По решению Конференции Католических Епископов в Беларуси Пастырский год проходит под знаком 100-летия со дня рождения святого Иоанна Павла II. Этому событию редакция журнала «Дыялог» посвящает серию статей, которые еще больше приблизят к нам личность любимого всеми Папы Войтыла.
Живое отражение любви
(Из сборника «Христианская семья»)
Согласно замыслу Божию, брак является основой для широчайшей семейной сообщности, поскольку и сам институт брака, и супружеская любовь направлены на порождение и воспитание потомства и находят в нем свое завершение.
В своей глубинной сущности любовь есть не что иное, как дар, а супружеская любовь, приводя супругов к обоюдному «познанию», делающему их «плотью единой», не исчерпывает себя в рамках супружеской пары, ибо наделяет супругов способностью на самую великую отдачу, при совершении которой они сотрудничают с Богом, даруя жизнь новой человеческой личности. Таким образом, супруги, принося себя в дар друг другу, дарят миру вне себя сущность их ребенка, живое отражение их любви, постоянный знак супружеского единства, живой неделимый синтез их отцовской и материнской сущности.
Становясь родителями, супруги принимают от Бога новую ответственность. Их родительская любовь призвана стать для детей ощутимым знаком Божией любви, «имя которой принимает всякое отцовство в небесах и на земле».
Тем не менее не следует забывать, что, даже если продолжение рода почему-либо невозможно, супружеская жизнь не теряет от этого своей ценности. Физическое бесплодие не исключает для супругов возможности такого важного служения человеческой жизни, как усыновление, различные формы воспитательной работы с детьми, помощь другим семьям, детям из бедных семей и детям с физическими или умственными недостатками.
Фамилиарис консорцио, 14
Любовь – начало и связующая сила церковной общности
Основанная на любви семья является сообществом людей: супругов, родителей и детей, других родственников. Ее первейшая задача заключается в том, чтобы жить, сохраняя верность этому воплощению таинства причастия, в постоянном стремлении к созданию настоящей общности.
Внутренний принцип, движущую силу и конечную цель этого действа составляет любовь. Если семья без любви не является общностью людей, то без любви она не может ни жить, ни расти, ни совершенствоваться как общность. То, о чем я писал в энциклике «Редемптор гоминис», применимо в первую очередь к семье и преимущественно в ней находит свое воплощение: «Человек не может жить без любви. Он становится непонятен самому себе, его жизнь теряет смысл, покуда ему не откроется любовь, покуда он не встретится с любовью, не ощутит ее и не сделает своей, покуда не станет ее живым участником».
Любовь между мужчиной и женщиной в браке и в более расширительном смысле любовь среди членов семьи — между родителями и детьми, между братьями и сестрами, между родственниками и знакомыми — живет и развивается в силу своего внутреннего динамизма, который способствует все более глубокому и прочному единению, составляющему основу и душу супружеской и семейной общности.
Фамилиарис консорцио, 18
Нерасторжимая общность
Супружеская общность характеризуется не только своим единством, но и своей нерасторжимостью: «Сам этот сокровенный союз, взаимная самоотдача двоих, а также благополучие детей требуют абсолютной верности супругов и их нерасторжимого единства».
Главнейший долг Церкви – решительно укреплять вслед за отцами – членами Синода учение о нерасторжимости брака. До тех, кто в наше время считает трудным, а то и невозможным соединиться с одним человеком на всю жизнь, до тех, кто находится в сетях культуры, отвергающей нерасторжимость брака и открыто осмеивающей обязательство супругов хранить верность, необходимо донести благую весть о завершенности супружеской любви, основа и сила которой кроются в Иисусе Христе.
Основанная на безграничной взаимной самоотдаче супругов и необходимая для блага детей нерасторжимость брака находит свое высшее оправдание в намерении Бога, раскрытом в его откровении: нерасторжимость брака даруется по воле его как плод, знамение и потребность той абсолютно неизменной любви, которую Бог проявляет к человеку, а Иисус испытывает по отношению к Церкви.
Христос возрождает первоначальный замысел создателя, запечатленный в сердцах мужчины и женщины, и при совершении таинства брака дарует им «новое сердце»: таким образом, супруги не только могут преодолеть «жестокосердие», но в первую очередь обретают способность разделить полноту и завершенность Христовой любви. Подобно тому как Иисус является «верным свидетелем», «подтверждением» обещаний Бога и, следовательно, высшим проявлением безусловной неизменности любви Бога к своей пастве, так и супруги христиане призваны стать реальными участниками вечной нерасторжимости Христа с его женой Церковью, любимой им до конца.
Для супругов христиан в таинстве брака заключены одновременно и приглашение, и заповедь оставаться навеки верными друг другу, независимо от любых испытаний и трудностей, добровольно подчиняясь священной воле Господа: «То, что Бог соединил, человек да не разделит».
Доказывать на деле неоценимое значение нерасторжимости брака и супружеской верности составляет одну из самых важных и актуальных обязанностей христианских супружеских пар нашего времени. Поэтому вместе со всеми собратьями, участвовавшими в Епископальном Синоде, выражаю хвалу и поддержку многочисленным супружеским парам, которые, встречаясь с немалыми трудностями, хранят и укрепляют нерасторжимость брака, выполняя, таким образом, со смирением и мужеством вверенную им миссию быть в миру «знаком» – малым, но очень ценным, иногда подверженным соблазну, но постоянно обновляемым – знаком неизменной верности, с которой Бог и Иисус Христос любят людей и каждого человека. Тем не менее следует отдать должное и тем из супругов, которые, будучи покинуты партнером, опираясь на христианскую веру и надежду, не стали вступать в новый брачный союз. Это тоже истинные подвижники верности, в которой так нуждается современный мир. Поэтому они заслуживают всяческой поддержки и помощи со стороны пастырей и прихожан Церкви.
Фамилиарис консорцио, 20
Семья – главный источник общего блага
Семейство Иисуса, Марии и Иосифа свято прежде всего благодаря святости того, ради кого оно стало именно человеческой семьей, ведь в ней мы находим черты, свойственные большинству других семей. Как повествует Евангелие, это семейство поистине бедное и в момент рождения Сына Божия, и во время изгнания в Египет, и в Назарете, где живет трудом собственных рук.
В Иисусе, Марии и Иосифе нас восхищает пример человеческой солидарности и общности со всеми другими семьями, а также то, как это семейство вписывается в более широкий человеческий контекст, представляемый обществом. Этой божественной модели должна подражать всякая другая человеческая семья, переживая вместе с нею нелегкие испытания супружеской и семейной жизни. Эти серьезные жизненные проблемы требуют для своего решения солидарных и ответственных действий.
Как и в Назарете, Бог присутствует и участвует в делах человеческих каждой семьи. Семья как союз, заключаемый мужчиной и женщиной, по самой своей природе направлена на порождение новых людей, физическое и прежде всего духовное и нравственное развитие которых требует прилежного воспитания. Семья поэтому является совершенно особым местом, святилищем, в стенах которого протекает великий и сокровенный жизненный путь каждой неповторимой человеческой личности. Отсюда основные обязанности семьи, доброхотное исполнение которых не может не обогащать в значительной мере несущих главную ответственность лиц в данной семье, превращая их в прямых пособников Бога в деле формирования новых людей.
Вот почему семья незаменима и, как таковая, должна быть всемерно защищаема. Нужно делать все возможное, чтобы не допустить подмены семьи. Этого требует не только «личное» благо каждого человека, но и общее благо любого общества, народа и государства. Семья находится в самом центре общего блага во всех его измерениях именно потому, что в ней зарождается и родится человек. Необходимо делать все возможное, чтобы с самого начала, с момента зачатия, это человеческое существо было желанным и воспринималось как особая, уникальная и неповторимая ценность. А сам этот человек должен чувствовать, что он важен, полезен и дорог, даже если он инвалид или даже именно поэтому еще более дорог.
Таков урок, проистекающий из таинства воплощения.
И последнее соображение, которое я предлагаю вашему вниманию, восходит к пережитым Марией тяготам – удручающим для любой матери –в связи с тем, что она не могла обеспечить крышу над головой своему новорожденному сыну. Великое таинство материнства может стать для многих женщин причиной страданий, сомнений и искушений. Великодушное «да», которое женщина должна произнести зародившейся в ее лоне жизни, «да», нередко сопровождаемое страхом перед мириадом трудностей, всегда сопряжено с внутренним актом надежды на Бога и верой в нового человека, который должен появиться на свет. Испытывая чувства братского милосердия и солидарности, мы никогда не должны оставлять в одиночестве женщину, особенно колеблющуюся и полную сомнений, когда она готовится произвести на свет человека, который для всех нас станет новым братом. Мы должны оказать ей всю необходимую в данном положении помощь, мы обязаны поддержать ее и вселить в нее мужество и надежду. (…)
Речь на аудиенции в Ватиканской Базилике, 3 января 1980 года Фамилиарис консорцио, 22
Иоанн Павел II. «Мысли о земном»,
М., издательство «Новости», 1992.