…Как часто умиляемся мы, видя счастливых малышей. И как радуемся за родителей, которые обрели свое супружеское счастье в этих милых Божьих созданиях, наполнивших смыслом их жизнь! Ребенок – Божье благословение. Существующую со времен Христа истину ХХI век, к сожалению, все настойчивее стремится опровергнуть и к ребёнку начали относиться как к собственности, к товару, который продается и покупается. А меж тем, когда в 1949 году учреждался Международный день защиты детей, перед человеческой цивилизацией ставились иные цели. Но, увы, наш век стремительно уходит от настоящих ценностей и этим даром Божьим распоряжается губительно вольно.
На глубокие размышления о детях и их достоинстве наводит предлагаемая вашему вниманию статья.
Позиция Понтифика
8 января с. г. Папа римский Франциск принял на аудиенции по случаю наступления нового года послов государств при Святом Престоле. В своем обширном выступлении Папа выразил надежду на всеобщий запрет суррогатного материнства и выступил против так называемой гендерной теории – системы понятий, в которой гендерная идентичность необязательно совпадает с биологическим полом. Понтифик назвал «прискорбной практику так называемого суррогатного материнства», так как она «серьезно нарушает достоинство женщины и ее ребёнка».
«В ее основе лежит эксплуатация ситуации материальной нужды матери. Ребёнок – это всегда дар, а не предмет контракта. Поэтому я надеюсь на усилия международного сообщества по запрещению этой практики на всеобщем уровне», – сказал Понтифик дипломатам.
В апреле с.г.заместитель секретаря по связям с государствами и международными организациями Святого Престола, монсеньор Мирослав Ваховский выступил с докладом на Международном симпозиуме о всеобщем запрещении суррогатного материнства. Прелат подчеркнул, что суррогатное материнство превращает человека в товар и является тяжким нарушением человеческого достоинства, уподобляя ребёнка продукту, который можно рекламировать и продавать со скидкой.
Докладчик показал, что в основе практики суррогатного материнства лежит неверное понимание человеческого достоинства, которое следует рассматривать в совокупности тела и души. В христианском мировоззрении тело всегда причастно к достоинству, в то время как другие философские воззрения (например, Платон или гностики) усматривают достоинство человека лишь в его духе, исключая тело – смертную оболочку. Именно в такой призме понимания достоинства возникли практики, оправдываемые во имя «достоинства», – на самом же деле они как раз противоречат достоинству человека: это смена пола, эвтаназия, аборт, искусственное оплодотворение, суррогатное материнство и т.д.
Суррогатное материнство стало возможным благодаря технологии искусственного оплодотворения, что с самого начала несло в себе глубокий этический конфликт, полностью меняя отношение к человеческой жизни. Эти практики нравственно недопустимы, поскольку зачатый ребёнок не может быть продуктом намерений и действий родителя: ребёнка не производят – его принимают. Он может быть желанным или нет, он может быть даже запланированным, но и в этом случае зачатие не зависит от воли родителей. В случае же суррогатного материнства эмбрион в пробирке представляется объектом, не «кем-то», а «чем-то».
Однако дело не только в этом: суррогатное материнство отрывает физическое материнство от социального. Верно, что такое разделение происходит и при усыновлении, однако в случае усыновления в центре находится ребенок и его потребности, а уже потом принимаются во внимание интересы и устремления приемных родителей. В случае же суррогатного материнства главное значение имеет потребность родителей, их желание получить ребёнка. Что касается самой суррогатной матери, то она подчиняет свое тело воле заказчиков, ее свобода ограничена, а автономия утрачена: она живет и вынашивает ребенка так, как того желают заказчики.
В конце доклада м-р Мирослав Ваховский отметил, что международный симпозиум по запрещению суррогатного материнства находится в созвучии с позицией Святейшего Престола, и подчеркнул, что не следует думать, будто эта битва принадлежит католикам: речь идет о «битве цивилизации», и чтобы достичь международного запрета, нужно достичь обширного согласия, а также не пренебрегать малыми шагами, в том числе достижением запрета суррогатного материнства на национальном уровне.
Оливия Морел, родившаяся в результате суррогатного материнства в Соединенных Штатах в 1991 г., сейчас является ведущим борцом за отмену «аренды матки» – практики, которую Папа Франциск назвал «прискорбной». В то время как Пэрис Хилтон, Ким Кардашьян и другие знаменитости попадают в заголовки газет, когда суррогатные матери рожают им детей, гораздо реже слышны голоса самих неназванных суррогатных матерей или детей, рожденных с помощью суррогатного материнства, о том, как это на них повлияло.
Для Морел рождение в результате суррогатного материнства, по ее словам, привело к психологической травме, проблемам с идентичностью и нескольким попыткам самоубийства.
–Я была продуктом суррогатного материнства и всегда чувствовала это внутри себя –ребёнок, сделанный на заказ, товар за деньги. Мы привыкли видеть в новостях множество красивых историй о детях, рожденных с помощью суррогатного материнства, но мы не привыкли слышать о плохих аспектах суррогатного материнства и о том, что это совершенно неэтично, – сказала Морел в интервью информационному агентству CNA.
Морел рассказала также, что она была очень счастлива, когда услышала, что в январе Папа Франциск решительно осудил суррогатное материнство. Хотя Морел не католичка – она называет себя «феминисткой и атеисткой» – ранее она написала Папе Римскому, поделившись своей историей и попросив его поддержать всеобщий запрет на суррогатное материнство.
–Итак, я написала Папе Римскому, объяснив свою ситуацию, что я родилась в результате суррогатного материнства, и что я атеистка и феминистка. И я спросила его, может ли он занять позицию против суррогатного материнства, – добавила она
Позднее у Морел была возможность лично встретиться с Папой Франциском в рамках ее роли представителя Касабланкской декларации об отмене суррогатного материнства – документа, подписанного в 2023 году и призывающего к отмене суррогатного материнства.
Своими выводами она поделилась и на конференции в римском университете LUMSA, посвященной годовщине подписания декларации.
– Реальность суррогатного материнства – это женщина, репродуктивную систему которой используют… Когда вы читаете договор о суррогатном материнстве, вы буквально арендуете женщину, – сказала Морел. – А другая реальность заключается в том, что в середине контракта есть объект, который должен быть продан в конце, и это ребёнок. Таким образом, мы превращаем детей в товар. Мы продаем и покупаем малышей. Это реальность суррогатного материнства.
«Продавцы» и «покупатели»
Хотя суррогатное материнство запрещено в большинстве стран Европейского Союза, эта практика разрешена в большинстве штатов США. Медики выразили обеспокоенность после того, как некоторые суррогатные матери умерли от осложнений суррогатной беременности или получили травму, полученную в результате этого опыта.
–Просить женщину взять деньги, когда мы сознательно просим ее рисковать своим здоровьем, не допускается медицинской этикой. У нас было много суррогатных смертей в Соединенных Штатах и несколько – в моем штате Калифорния», – говорила Дженнифер Лал, президент Центра биоэтики и культуры и режиссер документального фильма о суррогатном материнстве «BigFertility», находясь на конференции в Риме за всеобщую отмену суррогатного материнства. Она рассказала историю одной суррогатной матери из Калифорнии, которую пара в Китае наняла для вынашивания близнецов:
– Во время ее беременности, когда у этой пары были близнецы, родители-покупатели сказали Линде, что теперь они разводятся, и хотели, чтобы Линда прервала беременность. Они сказали ей, что за-платят за это дополнительно 80 000 долларов. Линда была шокирована и предложила усыновить близнецов, как только они родятся. Мать-покупательница, которая была довольно богатой, объяснила, что не хочет, чтобы ее дети воспитывались в семье с низким доходом…
По мнению Лал, полный запрет на «аренду маток и покупку детей» необходим из-за неизбежных ограничений регулирования: «Как вы регулируете предотвращение рисков для здоровья матери и ребёнка? Как вы регулируете ситуацию, чтобы предотвратить травмирование матери и ребёнка? – спросила она. – Как вы регулируете предотвращение смерти матери и ребенка? Какой закон могли бы написать и принять наши законодатели, чтобы спасти жизни?».
Упомянутая конференция прошла за несколько дней до того, как Дикастерия вероучения подготовила документ по моральным вопросам, касающимся человеческого достоинства, пола и суррогатного материнства. Документ под названием Dignitas Infinita («Бесконечное достоинство») (О человеческом достоинстве) был опубликован 8 апреля с.г..
По страницам Internet