100 лет назад, 13 мая 1917 г., Матерь Божья объявилась трем малым пастушкам из португальской деревни Фатима и предсказала историю человечества в ХХ в., преследование Церкви, затем ее возрождение. С той поры имя Матери Божьей Фатимской стало символом освобождения порабощенных грехом душ, это имя стали носить приходы и храмы. Первый на Беларуси приход, а затем костел Матери Божьей Фатимской появился в Барановичах. У истоков этого богоугодного дела стоял о. Ежи Мазур, SVD ныне епископ епархии Элк (Польша), любезно согласившийся дать интервью нашему журналу.
– Ваше Преосвященство, имя католического священника Ежи Мазура у многих жителей Барановичей ассоциируется с началом возрождения веры, с обращением тех, кто либо не знал Господа, либо кто отошел от Него. Можете ли рассказать, как Вы появились в этом городе, был ли он Вашим личным выбором?
– Позволю себе начать с предыстории. Когда 25 марта 1984 года Папа Римский Ян Павел II на площади св. Петра в Риме перед статуей Матери Божьей из Фатимы посвятил весь мир, в т. ч. и Россию, Непорочному Сердцу Марии, многое в мире, в частности, на Востоке стало меняться. Это посвящение было началом реализации послания Самой Матери Божьей Фатимской, которая 100 лет назад произнесла пророческие слова: «Мое Непорочное Сердце восторжествует. Святой Отец посвятит мне Россию, которая обратится…». С того момента люди мира, в том числе и в Беларуси, начали больше молиться о религиозной свободе, и процесс получил развитие. В сентябре 1989 года ( в то время я был преподавателем в Высшей духовной семинарии ордена миссионеров Божьего Слова в Пененжно, которую в молодости закончил и сам), проходил научный симпозиум по теме: «Христианство в Советском Союзе в условиях перестройки и гласности». Следующая конференция в семинарии рассматривала возможности душпастырской и евангелизационной работы в тех регионах, где население имеет католические корни. Я и мои собратья глубоко задумались: не наше ли это призвание – идти к тем, кто был крещен в католицизме, но кому атеистическая пропаганда не позволила познать Бога во всем Его величии? Ответ на этот вопрос был позитивным, и следующим этапом встал вопрос подготовки программы в помощь возрождающемуся Костелу на Востоке, а также выбор места евангелизации. Было решено идти туда, где работали наши собратья еще перед Второй мировой войной; а это были Барановичи и Вичувка (на Украине).
Впервые Беларусь я посетил в 1989 году, это были реколлекции в Лидском районе, а через год в помощь возрождающемуся Костелу в Барановичи уехали мои собратья. С июня 1992 года я решил, что и мое место здесь. Светлой памяти кардинал Казимир Свёнтэк назначил меня настоятелем костела в Дарево, с обслуживанием общин в Макеевщине, Русино и других деревнях, а также в Барановичах, которые стали частью моей священнической судьбы.
– Отец Ежи, какое первое впечатление оставили у Вас город и его жители, что больше всего запомнилось? Какая религиозная ситуация ждала Вас на этой душпастырской площадке?
– Мое первое знакомство с городом Барановичи относится к 1990 году, и было это во время Великого Поста, когда мы были на духовных упражнениях в Лидском районе. После окончания духовных упражнений вместе с о. Иосифом Венцлавиком я поехал в Барановичи, чтобы встретиться с настоятелем прихода и поговорить на тему пастырских потребностей в городе и в районе. Начиная от границы, мы искренне молились: «Господи, если это Твоя воля, то дай нам распознать, как наилучшим образом мы можем выполнить нашу миссию – дать людям Бога живого!». Понимали, что лучше всего город узнаешь, увидишь, чем он живет, чем дышит не тогда, когда тебе его «показывают», а когда ты смотришь на него своими глазами… Помню, въехали в него, а в нем – такое солнце! Первая мысль: Господь приветствует нас на этой земле! В лабиринтах барановичских улиц мы провели больше часа, искали костел Воздвижения Святого Креста, но когда выскочили на центральную площадь, решили, что где-то рядом должен быть и храм! И в самом деле, оказалось, совсем недалеко, на ул. Куйбышева нас ждал настоятель прихода Антоний Гей.
