ПАСТЫРСКИЙ ГОД 2020

Лого Пастырски год-2020

 

 

По решению Конференции Католических Епископов в Беларуси  Пастырский год проходит под знаком 100-летия со дня рождения святого Иоанна Павла II. Этому событию редакция журнала «Дыялог» посвящает серию статей, которые еще больше приблизят к нам личность любимого всеми Папы Войтыла.

 

 

 

Живое отражение любви

(Из сборника «Христианская семья»)

 

 

 

Дети – ценнейшие дары бракаПапа Иоанн Павел II-12

Согласно замыслу Божию, брак является основой для широчайшей семейной сообщности, поскольку и сам инсти­тут брака, и супружеская любовь направлены на порожде­ние и воспитание потомства и находят в нем свое заверше­ние.

В своей глубинной сущности любовь есть не что иное, как дар, а супружеская любовь, приводя супругов к обоюд­ному «познанию», делающему  их  «плотью единой», не ис­черпывает себя в рамках  супружеской пары, ибо наделяет супругов способностью на самую великую отдачу, при со­вершении которой они сотрудничают с Богом, даруя жизнь новой  человеческой личности. Таким образом, супруги, принося себя в дар друг другу, дарят миру вне себя сущ­ность их ребенка, живое отражение их любви, постоянный  знак супружеского единства,  живой  неделимый  синтез их отцовской и материнской сущности.

Становясь родителями, супруги принимают от Бога но­вую ответственность. Их родительская любовь призвана стать для детей ощутимым знаком Божией любви, «имя ко­торой принимает всякое отцовство в небесах и на земле».

Тем не менее не следует забывать, что, даже если про­должение рода почему-либо невозможно, супружеская жизнь не теряет от этого своей ценности. Физическое бес­плодие не исключает для супругов возможности такого важного служения человеческой жизни, как усыновление, различные формы воспитательной работы с детьми, по­мощь другим семьям, детям из бедных семей и детям с фи­зическими или умственными недостатками.

 

Фамилиарис консорцио, 14

 

 

Любовь – начало и связующая сила церковной общности

Основанная на любви семья является сообществом людей: супругов, родителей и детей, других родственни­ков. Ее первейшая задача заключается в том, чтобы жить, сохраняя верность этому воплощению таинства прича­стия, в постоянном стремлении к созданию настоящей об­щности.

Внутренний принцип, движущую силу и конечную цель этого действа составляет любовь. Если семья без любви не является общностью людей, то без любви она не может ни жить, ни расти, ни совершенствоваться как общность. То, о чем я писал в энциклике «Редемптор гоминис», применимо в первую очередь к семье и преимуще­ственно в ней находит  свое  воплощение: «Человек не мо­жет жить без любви. Он становится непонятен самому себе, его жизнь теряет смысл, покуда ему не откроется любовь, покуда он не встретится с любовью, не ощутит ее и не сделает своей, покуда не станет ее  живым участни­ком».

Любовь между мужчиной и женщиной в браке и в более расширительном смысле любовь среди членов се­мьи — между родителями и детьми, между братьями и се­страми, между родственниками и знакомыми — живет и развивается в силу своего внутреннего  динамизма, кото­рый способствует все более глубокому и прочному еди­нению, составляющему основу и душу супружеской  и  се­мейной  общности.

 

             Фамилиарис консорцио, 18

 

 

Нерасторжимая общность

Супружеская  общность  характеризуется не только сво­им единством, но и своей нерасторжимостью: «Сам этот сокровенный союз, взаимная   самоотдача двоих, а  также  благополучие детей требуют абсолютной верности супру­гов и их нерасторжимого единства».

Главнейший долг Церкви – решительно укреплять вслед за отцами – членами Синода учение о нерасторжи­мости брака. До тех, кто  в  наше  время  считает  трудным, а  то  и  невозможным соединиться с  одним  человеком на  всю жизнь, до тех, кто находится  в  сетях  культуры, отвергаю­щей нерасторжимость брака и открыто осмеивающей обя­зательство  супругов хранить верность, необходимо доне­сти благую весть о завершенности супружеской  любви, основа и сила которой кроются в Иисусе Христе.

Основанная на безграничной взаимной самоотдаче су­пругов и необходимая для блага детей нерасторжимость брака находит свое  высшее  оправдание в намерении Бога, раскрытом в его откровении: нерасторжимость брака дару­ется по воле его как плод, знамение и потребность той абсолютно неизменной  любви, которую  Бог  проявляет к человеку, а  Иисус испытывает по отношению к Церкви.Иоанн Павел II-9

Христос возрождает первоначальный  замысел создате­ля,  запечатленный в сердцах мужчины и женщины, и при совершении таинства брака дарует им «новое сердце»: та­ким образом, супруги не только могут  преодолеть «жесто­косердие», но в первую очередь обретают способность разделить полноту и завершенность Христовой любви. Подобно тому как Иисус является «верным  свидетелем», «подтверждением» обещаний  Бога и, следовательно, вы­сшим проявлением безусловной  неизменности  любви Бога к своей пастве, так и супруги христиане  призваны стать ре­альными  участниками  вечной нерасторжимости Христа с его женой  Церковью,  любимой им до конца.

Для супругов христиан в таинстве брака заключены од­новременно и приглашение, и заповедь оставаться навеки верными друг другу, независимо от любых испытаний и трудностей, добровольно подчиняясь священной воле Гос­пода: «То, что Бог соединил, человек да не разделит».

Доказывать на деле неоценимое значение нерасторжи­мости брака  и супружеской верности составляет одну из самых важных и актуальных обязанностей христианских  супружеских  пар нашего времени. Поэтому вместе со все­ми собратьями, участвовавшими в  Епископальном Синоде, выражаю  хвалу  и поддержку  многочисленным супруже­ским парам, которые, встречаясь с немалыми трудностями, хранят и укрепляют нерасторжимость  брака, выполняя, та­ким образом, со смирением и мужеством  вверенную им миссию быть в миру «знаком» –  малым, но очень ценным, иногда подверженным соблазну, но постоянно  обновляе­мым – знаком неизменной  верности, с которой Бог и Иисус Христос любят людей и каждого человека. Тем не менее  следует  отдать должное и  тем  из  супругов, кото­рые, будучи  покинуты  партнером, опираясь на  христиан­скую веру и надежду, не стали вступать в новый брачный союз. Это тоже истинные подвижники верности, в которой  так нуждается современный мир. Поэтому они заслужива­ют  всяческой поддержки и помощи со стороны пастырей и прихожан Церкви.

 

Фамилиарис консорцио, 20

 

 

Семья – главный источник общего блага

Семейство Иисуса, Марии и Иосифа свято прежде всего благодаря святости того, ради кого оно стало именно чело­веческой семьей, ведь в ней мы находим черты, свойствен­ные большинству других семей. Как повествует Евангелие, это семейство поистине бедное и в момент рождения Сына Божия, и во время изгнания в Египет, и в Назарете, где живет трудом собственных рук.

В Иисусе, Марии и Иосифе нас восхищает  пример  чело­веческой солидарности и общности со всеми другими се­мьями, а также то, как  это  семейство вписывается в бо­лее широкий человеческий контекст, представляемый об­ществом. Этой божественной модели должна подражать всякая другая человеческая семья, переживая вместе с нею нелегкие испытания супружеской и семейной жизни. Эти серьезные жизненные проблемы требуют для своего реше­ния солидарных и ответственных действий.

Как и в Назарете, Бог присутствует и участвует в делах человеческих каждой семьи. Семья как союз, заключаемый мужчиной и женщиной, по самой своей природе направле­на на порождение новых людей, физическое и прежде все­го духовное и нравственное развитие которых требует при­лежного воспитания. Семья поэтому является совершенно особым местом, святилищем, в стенах которого протекает великий и сокровенный жизненный путь каждой неповто­римой человеческой личности. Отсюда основные обязанно­сти семьи, доброхотное исполнение которых не может не обогащать в значительной мере несущих главную ответ­ственность лиц в данной семье, превращая  их  в прямых пособников  Бога  в деле формирования новых людей.

Вот почему семья незаменима и, как таковая, должна быть всемерно защищаема. Нужно делать все возможное, чтобы не допустить подмены семьи. Этого требует не толь­ко «личное» благо каждого человека, но и общее благо лю­бого общества, народа и государства. Семья находится в самом центре общего блага во всех его измерениях именно потому, что в ней зарождается и родится человек. Необхо­димо делать все возможное, чтобы с самого начала, с мо­мента зачатия, это человеческое существо было желанным и воспринималось  как  особая, уникальная и неповторимая ценность. А сам  этот человек должен чувствовать, что он важен, полезен и дорог, даже если он инвалид или даже именно поэтому еще более дорог.

Таков урок, проистекающий из таинства воплощения.

И последнее соображение, которое я предлагаю вашему  вниманию, восходит  к пережитым Марией тяготам – удру­чающим для любой матери –в связи с тем, что она не могла обеспечить крышу над головой своему новорожден­ному сыну. Великое таинство материнства может стать для многих женщин причиной страданий, сомнений и искуше­ний. Великодушное «да», которое женщина должна произ­нести зародившейся в ее лоне жизни, «да», нередко сопро­вождаемое страхом перед мириадом трудностей, всегда со­пряжено с внутренним актом надежды на Бога и верой в нового человека, который должен появиться на свет. Испы­тывая чувства братского милосердия и солидарности, мы никогда не должны оставлять  в  одиночестве женщину, осо­бенно колеблющуюся и полную сомнений, когда она  гото­вится  произвести на свет человека, который для всех нас станет новым братом. Мы должны оказать ей всю необхо­димую в данном положении помощь, мы обязаны поддер­жать ее и вселить в нее мужество и надежду. (…)

 

 Речь на аудиенции в Ватиканской Базилике, 3 января 1980 года Фамилиарис консорцио, 22

 

 Иоанн Павел II. «Мысли о земном»,

 М., издательство «Новости», 1992.


 

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий