“Моё истинное благо – в ином мире,
моё единственное сокровище – Христос.”
Клайв Стейплз Льюис
Страдание, болезнь, выявляют в человеке подлинное. Одни утверждают, что страдания возвышают и очищают человека, другие – что страдания и боль, в том числе болезнь, озлобляют его. Кто прав? Думаю, что и те, и другие.
Страдания нам причиняют не только собственные болезни, но и болезни близких людей. Всё кажется нам в них, в болезнях, неправильным и бесцельным. Когда заболевает родной человек, мы лишаемся многих свобод. Рушатся наши планы и представления о будущем, мы оказываемся порой под непосильным бременем неожиданных забот и трудов. И всё-таки ни нарекания, ни слёзы, ни растерянность не должны наполнить в этот момент нашу жизнь, а труд – спокойный, каждодневный – для добра больного человека.
Чтобы отвлечь его от грустных мыслей, изменить нерадостное настроение, родные часто предлагают развлечения – телевизор, компьютерные игры, лёгкую литературу. Такие занятия, конечно, возможны, но только на некоторое, ограниченное время. Больной гораздо больше здорового нуждается в постоянном физическом занятии, но в таком, которое должно быть ему по силам.
Уход за больными – одно из самых замечательных и самых сложных служений человека, и оно требует прежде всего терпения. Больной бывает в сильном отчаянии, капризничает, нарекает на Бога и на тех, кто рядом, и никакие уговоры порой не помогают. В такие минуты попробуйте, хотя бы на короткое время, оставить больного наедине с самим собой. Ведь, кроме физической стороны жизни, есть сторона духовная. И здесь очень важно терпеливо подводить к разговорам именно о духовном, о Промысле Божьем, об очищающем нашу душу терпении. Хорошее влияние на больных оказывает совместное чтение, и именно вслух, духовной литературы. Ведь чаще всего духовная жизнь человека проходит не в полную силу. Нам словно не хватает решимости, смелости быть истинными христианами. Мы, вроде и крещены, но почему-то стыдимся жить по вере. Всю жизнь надеемся исправиться…когда-нибудь… когда будет больше времени… когда выйдем на пенсию…когда…
Уход за больным меняет и сердце самого ухаживающего. Святые говорят, что человек становится чище мыслями и чище душой. Когда болезнь приходит в дом, обычно перестают выяснять, кто был прав, а кто виноват, становятся терпимее друг к другу, мягче, перестают замыкаться на каких-то своих проблемах. ”Весёлое сердце благотворно, как врачество, а унылый дух сушит кости ” (Притч 17, 22).
Однажды после св. Мессы в сакристию зашла красивая статная женщина в повязанном на голове бордовом платке. Терпеливо ждала, пока кто-то из нас освободится. Оказалось, что она очень больна: у неё рак четвёртой степени, прошла несколько курсов лечения, “химиотерапии”. Её врач был хорошим специалистом, открытым и деликатным человеком. Но после последней “химии” предупредил, што шансов никаких, удивлялся, что она до сих пор на ногах, и неожиданно для неё произнёс такие слова:”Не каждому Бог даёт такое время, как вам, и такую ясность ума. Соберитесь, наведите порядок в душе… И будьте готовы ко встрече. К какой? Со Всевышним!”. Молча выписал заключение, посоветовал встать на учёт в хосписе …и ушёл.
Существует мнение, что врачебная этика не позволяет врачу открывать безнадёжный диагноз. А родные, ложно понимая заботу о благополучии и спокойствии больного, порой тоже оставляют его в неведении. Это очень странная “забота”, это, своего рода, побег от ответственности не только за последние дни, но и за вечность больного. Получается, что мы уводим его от реальности, обманываем и поддерживаем его надежду на чудо. Чудо возможно, но больной (и не только больной, но и каждый из нас) должен знать, что нужно всегда быть готовым предстать перед Господом. Тем более, если у человека есть это время; оно дано не для того, чтобы продлить земные радости и “оторваться в последний раз”. Это – время благодати, время очень напряженной духовной жизни. И оно, это время, поверьте, даётся не каждому. Это особенная благодать Бога!
…А разговор в сакристии продолжался. Женщина говорила логично, собранно, без слёз, факт за фактом, местами замолкала, ждала то ли подсказки, то ли совета. А мы с каждой минутой убеждались: похоже, она и сама знала, что ей делать дальше, но просто нуждалась не в человеческой поддержке, а именно в христианской, в христианском понимании и сострадании; и, как потом стало ясно, в небольшой корректировке её рассуждений.
Она очень хотела к исповеди, но оказалось, что живёт в “гражданском браке”. “Мне и сыновья сказали, что перед Богом – это не брак, это сожительство, это грех против шестой и девятой заповедей, что к исповеди священник не примет, и отпущения грехов не смогу получить.” И продолжала дальше: ”А он венчаться не хотел и не хочет. Значит, нужно расстаться! А в первом браке я была венчана, сыновей воспитала по вере. Они так и не смогли принять моего сожителя. В их глазах до сих пор вижу грусть и помню их слова – это же грех; мама, ты сама нас учила, что значит вы будете жить вместе… Это же наперекор Божьим заповедям. Наверное, Бог так наказал меня, вдову, за мой грех… А теперь дал время исправить.”
Уточнив всё, женщина ушла, а через несколько дней приступила к Таинству Покаяния. Прожила она еще немногим больше месяца. Сыновья со своими семьями по очереди ухаживали за ней. Не боялись приводить к ней внуков и не боялись детских вопросов о вечном. Такое спокойное выражение лица, с лёгкой улыбкой на нём, я не часто встречала у человека умирающего, уходящего в вечность… Она уходила к Отцу!
Время перед смертью – это время собирания себя в новую жизнь, восполнение того, что было упущено в хаосе земных забот. Близкие, друзья помогают побороть страх смерти, который знаком даже святым, ведь злой дух пытается вызвать в человеке отчаяние, пытается лишить человека надежды на милосердие Божие. Молитва, Таинство Исповеди и Таинство больных помогают перебороть тревожность и искушения. В Таинстве больных есть и молитва за тех, кто ухаживает за больными, кто навещает их и поддерживает. “Тогда скажет Царь тем, кто по правую сторону Его: приидите,…наследуйте Царство, …ибо… я был болен, и вы посетили Меня”(Мт 25,34-40).
Некоторые из нас не хотят увидеть, что страдание имеет особенное значение, евангельское. Но чтобы это увидеть, нужно уверовать. В Евангелие!
Ядвига ЩУЧКО,
магистр теологии