Встреча наша была радостной и плодотворной, у нас было не только большое желание ответить на призыв Бога «Идите и научите все народы!», но было еще и предчувствие, что предсказания Матери Божией Фатимской начинают сбываться, и это придавало нам духовных сил и стремления засевать это поле полноценным зерном! Мы глубоко осознавали, что людское сердце истосковалось по Слову Божиему, по тому духовному наполнению жизни, которое мог дать и которое давал Костел каждому верующему! Тогда мы уже были в поиске места, где могли бы остановиться прибывающие священники и начать свою помощь Костелу на Беларуси. Словом, в беседе с ним мы провели много времени, ксендз Антоний угощал нас белорусской картошкой с квашеным молочком и помню, как я в восторге воскликнул: «Такой вкусной картошки, как здесь, нет нигде в мире!».
А что касается религиозной ситуации, то в городе на тот момент был один-единственный упомянутый храм, который был не в состоянии вместить всех желающих даже на святую Мессу…
– Пусть не оскорбит Вас, Ваше Преосвященство, мой вопрос: а что Вы знали вообще о Беларуси накануне своего приезда сюда, ведь она, как и все другие республики, была за «железным» занавесом?
– Сказать, что не знали ничего, было бы неправдой. Конечно, в школе нас учили, делая акцент больше на Советском Союзе в целом, что это большая страна, с 15 союзными республиками, и одна из них – Беларусь. Для особо интересующихся была Энциклопедия, но был еще и такой источник, как личные встречи с людьми. И довольно часто в Польшу приезжали люди с частными визитами из Украины (кстати, место моего рождения недалеко от границы с Украиной – Хавловице), из Беларуси и много рассказывали о жизни. От них я узнал, как красива белорусская земля и какие прекрасные люди разных национальностей на ней живут. Услышал и о том, что люди жаждут познать Евангелие Господа. А также узнал, что некоторые святыни на белорусской земле были открыты и в них работали священники. Это был самый лучший источник информации о жизни людей и религиозной ситуации в Беларуси.

– Когда заходит речь о строительстве костела Матери Божьей Фатимской, рядом с Вашим, Ваше Преосвященство, именем звучит всегда и имя кардинала Казимира Свёнтка. Не на этой ли площадке вы встретились?
– На этой площадке мы с ним обнаружили своё абсолютное единомыслие и почувствовали взаимную поддержку. А первую встречу нашу спланировал Сам Господь! В конце мая я направлялся в Беларусь, имея при себе много планов и предложений, которые должен был согласовать с новым архиепископом Митрополитом Минско-Могилевским, Апостольским Администратором Пинской епархии Казимиром Свёнтком, и мое воображение тоже рисовало эту встречу, я волновался, как это все пройдет. К поезду Варшава – Брест меня проводил мой собрат, в поиске свободного места я зашел в вагон № 7 и вижу… Кого я вижу? Архиепископа Казимира Свёнтка! Я узнал его по фотографии – вот это встреча! Место я занял рядом, не веря происходящему: передо мной сидел свидетель веры, прошедший через все испытания, через ГУЛАГ, встретить которого считал бы подарком судьбы каждый священник… Слава Богу, к нам никто больше не пришел, и мы два с половиной часа говорили с ним о будущем Костела. Мы также обсудили и покупку дома в Барановичах, так как это была цель моей поездки.

А дальше было так. 31 мая 1991 года был куплен маленький домик по ул. Шевченко, 6, который фактически стал еще одним местом встречи человека с Богом в этом городе, и с которого началась большая стройка Дома Святой Тройцы и костела в Северном микрорайоне. Этот маленький домик стал началом для всех пастырских и евангелизационных инициатив. Там же происходили встречи священников, рождались идеи и планы, в домике часто бывал и кардинал Казимир Свёнтек.
Должен сказать, что с самого начала моего пребывания в Барановичах меня не покидала атмосфера Фатимы. Первым зримым свидетельством сбывающегося предсказания Матери Божьей Фатимской для меня стал августовский путч 1991 года в Москве, который обозначил закат коммунизма и привел к началу демократических преобразований, в результате люди получили свободу вероисповедания, католическим приходам начали возвращать отнятые и разрушенные храмы. День окончания путча был 22 августа 1991 года, а ранее, в 1944 году, день 22 августа был объявлен праздником Непорочного Сердца Матери Божьей. Выразительным знаком присутствия Марии в нашей жизни я посчитал и то, что в Барановичах (в то время) появилась возможность продемонстрировать несколько раз по местному телевидению фильм о Фатиме, люди смотрели его и убеждались в правде, которую послала миру Матерь Божья. У людей появилось страстное желание объединиться в общину, зарегистрировать новый приход, чтобы вместе познавать Бога, прославлять Его, жить Его Заповедями. В июне 1993 года приход был зарегистрирован, и вскоре началось строительство храма. Это место становилось местом познавания и проповедования Фатимского послания: «Обращайтесь к вере, покайтесь и молитесь молитвой Розария».
– Отец Ежи, можете вспомнить начало создания прихода?
– 13 мая 1993 года мы начали строительство Дома Святой Троицы. Тогда жители Северного микрорайона стали спрашивать, не приходской ли костел это строится? И это был знак, чтобы ответить позитивно на нужды верующих людей, чтобы и в этом районе города появился приходской храм.
3 октября того же года, в месяце, посвящённом Деве Марии, в костёле Воздвижения Святого Креста были освящены 2 статуи Матери Божьей Фатимской, которые после Святой Мессы в торжественной процессии были
перенесены в Дом Святой Троицы по ул.Шевченко, 6.Большая статуя осталась
в часовне строящегося дома, а вторая, меньшая, была предназначена к тому, чтобы навещать католические семьи. Первая Святая Месса была отслужена в новом приходе 10 октября 1993 года. Первую приходскую группу образовывали жители этого района. Мы отдавали под покровительство Матери Божьей Фатимской всех жителей Беларуси, а особенно горожан Барановичей и всех прихожан нового прихода. И тогда началась перегринация, или духовное путешествие освящённой статуи Матери Божьей Фатимской по католическим семьям. Каждый день фигурка Матери Божьей посещала одну из семей. Вечером, когда семья и соседи собирались на молитву, мы вместе с о. Збигневом и о. Конрадом навещали эту семью, чтобы помолиться вместе со всеми и отдать их под опеку Матери Божьей. Сама Матерь Божья в образе
статуи Матери Божьей Фатимской навещала своих детей, видела их радости и проблемы, замечала, как в Кане Галилейской, чего им не хватает, о чём больше всего тоскуют. А не хватало им более глубокого познания Господа и укрепления веры в Него, ощущения присутствия Его любви в повседневной жизни. А к нам Она обращалась как к Апостолам в Кане Галилейской: «Делайте всё, что вам скажет мой Сын». Мы старались вслушиваться в слова Иисуса Христа и исполнять Его волю. Постоянно звучали во мне Его слова: «Идите и научите», «Как Меня послал Отец, так и Я посылаю вас», «Обращайтесь в веру и верьте в Евангелие», «Любите друг друга, как Я возлюбил вас». Поэтому мы шли и проповедовали о Божьей любви к человеку. Мы показывали людям, что Бог их любит, что слышит их голос и призыв о помощи, что Он хочет спасти всех людей, что Господь призывает обратиться к
вере и к Евангелию. Это и было началом создания прихода и приходской общины. Это Матерь Божья привела Своих детей к Иисусу, а мы были только инструментами в руках Марии и в руках Господа. Создание приходской общины и строительство костёла стали видимыми знаками Божьего Провидения и опеки Матери Божьей.
Приход постепенно становился общиной общин, в которых верующие укрепляли свои силы на дороге веры. В самом начале появились президиумы Легиона Марии. Было их 7. В новом приходе начали появляться и другие молитвенные группы, такие как Розы святого Розария, миссионерская группа, экуменическая группа и другие. В духе Марии они шли, чтобы помогать другим людям и давать свидетельство о любви Господа к человеку. Был создан детский хор под руководством Ольги Гришечкиной. И это было удивительным событием, потому что бабушки приводили внуков, чтобы записать их в хор, а внуки, в свою очередь, в Костёл, к Иисусу Христу приводили своих родителей.
С самого начала создания прихода нам помогали сёстры доминиканки, которые работали в Барановичах, а с 8 сентября 1994 года в работу по созданию новой общины активно включились сестра Фабиана и сестра Ванда из Конгрегации сестёр Миссионерок Святого Семейства, характерной чертой и харизматом которых было и остаётся стремление к единству всех христиан: «Чтобы все были едино».
– Судьба храма, однако, в самом начале его строительства была отмечена и печальным фактом – спустя три месяца после воздвижения верующими креста на месте будущей святыни крест был срублен, обезображен и выброшен в болото. Как думаете, Ваше Преосвященство, это был факт вандализма, обычного хулиганства или сопротивления Господу?
– Трагедия произошла в ночь с 24 на 25 августа 1994 года. Это были враги креста, это дьявол действовал через человека, это людская злоба искала выход в циничном издевательстве над «инструментом» муки Господа. Надругательство над крестом шокировало не только прихожан, но и многих горожан, живших вне Костела: они приходили со словами сопереживания и поддержки, несли свечи и цветы, из которых был выложен крест на земле. В течение 9 дней шло специальное вознаградительное богослужение, верующие молитвенно просили прощения у Господа и просили обращения

осквернителей креста. Та трагедия, как часто бывает в жизни, особенно сплотила прихожан, они почувствовали единение душ и своих устремлений! Крест был найден, и Иосиф Разумко, первый председатель приходского совета, бережно «подлечил» его израненное тело; сегодня – это реликвия, которая хранится в костеле Матери Божией Фатимской. А те неизвестные, испоганившие крест, пришли с покаянной головой сами и просили о прощении… Это была победа Христа в душе человека!
9 мая 1995 года, в очередной День Победы, прихожане воздвигнули новый крест как символ Церкви, как символ надежды и победы добра над злом. Господь освятил это событие своим знамением – за пять минут до начала богослужения с освящением нового креста дождь, что шел непрерывно, прекратился, и на небе появилась радуга – символ примирения между людьми и Богом. А когда 28 мая 1995 r. около 2000 верующих пришли на освящение углового камня, тоже светило яркое солнце. Люди переживали волнение и радость, принесли много цветов, приветствуя событие и кардинала Казимира Свёнтка, который возглавил богослужение. Слово Кардинала в тот день было особенно пылким, потому что в идущих чередой событиях он видел образ возрождающегося на Беларуси Костела, а также плод Фатимских предсказаний.
Причем это происходило в дорогом его сердцу городе, где учился, где взрослела его юность, где созревало его призвание. В тот день он и всем собравшимся дарил надежду на жизнь с Господом и смелость быть Его учениками.
1995 год был отмечен еще одним незабываемым событием, которое живет в моем сердце поныне. Группа из 45 священников с Востока – Беларуси, России, Литвы, Украины и Казахстана – совершила паломничество в Фатиму. Возглавлял группу кардинал Казимир Свёнтэк, в число паломников Господь «записал» и меня. Впечатлений была масса, но самыми яркими были два. Первое – это речь Кардинала Свёнтка во время проповеди на святой Мессе в Фатиме, где он говорил о том, что, несмотря ни на какие гонения со стороны коммунистического режима, Костел выстоял, поднимается и обновляется; второе – это встреча с очевидцем фатимских объявлений сестрой Лусией. Кс. Кардинал беседовал с ней лично, и сестра поведала, что обращение уже началось, и лучшее тому свидетельство – приезд в Фатиму священников с Востока, что этого события она ждала 78 лет, с 1917 года…
– Благодарные верующие осознают, что костел Матери Божьей Фатимской в Барановичах поднялся благодаря Вашим личным стараниям. Но достаточно ли было только их? Кто Вам особенно помогал?
– Прежде всего все вопросы обсуждались с кардиналом Казимиром Свёнтком. Большую помощь оказывали местные священники, ранее упомянутый о. Антоний Гей, нынешний епископ, а ранее настоятель прихода в Барановичах Казимир Великоселец, кс. Валентин Новак – наш сосед, тогда настоятель прихода в Новой Мыши. Очень сильно мне помогали встречи с нынешним епископом Антонием Демьянко, в то время настоятелем прихода в Новогрудке, кс. Богданом Крыньским и другими священниками. Большую помощь оказывал генерал нашего ордена миссионеров Божьего Слова, а также отец провинциал Конрад Келер, отец провинциал Ян Вихари и другие собратья. Ну и, конечно, нельзя не упомянуть и самих прихожан, которые были первыми и активно способствовали созданию прихода. Это были Иосиф Разумко, Ядвига Молчан, Ирина Масленцева, Людмила Евсевицкая, Бронислава Шестак, Константин Янковский, а также Казимир Месникович, Ядвига Алексеева, Ирина Буко, Ирина Каленикова, Маргарита Свиридова, Роман Бубен, Юзэфа Худина, Мария Кухарчик, Мария Хилько, Чеслав Цвирко, семья Сенкевичей, архитекторы Анатолий Радионенко и Болеслав Тумащик и многие-многие другие. Неоценимую помощь оказали прихожане в период строительства храма. Случилось так, что с городскими властями была уже полная договоренность, а намеченная территория принадлежала району, вычленение ее из колхозного земельного массива, оформление документов затягивалось. Строительные материалы на тот момент стоили дешево, и все понимали, что закупить их надо как можно быстрее, но где складировать? Выручили прихожане, предоставив для этого свои дворы и огороды. И пока окончательно решался вопрос с территорией, стройматериалы были закуплены практически на весь костёл!
Возведение храма, спланированное архитектором бр. Бэла Лани, SVD шло быстро, непосредственными работами руководил Виталий Минкевич. Такое стремительное строительство требовало усиления душпастырской работы. Людям необходимо было дать понять, что это их стройка, что возводимый костел – их дом, дом их приходской семьи. Это хорошо понимали и мои собратья – священники о. Иосиф Матис, о. Збигнев Олдыньский, о. Конрад Дук, о. Януш Бжозовский, о. Томаш Клавонь, а позднее и другие собратья.
Божья воля была в том, чтобы 13 октября (в день последнего объявления Матери Божьей Фатимской) 1996 г. кардинал Казимир Свёнтэк освятил храм. «Матерь Божья Фатимская, – сказал при этом Кардинал, – благодарим Тебя, что в Беларуси, в Барановичах, возведена святыня в твою честь. Это наш дар для Тебя, дар наших сердец, наших душ. Возьми эту святыню в свою материнскую опеку… Обещаем, что будем всегда и во всем верны Богу и Церкви…»
– Ваше Преосвященство, Вы упомянули местную власть. А как в целом складывались ваши с ней отношения?
