ПАСТЫРСКИЙ ГОД 2020

Лого Пастырски год-2020

 

 

 

 

 

По решению Конференции Католических Епископов в Беларуси  Пастырский год проходит под знаком 100-летия со дня рождения святого Иоанна Павла II. Этому событию редакция журнала «Дыялог» посвящает серию статей, которые еще больше приблизят к нам личность любимого всеми Папы Войтыла.

 

 

 

Бог призывает нас трудиться

(Из книги «Отворите двери Христу»)

 

 

 

  1.  Бог призывает нас трудитьсяПапа Иоанн Павел-II-10

К труду нас призывает Бог; это Он заложил в наше естество потребность и, следовательно, право и обязан­ность трудиться. Это Он дает нам понимание смысла, цели и условий труда.

И еще, это Он на самых первых страницах Священ­ного Писания предстает нам в качестве первого образ­ца и причины нашего труда. Ведь там говорится, что Бог за шесть дней сотворил „своим трудом» мир и „на седьмой день» отдыхал. Следуя примеру этого вы­сочайшего образца, и мы призваны шесть дней тру­диться и отдыхать на седьмой.

 

Рим, 1 мая 1988 года

 

  1.  Нравственное значение труда

  Как я говорил рабочим, моим соотечественникам из Польши, „труд есть главное измерение человека на земле». Для человека труд имеет, кроме чисто тех­нического, еще и нравственное значение. Можно ска­зать, что человек подчиняет себе землю, когда он сам, благодаря своему поведению, становится не ра­бом ее, а господином, не рабом, а господином и сво­его труда. Труд поможет человеку сделаться лучше, более зрелым духовно, более ответственным, для того чтобы он смог осуществить свое призвание на этой земле.

 

Турин, 13 апреля 1980 года

 

  1.  Значительно больше, чем зарабатывать себе на жизнь

Кроме того, труд не есть нечто, что человек об­язан выполнять только для того, чтобы заработать себе на жизнь; это – одно из человеческих измере­ний, которое может и должно быть священным, для того чтобы люди могли исполнить свое призвание со­зданных по образу и подобию Божию творений.

В ходе труда человек совершенствуется, добывает необходимые средства для содержания своей семьи и способствует прогрессу общества, в котором живет. Всякий труд есть свидетельство достоинства человека, его власть над мирозданием, и всякий честный труд достоин уважения.

 

Мело (Уругвай), 8 мая 1988 года

 

 

  1. Незабываемые годы работы в карьереПапа Ян Павел-2-4

Всякий раз, как я встречаюсь с рабочими, я с глу­боким чувством вспоминаю, какой великой милостью Божией было для меня проработать четыре года в ка­менном карьере и на фабрике. С тех пор прошло уже сорок лет, но я помню все, как будто это было вчера. Этот опыт, наравне с пережитым мною при депорта­ции моих соотечественников поляков в лагеря смерти, оставил глубокий след в моей жизни.

 

Либревиль (Габон), 18 ноября 1982 года

 

 

  1. Стремиться к большему

Принимайтесь за учебу со всей возможной энер­гией; учеба способствует вашей личной зрелости… не только потому, что приучает вас к дисциплине ума и воли, но также и потому, что все время открывает перед вами новые горизонты во всей необъятности че­ловеческого знания, во всем разнообразии его прояв­лений: исторических, лингвистических, математических, философских, технических, художественных и т.д. Помните, что и среди взрослых велик тот, кто всегда готов чему-то учиться, между тем как тот, кто считает, что знает все, на деле заполнен только сам собой, и в нем нет места для подлинно великих ценностей, обо­гащающих нашу жизнь…

 

 Рим, 1 марта 1980 года

 

 

  1. Какие преобразования нам нужны?

   Самым важным для нас является не тот труд, кото­рый преобразует мир, а тот, который преобразует нас самих и делает нас более похожими на запечатленный Создателем в нашем естестве образ Бога. Для чего пос­редством самых изощренных технических достижений должны мы покорять природу, если окажемся не в со­стоянии подчинить нас самих велениям нашей совести, в которой – свет Божественного закона? В таком слу­чае непременно к нам будет обращен проникновенный вопрос Господа: „Какая польза человеку, если он прио­бретет весь мир, а душе своей повредит?».

 Рим, 29 марта 1983 года

 

  1. Трудиться в духе служения

   Дружно работать сообща – это верный способ до­биться результата. Хорошо организованный труд слу­жит многим людям. Он крепит узы солидарности. В ходе коллективного труда мы сами очищаемся и откры­ваем для себя сокровища в других. Таким образом, ис­подволь возникает атмосфера взаимного доверия, кото­рая позволяет каждому расти, развиваться, становиться „больше, чем ты есть».

 Касабланка (Марокко), 15 августа 1985 года

 

 

  1. Труд женщины

Хотелось бы указать, насколько важно придать об­щественную значимость той работе, которую с боль­шой самоотверженностью и усердием выполняют в сво­их домах матери семейств. Это стало бы выражением признательности и уважения к женщине…

В Латинской Америке она выполняет поистине судь­боносную роль хранительницы веры и свойственной христианскому духу психологии. Справедливости ради нужно отметить по достоинству и ее труд; для Бога и общества всякий человеческий труд ценен, но ежеднев­ный труд матери непреходящ в самом высшем смысле. Как я подчеркивал в своей энциклике о человеческом труде, „Предоставление матери возможности – без ог­раничения ее свободы, без психологической или иной дискриминации, без ущерба для ее товарок – посвятить себя заботам о детях и их воспитанию сделает честь любому обществу»… Истинное повышение роли женщины требует такой организации труда, при кото­рой ей не пришлось бы платить за это отказом от своей специфической роли в ущерб семье, где ее мате­ринские функции незаменимы» (Лаборем екзерценс, 19).

 Мело (Уругвай), 8 мая 1988 года

 

  1. Наука на службе человека

Для противопоставления научно-технической культу­ры Божьему мирозданию нет абсолютно никаких осно­ваний. Как нет никаких сомнений в том, что техниче­ские знания могут быть использованы равно на благо или во зло. Человек, изучающий действие ядов, может использовать свои знания и для лечения, и для убий­ства. Однако не может быть никаких сомнений в отно­шении того, на что следует ориентироваться для раз­личения зла и добра. Направленные на преобразование мира технические науки находят оправдание в том, на­сколько они служат человеку и всему человечеству.

 Кельн, 15 ноября 1980 года

 

  1. Использовать собственные таланты

 Культура проистекает из человека. Он получает в дар от природы совокупность способностей, талантов, как называет их Евангелие, и с помощью своего разума, воли и труда должен развивать их и делать плодот­ворными. Развитие собственных талантов и отдельными людьми, и общественными группами с целью самосо­вершенствования и покорения природы создает культу­ру. Так, возделывая землю, человек осуществляет твор­ческий замысел Бога, занимаясь науками и искусствами, служит возвышению человеческого общества и достига­ет возможности созерцать Бога.

 Лиссабон, 15 мая 1982 года

 

  1. Добиваться синтеза между верой и культурой

Речь идет о том, чтобы в умах преподавателей и студентов происходил все более гармоничный синтез веры и культуры, веры и жизни. Этого синтеза следу­ет добиваться не только на уровне научных исследо­ваний и преподавания, но и на чисто воспитательном уровне.

 

 Мехико, 31 января 1979 года

 

 

  1. Великая опасность нашей эпохи

Наше общество выглядит потерявшим рассудок, когда мобилизует всю свою энергию на устремление к тому, что его же и разрушит. Научно-технический прогресс сделал человека, как ему кажется, хозяином материального мира. Опыт, к сожалению, показывает, что власть науки не оказалась, как думали некоторые ее деятели, нейтральной. Современный человек пытает­ся рассматривать любую вещь как объект манипуля­ций, зачастую делая этим объектом самого себя. В этом огромная опасность нашей эпохи!

 Рим, 14 апреля 1984 года

 

  1. Защитить человека

В конечном счете прогресс культуры идет в ногу с нравственным и духовным ростом человека. Потому что человек становится таковым только посредством собственного духа. Необходимо поэтому рассматри­вать человека глобально.

В связи с этим Церковь ощущает свою ответствен­ность за то, чтобы защищать человека от теории и практики идеологий, сводящих его к объекту произ­водства или потребления; от парализующих души фа­талистических движений; от моральной распущенно­сти, ведущей к бесплодному гедонизму; от агностиче­ских идеологий, пытающихся изгнать Бога из куль­туры.

 

Мадрид, 2 ноября 1982 года

 

 

Иоанн Павел II. «Мысли о земном»,

 М., издательство «Новости», 1992.


 

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий