связывало, все зло, которое нам причинили. Они будут нам очень благодарны, т. к. им нужно наше прощение, а они сами уже не могут у нас его попросить. Свою благодарность они окажут нам уже здесь, на земле, окружив нас своей заботой, а после смерти поспешат нам на помощь, чтобы мы смогли вместе с ними радоваться на небесах.
Ядвига ЩУЧКО
(Продолжение следует).