В 1923 году Папа Пий ХI объявил св. Франциска Сальского покровителем журналистов и католической прессы.
Покровитель журналистов
св. Франциск
Кто же он такой? И почему именно он стал «небесным помощником» людей, которые выбрали одну из самых старых и очень ответственных профессий и, как иногда определяют, даже опасных. Попытаемся проследить его жизненный путь, попробуем узнать: что это был за человек?
Франциск, старший сын аристократического семейства, родился в 1567 году в семейном замке Торенс, 40 км от Женевы. Отец его, 44-летний Франсуа де Саль женился на молоденькой 14-летней Франсуазе де Буази, которая также происходила из аристократического рода. В их семье было 13 детей. Мечтой матери Франциска и основной просьбой, заносимой Господу, была просьба дать ей сына, который посвятил бы себя служению Богу и Церкви. И молитвы её юности исполнились – сын ещё подростком заявил о том, что хочет изучать теологию. Но отец, Франциск-старший, который большую часть жизни провёл на войне и при королевском дворе, неожиданно для всех воспротивился духовным стремлениям сына. Он желал, чтобы сын получил образование и сделал юридическую карьеру при дворе. Благодаря высокому происхождению по обеим линиям своих родителей, Франциск мог занять, практически, любую должность в государстве.
Но он покорился воле отца, правда, всего на несколько лет. В 14 он уезжает поступать в Парижский университет, где изучает право и философию, риторику и богословие, по желанию отца посещает уроки верховой езды, танцы и фехтование, хотя и без энтузиазма. Переживая вполне актуальный конфликт поколений, будущий святой писал своему другу: ”Я изучал право, чтобы угодить своему отцу, и теологию, чтобы угодить самому себе”.
Обучение праву Франциск заканчивает в 1591 году в Падуе, где в возрасте 24 лет получает докторскую степень. Он возвращается домой и по воле отца готовится стать сенатором Савойи, но при этом не скрывает, что его настоящее призвание – священство, чем отца очень разочаровывает. Неохотно, но отец даёт своё разрешение и своё благословение.
В 1593 году состоялось рукоположение Франциска, и он начинает своё служение в приходе Алленж. Уже через год оттуда вместе с кузеном каноником Людовиком его посылают проповедовать среди кальвинистов на южный берег Женевского озера, в район Шабле. Это было очень опасно, т. к. споры между католиками и протестантами часто заканчивались вооружённым противостоянием; позиции кальвинистов на тот момент были сильны.
Св. Франциск ходил со своим кузеном по деревням и городкам, проповедуя Слово Божье и говоря об истинности веры. Часто их не желали слушать, закрывали перед ними двери, однажды его хотели отравить, несколько раз убить, и был случай, когда его избила толпа. Но Франциск, появляясь регулярно в близлежащих деревнях, в первую очередь обращался за поддержкой к Ангелу-Хранителю данной местности, приветствовал его и просил помощи и подсказок, как найти путь к людским сердцам. Эту практику молитвы-приветствия к Ангелу места, куда он попадал, святой сохранил на всю жизнь. Франциск советовал: ”Заводите дружбу с ангелами, которые, пусть и невидимы, но всегда с вами… Почаще призывайте их, постоянно благодарите и пользуйтесь их помощью и поддержкой во всех духовных и мирских начинаниях.”
В поисках новых путей проповедования Франциск понял, что лучшее средство для обращения – это написанное слово. Там, где их не желали слушать, Франциск начал писать листовки-проповеди и ночами раскладывать их в селениях у дверей домов, магазинчиков, у рынка и на площадях. Его статьи пользовались спросом, но и вызывали гнев и злобу. Почерк Франциска очень быстро стал известен в округе, и недруги попытались фальсифицировать его письма, изготавливая фальшивые. Но сделать подмену не удалось, так как Франциск обладал блестящим журналистским стилем, благодаря чему был легко узнаваем. Его проповеди были ярки, искренни и просты. Обаяние его чувствовали все – и кто его слушал, и кто читал его письма. Он был скромен и энергичен, не боялся опасностей и трудностей. Написанные им небольшие листки, листовки потом были собраны в книгу «Споры» и способствовали возвращению в Церковь многих потерявшихся католиков.
Проповедуя, говорил не как логик, пытающийся переспорить и доказать свою правоту, а как отец, заботящийся о спасении и благополучии своих детей. За два года Франциску удалось обратить более 8 тысяч человек, проповедуя католическое вероучение с огромной любовью, спокойствием и пониманием. И постепенно, благодаря многим свидетельствам, большинство жителей епархии вернулось к истинной вере. После проповеди о святых Таинствах около 600 кальвинистов преклонили колена, обретая мир с Богом. Франциску удалось даже несколько раз побеседовать с преемником Кальвина – Теодором Безой, который, хотя и не обратился, но признал, что «нельзя отрицать, что Римская Церковь – Мать всех церквей». Франциск показал нам, как не нарушить грань между мирскими стремлениями и духовными запросами. Его духовность не отпугивает тех, кого мы называем средними христианами, ей может подражать каждый, кто выбирает путь любви к Богу. Его жизнь проливает свет на жизнь святых, которые нам, людям обычным, кажутся слишком праведными и недостижимыми. Он повторял, что святые – это воистину соль земли, по этой причине они должны жить там, где их поставил Господь, где они родились. Франциск говорил, что добродетель не причиняет вреда нашей природе, не ограничивает, а освещает и освящает ее красоту, как солнечный свет. Он поучал, что святость дается не дешево, это одно из величайших чудес веры, и не бывает таких обстоятельств в человеческой жизни, которые могли бы препятствовать приобретению святости. Дорогу к святости святой называет «приятным путем», где мы можем обрести покой в Боге и при этом оставаться самими собой.
В 1602 году епископ Женевы избирает его своим преемником. Франциск был щедрым и заботливым настоятелем, в духовной жизни – оптимистом, придерживался строгих жизненных правил: вставал обычно в 4 утра, много молился и много времени посвящал бедным. Был неутомим и как духовник, и как епископ, организовывал собрания духовенства, учил проводить катехизацию простыми словами, требовал ясности и простоты в проповедях. Самой важной добродетелью называл смирение. После смерти своей матери Франциск, наконец, исполнил свою мечту: отказался от титула и наследства. Современники иногда упрекали его в чрезмерной снисходительности к грешникам. «Ангелы-Хранители не оставляют нас даже тогда, когда мы оставляем Бога», – говорил он. Человеку, который приходил к нему с искренним покаянием, он произносил такие слова: «Бог и я поможем тебе; я же прошу от тебя одного – не отчаивайся, а я возьму на себя все остальное».
В 1622 году Франциск принял приглашение встретиться с Людовиком XIII и герцогом Савойским в Авиньоне. И хотя знал, что зимняя поездка будет для него тяжела, выбрался в путь. Не переставая проповедовать в Авиньоне, усталый, заболевает и со словом «Иисус» на устах в январе 1623 года умирает.
Литературное наследие святого журналиста огромное: это 27 томов, из них 12 – письма, остальное – книги, статьи, проповеди. Самая известная и самая читаемая книга св. Франциска Сальского – «Руководство к благочестивой жизни». Его труды по тиражности занимают второе место после Священного Писания.
Ядвига ЩУЧКО