Надо ли быть в церкви?

о. Анри Мартен

о. Анри Мартен

Помнится, собрались мы, чтобы читать Библию, небольшая группа, человек 5-6, читали по очереди и обменивались мыслями. И было мне удивительно, до чего содержательными оказались эти занятия: давно знакомые фрагменты наполнялись неожиданным значением, освещались непривычным светом.
Я поделился своим изумлением с одним знакомым священником, и тот откликнулся:
– Конечно! Бог Церкви открывает!
Вот именно. Бог открывает Церкви то, что недоступно индивидуальному сознанию. Не зря же сказано: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18, 20).
Над этим стоит призадуматься.
Нередко приходится слышать: «Бог у каждого свой», или: «С Богом и дома можно поговорить», или: «В Бога верю, а в Церковь не хожу», или более резко: «Богу верю, священникам – нет». Мы будем здесь иметь в виду тех, для кого это – выстраданное отношение, а не просто попытка отмахнуться. Многие люди, которые дорожат своими отношениями с Богом, не спешат, тем не менее, «обобществить» эти отношения, более или менее обоснованно полагая, что рискуют многое утратить при таком обобществлении. К тому же, разве обстановка в наших приходах так уж сильно напоминает ту атмосферу любви, которой славились первые христианские общины, о которых окружающие изумлённо говорили: «Смотрите, как они любят друг друга!»? Разве наше духовенство, как правило, задёрганное бесчисленными ремонтами, строительствами и согласованиями, всегда готово проявлять ту мудрость и отзывчивость, которые так хотелось бы встречать у них каждому переступающему порог приходской общины? Но тут уже пора поставить встречный вопрос: а зачем ты переступаешь через этот порог, чего ты ищешь? Новых и свежих впечатлений, переживаний? Но их тебе легко доставит любой блокбастер, причём с гораздо большей интенсивностью. Клуба по интересам? Да, может быть, но вовсе не обязательно: ведь интересы у членов приходской общины могут оказаться совершенно разными! И тогда проще записаться в кружок филателистов или на курсы вышивания, что само по себе совсем не плохо. Или же ты ищешь сочувствия и взаимопомощи? Тогда тебе действительно сюда, только не жди, что эти сочувствие и помощь будут всеохватными. Тарелку супа и тёплую одежду ты здесь найдёшь почти наверняка, и вникать в перипетии твоей незадавшейся жизни священник не откажется – на исповеди или на духовном собеседовании, но всё же Церковь – это не место решения житейских и бытовых проблем, во всяком случае, они тут решаются не прямо, а только косвенно и постепенно.
– Так зачем же я тогда туда пойду?
– А пойдёшь ты туда за самым главным: за спасением.
Да-да, не за переживаниями и впечатлениями, не за общением и разговорами, не за сочувствием и помощью, а за главным – за спасением. Потому что Бог спасает не отдельного человека, а всю Церковь, и дело твоё, отдельный человек, войти в неё, включиться, или же остаться за порогом, во «тьме внешней»…
«Тьма внешняя» сегодня расцвечена так ярко, как никогда: витрины, лампионы, фейерверки… Но того, чего она не может дать, она и не обещает: ни на ток-шоу, ни на форумах, ни с трибун и ни с подиумов, ни откуда не доносится ни слова о спасении, а только о благополучии и удовольствиях. И многим кажется, что этого довольно, но речь у нас сегодня не с ними и не о них. Речь о тех и с теми, кому кажется, что личных взаимоотношений с Богом им достаточно для спасения.
Вообще-то кажется, что возразить здесь трудно. Ведь если у тебя с Богом личная взаимосвязь, личная дружба, взаимная любовь, то чего ещё может не хватать для спасения? И разве не так спасались великие отшельники прошлого? Но как там отшельники спасались, мы, пожалуй, обсуждать не будем, до них нам далеко. А вот на нашем с вами уровне, не в пустыне или в чаще, не на столпе или в пещере, а в обычной, тёплой, благоустроенной городской квартире, пока ты остаёшься в пределах собственной индивидуальности, пока твои взаимоотношения с Богом протекают исключительно в рамках твоего собственного «я», всегда остаётся большущий вопрос: действительно ли с Богом протекают эти твои взаимоотношения?!
Ведь недаром в нашем человеческом языке так чётко и настоятельно различаются понятия субъективного и объективного! Пока ты не проверил свои открытия, свои переживания, свои достижения ещё на ком-то, не поделился с кем-то, ты никогда не можешь быть уверен в том, что это всё не фикция, не твои собственные фантазии, навеянные бесом…
Ты можешь отпускать себе грехи, переживать восторги, погружаться в медитации и радоваться «интенсивному богообщению», которого лишены все эти примитивные, невежественные прихожане с их бестолковым духовенством, – а на деле это бес будет водить тебя по кругу, всё более сужающемуся кругу, который сперва постепенно, а потом всё быстрее и быстрее превращается в воронку, из которой уже может не оказаться выхода…dial-04-2013-color(1)_img_42
Но дело не только в объективности, не только в гарантии подлинности твоих переживаний. Дело также и в богатстве твоих переживаний.
Как с чтением Священного Писания: Бог Церкви открывает, а не тебе одному, и сколько ещё всего Бог открывает Церкви, и это делается для тебя доступным через Церковь! Какие потрясающие возможности, когда ты не один, а в Церкви!
Вот, например, объём вероучения. Никакой мудрец, никакой эрудит, никакой святой Фома Аквинский за всю свою жизнь и малой доли не усвоит всего того, что знает Церковь, как целое, и что применяет она в своей пастырской и богослужебной практике! Принимай это всё с доверием, участвуй в жизни Церкви вовлечённо, и результат сказаться не замедлит!
Тут ведь происходит органический процесс, которого не выразить словами, как не выразить словами того, что происходит с организмом ребёнка по мере его взросления.
Начало этого процесса – крещение, через которое мы включаемся в тело Церкви. Но впереди ещё долгий путь, как долог путь от зачатия до зрелости, с той только разницей, что духовному созреванию не предписаны пределы, мы предназначены для вечности.
Только задуматься! И я хотел бы на этом пути ограничиться только тем, что доступно моему ничтожному сознанию, ограниченному опыту, поверхностным переживаниям? Упаси Бог!
В Церковь, скорее в Церковь! Это она – Тело Христово, таинственное, мистическое, но от того ничуть не менее реальное! В крещении мы крестимся в смерть Иисуса, чтобы нас коснулось и Его воскресение. Это Тело Христово воскресает – Церковь, и только тот, кто в Церкви, воскреснет вместе с нею.
Приведу напоследок свои любимые изречения древних святых учителей: «Вне Церкви нет спасения», а также: «Кому Церковь не мать – тому Бог не Отец».
Да и просто: если «Царство Небесное силою берется» (Мф 11,12), то разве не ясно, что при совокупных усилиях этой силы становится гораздо больше?

 

Варшава, 16.02.2013

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий