«Господи, сделай руки мои орудием твоего мира»
(Из молитвы св. Франциска)
Ясли св. Франциска… При одном их упоминании воображение рисует всем знакомый сюжет из Библии, и сердце погружается в радость от созерцания Новорожденного Младенца.
Святой Франциск, положивший начало набожной традиции выставления рождественской шопки, «приодел» тайну Рождества Христова в форму живого представления еще в ХIII веке. А отец Собеслав, настоятель прихода св. Франциска Ассизского в Солигорске, стремится, чтобы Тайна Рождественской ночи приблизилась к семьям его прихожан в наши дни… Вот почему в канун праздника у него всегда много работы. В специальные формы (привез их из монастыря в Италии) заливает гипс, дает время для подсыхания заготовок, подчищает их, наносит краску, и фигурки св. Иосифа, Марии с Младенцем Иисусом, ангелов и пастушков оживают… Тайна Рождественской ночи становится явью, поселяясь в домах прихожан. Говорят, что «яслями святого Франциска» о. Собеслав снабдил всех прихожан, но сам он в этом до конца не уверен и снова спешит заливать формы: счастливое Святое Семейство, пастушки, волы, ослики…
Прихожане знают, что в канун Рождества Христова настоятель позаботится и о том, чтобы была украшена традиционная елка у входа в костел, а внутри, за алтарной частью храма, развернута огромная панорама батлейки. Конечно, прихожане помогут своему священнику, но основным двигателем процесса будет он сам – «большой и добрый человек», славящий себя конкретными делами мастер (имя Собеслав – в переводе с чешского означает соответствующая слава).
Свой среди чужих
Когда молодому священнику Ордена Францисканцев из Катовице, попробовавшему силы в роли викария прихода, учителя религии в школе, капеллана в тюрьме, в начале 90-х предложили поехать в Беларусь, процесс возрождения христианской веры здесь набирал обороты. Знал ли об этом о. Собеслав? Догадывался и согласие свое дал только на три месяца – поехать и посмотреть, как работают первые (после заката коммунистической эпохи) на Беларуси францисканцы. А приехал – и будто в родную купель окунулся: пустые, как в 80-е годы в Польше, полки магазинов, талоны на сахар, далекая от Бога молодежь, но сохранившие веру старики и самоотверженные отцы и братья-францисканцы. А еще… польские шахтеры. Да, именно польские шахтеры работали тогда в рудоуправлениях Солигорска, помогая белорусским коллегам в освоении оборудования и технологий. Эти люди, в которых о. Собеслав легко узнавал себя (в свое время он, Войцех Томала, закончил шахтерский техникум в Катовице и два года работал в шахте), тоже искали встречи с Богом, точнее сказать, искали возможности слушать слово пастыря с амвона, исповедоваться и причащаться, получать Иисуса Христа в Евхаристии… Все это для о. Собеслава стало не просто понятным и близким, но обрело вполне конкретный смысл. Отзывчивый по натуре на всякий экстрим, он понял, что место его здесь, среди шахтеров – своих и чужих.
О. Собеслав от св. Антония
В приходе все знают и пересказывают историю, как о. Собеслав, всегда облаченный в хабит коричневого цвета и подпоясанный белой веревкой, впервые посещал своих прихожан на дому, зная по-русски два слова: «Спасибо» и «Здравствуйте». Приехал в одну деревню, зашел во двор, а там группа мужчин.
– Здравствуйте! – приветствовал их монашествующий отец.
– То может, Niech bеdzie pochwalony Jezus Chrystus! – ответили они.
– Na wieki wiekow, – смущенно обрадовался о. Собеслав.
– Слушай, – спрашивали далее мужчины, – ты случайно не от святого Антония к нам пожаловал? У нас в костеле когда-то стояла точно такая фигура… А святые нам сегодня очень нужны.
И другую историю пересказывают. Случилась она в небольшой деревне неподалеку от Солигорска. О. Собеславу позвонила прихожанка и попросила навестить больную мать. Священник немедля отправился по указанному адресу. Как только ступил на территорию двора – навстречу выскочил мужчина с топором: «Еще ксендза тут не хватало или монаха! В мой дом – ни ногой!». О. Собеслав попробовал объяснить, зачем он здесь, но слушать его никто не стал. Священник вернулся к машине, сел за руль – не заводится!.. Попыток сделал – немеряное количество раз, бесполезно. Кроме того, стемнело, поднялась снежная буря, стекла замерзли (дело было в декабре), и стало понятно, что до рассвета ему не выбраться.
– Вылезай из машины! – скомандовал через некоторое время о. Собеславу знакомый голос. – В дом иди. А то отдашь тут Богу душу, и я буду ксендза на совести иметь. Утром схожу за трактором, вытянут.
Священник послушно направился за хозяином, который еще недавно угрожал топором, и, пока тот суетился на кухне, пообщался с больной, помолился, преподал ей таинство Елеопомазания. После долгого ужина они проговорили всю ночь – о. Собеслав и муж умирающей женщины. Под утро мужчина попросил священника сам об исповеди. Когда совсем рассвело, о. Собеслав сел за руль автомобиля, и машина тотчас рванула с места. А вечером того дня настоятелю снова позвонила прихожанка. Извинилась за мерзкое поведение своего отца и сообщила, что отец ее… умер.
Святая Барбара, молись о нас!
С белорусскими шахтерами о. Собеслав сблизился чуть позже, поскольку первые шесть месяцев работал в Мстиславле, затем помогал отцу Алексею в строительстве храмов в Слуцке, Любани – они вырастали один за другим с разницей в какие-нибудь полгода. Родным детищем о. Собеслава стал костел св. Франциска Ассизского в Солигорске – он создавал его не только усилиями души, но и своими руками.
– Средства на строительство храма нужны были колоссальные, помогали спонсоры, шли пожертвования, но все равно не хватало, – вспоминает настоятель. – Что оставалось делать? Рисовал картины и продавал. Написал небольших пейзажей – может, 400 или 500, купил в Кракове рамочки, оформил и поехал в Катовице. Стал на площади перед базиликой св. Людовика и за один раз продал все. Тогда это были приличные деньги. Выезжал несколько раз. Потом начал писать портреты, иконы и также реализовывал их в фонд строительства храма.
Иконы о. Собеслав пишет и сегодня, пополняя таким образом бюджет костела. В сакристии тоже его работы – иконы «Пан Езус Пантократор», «Святой Франтишек», «Ecce homo». Иконы у него можно заказать любые – образы почитаемых святых, именные иконы, иконы святых опекунов. В прошлом году сам создал витражи храма, на которых изображены св. Франциск, св. Клара, св. Антоний, бл. о. Пио, бл. Дунс Шотландский, св. Максимильян Кольбе, св. Цецилия, опекун горняков и шахтеров св. Барбара… Руками о. Собеслава сделан полутораметровый крест – копия креста с разрушенной церквушки в Сан-Дамиано, с которого Господь обратился к Святому Франциску; украшен сусальным золотом алтарь.
Отец, который спит стоя и любит горы
Прихожане рассказывают, как интересно читает проповеди о. Собеслав. Знает много библейских рассказов и притч, говорит увлеченно, образно, часто закрыв глаза. Слушать его интересно и старшим, и молодым. Даже малые дети в восхищении от настоятеля. «Мама, мама, смотри, – в абсолютной тишине храма воскликнет какая-нибудь 4-летняя Полина, – отец спит стоя!». Легкая улыбка скользнет по лицам, и все продолжают слушать. Настоятель в такие минуты бывает особенно открытым – рассказывает о себе, о призвании, о своих экстремальных увлечениях, о том, как и где протянул ему руку Господь…
Несколько лет назад, в период Великого Поста, для священников Ордена были организованы реколлекции в Польше. Отправился на родину и о. Собеслав. В свободный от занятий день предложил своему однокурснику, священнику с Украины, поехать в Татры, подняться на пару вершин. Первую бывший альпинист Войцех Томала, входивший в начале 90-х в десятку сильнейших альпинистов Польши, покорил с успехом, а со второй… Падение со второй закончилось тяжелой травмой ноги – скатиться в ущелье о. Собеславу не дал Бог, и в Солигорск его привезли на костылях…
– Наш настоятель безумно любит горы, – рассказывала катэхетка Валентина Димчогло. – Он и нас всех заразил этой любовью: несколько раз возил в Карпаты, в Татры, возил на Балтийское море. Блестяще читает туристические и дорожные карты, легко ориентируется в маршрутах. Этих знаний у него так много! А горы дают ему силу. Там он никогда не устает. Мы, его пилигримы, порой едва ноги переставляем, а он подзадоривает: «Не знаю, как вам, а мне – 23» (хотя уже более чем «дважды по 23»). Да и только ли горы? Кто первый занялся сёрфингом – катанием на волнах на специальных легких досках – в Солигорском водохранилище? Отец Собеслав. Кто мечтает о парашюте и параплане (для полетов с мотором)? Тоже отец Собеслав. Но самое главное, что показал нам настоятель в этих ближних и дальних поездках: верующих в Бога людей – много; много искренних католиков; много сестер-монахинь и монахов, которые не только молятся (как нам иногда кажется), а занимаются очень широкой, в том числе, мирской деятельностью.
Уроки о. Собеслава
Два года назад сцена Дворца культуры Солигорска была предоставлена театральной группе прихода св. Франциска Ассизского, которая осуществила постановку: «Гісторыя Збаўлення ад пачатку стварэння свету да Нараджэння Езуса”. Идея принадлежала студентке Барановичского Катехетического колледжа Марине Давыдчик, сценарий написала Валентина Димчогло. Событие для шахтерского города совсем не рядовое, и сердца зрителей тронуло.
Возраст участников действующего в приходе театра «TRANSITUS» – от 4-х до 60 лет. Постановки «День рождения» (по притче Иисуса), «Гісторыя Збаўлення…», “Беларускія калядкі”, “Жыццё святога Францішка”, мюзикл “Глёрыя…”, благотворительные концерты – все это осуществлено ими. Заработанные средства передаются нуждающимся: детсаду № 23 для детей с особенностями психо-физического развития, санаторному детсаду № 1, городской детской больнице, Центру социального обслуживания населения. Воспитанники детских садов вместе с родителями и воспитателями были приглашены на рождественский праздник в костёл, где им показали постановку и приподнесли подарки. О. Собеслав учит: добротой нужно делиться не только в праздник – всегда, потому что доброта передаётся от сердца к сердцу. А в прошлом году священник организовал вигилию для прихожан. Вначале была мысль пригласить только молодые семьи и показать, как должен проходить вигилийный вечер в кругу семьи, но ближе к этому дню стало ясно, что и некоторые пожилые забыли об истинных традициях яслей святого Франциска, забыли, что должно быть на вигилийном столе христианина. Настоятель преподал урок и подчеркнул: создать “ясли” – не самое главное; главное – подготовить к приходу Младенца свое сердце.
Раиса СУШКО.
Фото Корнелия КОНСЕКА, SVD
и из архива о. Собеслава, OFM.