– По-разному, но в преимуществе своем – позитивно. Было много разных трудностей, но я всегда помнил слова св. Арнольда: чем больше трудностей, тем больше нужно довериться Господу. И это всегда мне помогало. Власть тоже понимала, что пришло время помогать Церкви, Костелу, потому что только свободный человек, новый человек способен к новой жизни. Хорошее впечатление осталось от ответственных по делам религии в Бресте и Минске, от местных властей, в частности, от мэра Николая Лобко, директора завода Эдуарда Якимчика, директора магазина Ирины Калениковой и многих других. Меня не покидало ощущение, что Господь Бог хочет того, что делаем мы с собратьями в Барановичах, и потому посылает на мою дорогу хороших людей! Конкретный пример. Пришло время установки креста на башне костела, и я убедил себя в том, что он должен быть даром людей этого города, но духовно за свою идею очень переживал: как это сделать? Пошел в сторону завода станкопринадлежностей, а затем в кабинете директора завода начал смотреть в окно. И тогда директор спросил: “Отец Ежи, что так пристально рассматриваете?”. “Сравниваю, из окна кабинета какого директора вид на костел самый лучший?”. “Конечно, из моего, – отвечает. – Но, может, еще чего не хватает?”. Я рассказал о кресте. “Пишите письмо, отец Ежи, будем решать с коллективом!”. Таким образом завод подарил костелу два креста из нержавеющей стали.
– Отец Ежи, Вы стояли у истоков журнала “Дыялог”, были его первым редактором. Следите ли за своим детищем? Что, с Вашей точки зрения, должен делать журнал сегодня, с учетом тех кардинальных изменений, которые произошли за последние два десятилетия в сфере СМИ?
– “Дыялог”, первый католический журнал в Беларуси, был учрежден в 1993 г. приходом Матери Божьей Фатимской. Получаю его регулярно, считаю, что редакция идет в духе времени. Вначале было больше статей на русском и польском, теперь преимущество отдано белорусскому языку. Это хорошо, но думаю, что правильно было бы, чтобы появлялись статьи на трех языках, как было заявлено в момент регистрации, тогда каждый читатель найдет что-нибудь для себя. И тогда это будет настоящий диалог на разных языках. А снижение тиража, которое наблюдается, – это общая тенденция всех печатных изданий. Но журнал есть в Интернете, он читаем. Давайте больше свидетельств веры, свидетельств присутствия Бога в нашей жизни.Это – самое убедительное доказательство того, что человек не живет сам на этой земле – его присутствие запланировано Господом. Желаю, чтобы как был учрежден журнал приходом Матери Божьей Фатимской, так чтобы и впредь нес послание Матери Божьей Фатимской под крышу каждого дома. Хочу поблагодарить всех, кто создаёт “Дыялог”, за труд, ибо журнал становится всё лучше и лучше. А читателям пожелать, чтобы этот журнал давал нужную информацию о всемирной Церкви, помогал в укреплении веры и мог ответить на большинство вопросов, возникающих у них в повседневной жизни.
– Ваше Преосвященство, в Барановичах Вы оставили о себе память не только в виде величественного костела, но и в сердцах людей, которые Вас полюбили и которые, благодаря Вашей харизме, сами прикипели душой к костелу… Вспоминаете ли Вы этот город сегодня?
– Всегда беру сердце с собой и сердце всегда отдаю… Признаться, в Барановичах мне было интересно, сжился с людьми и тоже их полюбил за их открытость и доброжелательность. Всех их вспоминаю в своих молитвах и благодарю Бога, что подарил мне знакомство с верными католиками и удивительными горожанами. Моей мечтой было остаться в Беларуси навсегда. Думал, вот куплю себе еще валенки… Но Господь посчитал необходимым послать меня в Сибирь, потом вернул снова в Польшу. Сегодня оглядываюсь на свое прошлое с радостью – в нем была большая работа в большом коллективе! Это были такие замечательные пять минут в истории, чтобы инициировать дело и чтобы оно получило потом свое развитие!
Беседовала Раиса СУШКО.
Снимки Корнелия КОНСЕКА, SVD,
из архивов епископа Ежи МАЗУРА, SVD и журнала «Дыялог».