По решению Конференции Католических Епископов в Беларуси Пастырский год проходит под знаком 100-летия со дня рождения святого Иоанна Павла II. Этому событию редакция журнала «Дыялог» посвящает серию статей, которые еще больше приблизят к нам личность любимого всеми Папы Войтыла.
Церковь и её служение семье
(Из сборника «Христианская семья»)
В наше время семья в той же, а быть может, и в большей мере, чем другие институты, испытывает на себе влияние обширных, глубоких и весьма скорых преобразований, происходящих в обществе и культуре. В данной ситуации многие семьи остаются верными составляющим основу института семьи ценностям. Иные же при решении встающих перед ними задач теряются, испытывают неуверенность или даже, плохо представляя себе суть дела, начинают сомневаться в конечном назначении и подлинной сущности супружеской и семейной жизни. Есть и такие, наконец, которым те или иные проявления социальной несправедливости затрудняют осуществление их основных законных прав.
Сознавая, что брак и семья представляют собой ценнейшее достояние человечества, Церковь намерена донести свой голос и свою помощь до тех, кто, уже познав ценность брака и семьи, старается сохранить им свою верность; до тех, кто, испытывая неуверенность и опасение, пытается найти истину, и до тех, кому несправедливо чинятся препятствия на пути свободного осуществления своих семейных планов. Поощряя первых, просвещая вторых и помогая третьим, Церковь предлагает свою помощь каждому, кто задумывается над будущим брака и семьи.
В первую очередь она обращается к находящейся в начале своего пути к браку и семье молодежи, с целью открыть ей новые горизонты, помогая увидеть красоту и величие посвящения себя любви и служению жизни.
Из Апостольского обращения «Фамилиарис консорцио», 22 ноября 1981 г. 1 и 3
Положение семьи в современном мире
Положение, в котором сейчас находится семья, имеет свои положительные и свои отрицательные стороны. Первые – это знак присутствия в нашем мире Христа Спасителя, вторые – знак того, что человек порой отвергает любовь Бога.
С одной стороны, мы действительно имеем более выраженное сознание личной свободы, большее внимание к качеству межличностных отношений в браке, к достоинству женщины, к ответственному продолжению рода и воспитанию детей; кроме того, осознана необходимость развивать межсемейные отношения с целью духовной и материальной взаимопомощи, возрождается понимание свойственной семье церковной миссии и ее ответственности за создание более справедливого общества. С другой стороны, однако, имеются вызывающие тревогу признаки деградации некоторых основных ценностей: ошибочная теоретическая и практическая установка на взаимную свободу супругов друг от друга; серьезные заблуждения в отношении родительского авторитета; конкретные трудности, испытываемые семьей при передаче духовных ценностей; растущее число разводов, тяжкое зло абортов, учащение случаев добровольной стерилизации, распространение прямо-таки противозачаточного мышления.
В основе этих негативных явлений нередко лежит искаженное представление о свободе, которую понимают не как возможность осуществить в браке и семье истину Божьего замысла, а как дозволенность эгоистического утверждения, зачастую в ущерб другим, своего собственного благополучия.
Заслуживает внимания и тот факт, что в странах так называемого третьего мира многие семьи лишены таких основных средств существования, как пища, работа, жилище, лекарства, не говоря уже о самых элементарных свободах. В более богатых странах, напротив, избыток благополучия и потребительское мышление в парадоксальном соединении с безотчетной тревогой и неуверенностью в будущем лишают молодоженов великодушия и смелости, необходимых для наследственного продолжения жизни. Таким образом, жизнь часто воспринимается не как благословение, а как опасность, от которой нужно защищаться.
Исторический контекст, в котором приходится жить семье, представляется поэтому совокупностью света и тени.
Фамилиарис консорцио, 6
Научный прогресс должен блюсти достоинство человека
В ходе этой встречи предметом вашего особого внимания были возникающие еще в человеческом зародыше соматические нарушения, а также различные методики, позволяющие распознавать их и своевременно лечить. Данная тематика принадлежит исключительно вашей компетенции.
Мне же хотелось бы здесь напомнить о некоторых фундаментальных нравственных ценностях, которые следует постоянно иметь в виду, дабы продвижения в области науки не оказались опасными отступлениями от сути человеческого.
В этой связи необходимо прежде всего еще раз указать на святость ре-продуктивной функции, в ходе которой мужчина и женщина сотрудничают с Богом в деле продолжения человеческого рода согласно предначертаниям его непреходящего миропорядка. Здесь неуместно будет повторять то, что я писал по этому поводу в Апостольском обращении «Фамилиарис консорцио», но самое естественное право дает мне основание выступить с резким осуждением любого прямого вмешательства в жизнь невинного существа, а развивающееся в материнском лоне человеческое существо невинно по определению.
Отсюда явствует, что внутриматочные исследования, направленные на раннее выявление неполноценных зародышей или плодов с целью их немедленного удаления путем аборта, должны считаться изначально порочными и, следовательно, морально недопустимыми. Неприемлема также любая форма эксперимента на плоде, которая может нарушить его целостность или ухудшить его положение, за исключением крайней попытки спасти его от неминуемой гибели, так как здесь действует общий принцип, запрещающий использовать человеческое существо как материал в интересах науки или благосостояния людей.
Каковы же те критерии, которых должен придерживаться медик, желающий согласовывать свои действия с основными ценностями моральной нормы? Прежде всего он должен тщательно взвешивать вероятные негативные последствия, которые может вызвать в зародыше применение определенного метода исследования, и избегать применения диагностических методов, не обеспечивающих достаточно гарантий благополучного исхода и безопасности. Если же, как часто бывает в делах человеческих, придется учитывать определенную степень риска, он должен быть уверен, что такой риск оправдан необходимостью действительно срочного диагноза и важностью результатов, достигаемых с помощью данного метода на благо зародыша.
При выявлении определенного дефекта медик использует все предлагаемые наукой надежные средства, то есть не только испытанные временем способы лечения, но (естественно, если он к этому подготовлен) и те современные оперативные методы, которые, судя по оглашенной на этой встрече информации, способны дать поразительные результаты. Решение относительно применения хирургического лечения или отказа от него и выбор подходящего типа операции, равно как и конкретной методики, – это проблемы, которые медик должен решать сам по науке и по совести и только убедившись в том, что операция действительно необходима, добровольно разрешена родителями и гарантирует при обычных обстоятельствах значительно большую степень успеха, чем провала.
Упомянутые здесь моральные принципы не являются – и вы хорошо это знаете – препятствием для прогресса науки, который должен быть прогрессом человека, взятого в высшем достоинстве его трансцендентного предназначения. Одна из самых серьезных опасностей, которыми чревата наша эпоха, заключается именно в разрыве между наукой и нравственностью, между возможностями устремленной ко все более ошеломляющим достижениям технологии и моральными нормами все менее принимаемого в расчет естества. Необходимо, чтобы все облеченные ответственностью лица пришли к согласию относительно приоритета этики перед наукой, приоритета личности перед материальным миром, приоритета духа перед материей. Только при таком условии научный прогресс, многие стороны которого нас так вдохновляют, не сможет превратиться в нечто, вроде современного Молоха, пожирающего своих незадачливых поклонников.
«Человек бесконечно выше человека», – писал Паскаль. Эта самостоятельная догадка разума подкрепляется верой, которая считает человека венцом творения создателя, обновленным в крови Христовой и призванным навечно войти в семью детей Божьих.
Выступление на римской встрече сторонников «Движение за жизнь», 3 сентября 1982 года
Как следует беречь и защищать семью
Семья – это самая первая жизненная среда, в которую попадает человек при появлении на свет, и пережитый в ней опыт предопределяет всю его остальную жизнь. Именно поэтому так важно беречь семью и защищать ее, дабы она могла должным образом исполнить особые задачи, вверенные ей природой и признанные священными в христианском откровении. Семья – это место любви и жизни, более того, это место, где любовь порождает жизнь, ибо каждая из этих сущностей не может быть подлинной без другой. Вот почему христианство и Церковь всегда защищают их и рассматривают во взаимосвязи. В этом плане всегда останется справедливым то, что мой предшественник великий Папа Павел VI провозгласил в своем первом рождественском выступлении по радио в 1963 году: «Иногда мы наблюдаем попытки прибегать к средствам, которые следует считать худшими, чем сама болезнь, поскольку они представляют собой покушение на само плодородие жизни с помощью средств, недопустимых с точки зрения человеческой и христианской этики. Вместо того, чтобы добавить хлеба на стол голодного человечества, дело вполне осуществимое при современном уровне развития, кое-кто додумывается до того, что следует уменьшить, причем самым непристойным способом, число сотрапезников. Это недостойно цивилизованных людей». Целиком присоединяюсь к этим словам и, более того, хотел бы еще раз подчеркнуть их, поскольку, с тех пор как они были произнесены, положение, можно сказать, ухудшилось и требует делового и ответственного участия всех честных людей на всех уровнях гражданского общежития.
Из проповеди, произнесенной в Веллетри (Рим) 7 сентября 1980 г.
Иоанн Павел II. «Мысли о земном»,
М., издательство «Новости», 1992.