По решению Конференции Католических Епископов в Беларуси Пастырский год проходит под знаком 100-летия со дня рождения святого Иоанна Павла II. Этому событию редакция журнала «Дыялог» посвящает серию статей, которые еще больше приблизят к нам личность любимого всеми Папы Войтыла.
Бог призывает нас трудиться
(Из книги «Отворите двери Христу»)
К труду нас призывает Бог; это Он заложил в наше естество потребность и, следовательно, право и обязанность трудиться. Это Он дает нам понимание смысла, цели и условий труда.
И еще, это Он на самых первых страницах Священного Писания предстает нам в качестве первого образца и причины нашего труда. Ведь там говорится, что Бог за шесть дней сотворил „своим трудом» мир и „на седьмой день» отдыхал. Следуя примеру этого высочайшего образца, и мы призваны шесть дней трудиться и отдыхать на седьмой.
Рим, 1 мая 1988 года
- Нравственное значение труда
Как я говорил рабочим, моим соотечественникам из Польши, „труд есть главное измерение человека на земле». Для человека труд имеет, кроме чисто технического, еще и нравственное значение. Можно сказать, что человек подчиняет себе землю, когда он сам, благодаря своему поведению, становится не рабом ее, а господином, не рабом, а господином и своего труда. Труд поможет человеку сделаться лучше, более зрелым духовно, более ответственным, для того чтобы он смог осуществить свое призвание на этой земле.
Турин, 13 апреля 1980 года
- Значительно больше, чем зарабатывать себе на жизнь
Кроме того, труд не есть нечто, что человек обязан выполнять только для того, чтобы заработать себе на жизнь; это – одно из человеческих измерений, которое может и должно быть священным, для того чтобы люди могли исполнить свое призвание созданных по образу и подобию Божию творений.
В ходе труда человек совершенствуется, добывает необходимые средства для содержания своей семьи и способствует прогрессу общества, в котором живет. Всякий труд есть свидетельство достоинства человека, его власть над мирозданием, и всякий честный труд достоин уважения.
Мело (Уругвай), 8 мая 1988 года
Всякий раз, как я встречаюсь с рабочими, я с глубоким чувством вспоминаю, какой великой милостью Божией было для меня проработать четыре года в каменном карьере и на фабрике. С тех пор прошло уже сорок лет, но я помню все, как будто это было вчера. Этот опыт, наравне с пережитым мною при депортации моих соотечественников поляков в лагеря смерти, оставил глубокий след в моей жизни.
Либревиль (Габон), 18 ноября 1982 года
- Стремиться к большему
Принимайтесь за учебу со всей возможной энергией; учеба способствует вашей личной зрелости… не только потому, что приучает вас к дисциплине ума и воли, но также и потому, что все время открывает перед вами новые горизонты во всей необъятности человеческого знания, во всем разнообразии его проявлений: исторических, лингвистических, математических, философских, технических, художественных и т.д. Помните, что и среди взрослых велик тот, кто всегда готов чему-то учиться, между тем как тот, кто считает, что знает все, на деле заполнен только сам собой, и в нем нет места для подлинно великих ценностей, обогащающих нашу жизнь…
Рим, 1 марта 1980 года
- Какие преобразования нам нужны?
Самым важным для нас является не тот труд, который преобразует мир, а тот, который преобразует нас самих и делает нас более похожими на запечатленный Создателем в нашем естестве образ Бога. Для чего посредством самых изощренных технических достижений должны мы покорять природу, если окажемся не в состоянии подчинить нас самих велениям нашей совести, в которой – свет Божественного закона? В таком случае непременно к нам будет обращен проникновенный вопрос Господа: „Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?».
Рим, 29 марта 1983 года
- Трудиться в духе служения
Дружно работать сообща – это верный способ добиться результата. Хорошо организованный труд служит многим людям. Он крепит узы солидарности. В ходе коллективного труда мы сами очищаемся и открываем для себя сокровища в других. Таким образом, исподволь возникает атмосфера взаимного доверия, которая позволяет каждому расти, развиваться, становиться „больше, чем ты есть».
Касабланка (Марокко), 15 августа 1985 года
- Труд женщины
Хотелось бы указать, насколько важно придать общественную значимость той работе, которую с большой самоотверженностью и усердием выполняют в своих домах матери семейств. Это стало бы выражением признательности и уважения к женщине…
В Латинской Америке она выполняет поистине судьбоносную роль хранительницы веры и свойственной христианскому духу психологии. Справедливости ради нужно отметить по достоинству и ее труд; для Бога и общества всякий человеческий труд ценен, но ежедневный труд матери непреходящ в самом высшем смысле. Как я подчеркивал в своей энциклике о человеческом труде, „Предоставление матери возможности – без ограничения ее свободы, без психологической или иной дискриминации, без ущерба для ее товарок – посвятить себя заботам о детях и их воспитанию сделает честь любому обществу»… Истинное повышение роли женщины требует такой организации труда, при которой ей не пришлось бы платить за это отказом от своей специфической роли в ущерб семье, где ее материнские функции незаменимы» (Лаборем екзерценс, 19).
Мело (Уругвай), 8 мая 1988 года
- Наука на службе человека
Для противопоставления научно-технической культуры Божьему мирозданию нет абсолютно никаких оснований. Как нет никаких сомнений в том, что технические знания могут быть использованы равно на благо или во зло. Человек, изучающий действие ядов, может использовать свои знания и для лечения, и для убийства. Однако не может быть никаких сомнений в отношении того, на что следует ориентироваться для различения зла и добра. Направленные на преобразование мира технические науки находят оправдание в том, насколько они служат человеку и всему человечеству.
Кельн, 15 ноября 1980 года
- Использовать собственные таланты
Культура проистекает из человека. Он получает в дар от природы совокупность способностей, талантов, как называет их Евангелие, и с помощью своего разума, воли и труда должен развивать их и делать плодотворными. Развитие собственных талантов и отдельными людьми, и общественными группами с целью самосовершенствования и покорения природы создает культуру. Так, возделывая землю, человек осуществляет творческий замысел Бога, занимаясь науками и искусствами, служит возвышению человеческого общества и достигает возможности созерцать Бога.
Лиссабон, 15 мая 1982 года
- Добиваться синтеза между верой и культурой
Речь идет о том, чтобы в умах преподавателей и студентов происходил все более гармоничный синтез веры и культуры, веры и жизни. Этого синтеза следует добиваться не только на уровне научных исследований и преподавания, но и на чисто воспитательном уровне.
Мехико, 31 января 1979 года
- Великая опасность нашей эпохи
Наше общество выглядит потерявшим рассудок, когда мобилизует всю свою энергию на устремление к тому, что его же и разрушит. Научно-технический прогресс сделал человека, как ему кажется, хозяином материального мира. Опыт, к сожалению, показывает, что власть науки не оказалась, как думали некоторые ее деятели, нейтральной. Современный человек пытается рассматривать любую вещь как объект манипуляций, зачастую делая этим объектом самого себя. В этом огромная опасность нашей эпохи!
Рим, 14 апреля 1984 года
- Защитить человека
В конечном счете прогресс культуры идет в ногу с нравственным и духовным ростом человека. Потому что человек становится таковым только посредством собственного духа. Необходимо поэтому рассматривать человека глобально.
В связи с этим Церковь ощущает свою ответственность за то, чтобы защищать человека от теории и практики идеологий, сводящих его к объекту производства или потребления; от парализующих души фаталистических движений; от моральной распущенности, ведущей к бесплодному гедонизму; от агностических идеологий, пытающихся изгнать Бога из культуры.
Мадрид, 2 ноября 1982 года
Иоанн Павел II. «Мысли о земном»,
М., издательство «Новости», 1992.