«…дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия,
имеете жизнь вечную»
(1 Ин 5, 13)
Обычное воскресенье… Город просыпался медленно, после недели трудовых будней всем, похоже, хотелось отдохнуть подольше, и только где-то после 11-ти появились отдельные группки: то семьями, с торжественно восседающими на плечах у пап, а также в колясках малышами, то с детьми постарше… Нарядно одетые, все спешили в одном направлении, к храму. Людские ручейки из разных уголков микрорайона стекались у ворот костела, чтобы соединиться здесь в один конкретный поток. Все спешили на Евхаристию – Благодарение своему Творцу, своему самому верному Другу, чтобы поделиться с Ним радостями и достижениями, неудачами и горестями. Спешили получить от Него благословление на следующую неделю наших стараний.
Один из мальчишек несся вприпрыжку, стремительно, явно желая первым оповестить своих сверстников: «Проповедь сегодня будет говорить семинарист! Интересно, о чем он будет рассказывать?.. А ты пойдешь отвечать?.. Я пойду, если буду знать ответ».
Конечно, было интересно всем. Даже шороха не слышно было, такая воцарилась тишина в костеле, когда после чтения отрывка из Евангелия к микрофону вышел высокий статный клерик, располагающе улыбнулся и начал говорить: «Проповедь моя будет короткой – я задам вам всего три вопроса и попрошу ответить на них. Первый: как попасть в Царство Божие, т.е. в вечность?». Обычно на Евхаристии для детей с родителями было шумно, потому что все хотели отвечать – и дети, и родители. А тут прошла минута, другая, а желающие не объявлялись. Я даже начала сочувствовать клерику, но тут где-то из глубины костела раздался выразительный мальчишеский голосок: «Надо умереть!». Это было так конкретно, что все просто застыли, осознавая вдруг, насколько точным и правильным был ответ. Клерик немного стушевался, видно, рассчитывал на другие слова. Но тут же задал и второй вопрос: «А все ли могут попасть в Царство Божие?» Тишина в этот раз была недолгой. Тот же мальчик ответил так же коротко и конкретно: «Если захотят, то все!». И клерик, не озвучив третьего вопроса, закончил короткую проповедь, внеся в заключение свою частичку радости и веры.
Интуиция вечности, тоска по непреходящему сопровождает человека всегда, постоянно. Не хочет и не соглашается человек с тем, чтобы его большие или меньшие достижения, работа, жизнь могли бы так просто закончиться. Он не согласен, что мы приходим из ниоткуда и в никуда уходим. Очень просто об этом сказал художник и писатель Сальвадор Дали: «Ну выйдет человечество в космос – и что? На что ему космос, когда не дано вечности?».
Некоторые из христиан «сконструировали» себе собственную религию, выбирая из Права Божьего одни истины и отбрасывая другие. А ведь в каждое воскресенье, произнося Кредо во время Евхаристии, мы говорим: верую в воскресение тела и жизнь вечную.
Может, еще и потому боимся говорить о вечности, что она связана со смертью. Но смерть так же реальна, как и наша жизнь. И через этот порог, который нас страшит, нужно пройти каждому. Мы нарекаем на смерть, видим в ней наказание, какое-то разделение, часто она соединена с какой-то трагедией, болью, страданием. Христианин это понимает, но также знает, что и новая жизнь рождается в боли. Вся жизнь верующего человека направлена на то, чтобы принять правду Бога о том, что со смертью жизнь не заканчивается, а только изменяется. Но человеку всегда хотелось заглянуть за этот порог. Ведь умирают же люди клинической смертью, хотя бы короткое время они бывают Там, значит, что-то видели, значит, могут рассказать, как Там.
После 1980 года на территории Советского Союза «ходили» самиздатовские толстые тетрадки – книги Раймонда Моуди «Жизнь после смерти» и «Жизнь после жизни». Автор этих двух книг родился в 1944 году в Америке. Изучал философию и психологию, медицину. После 1998 года работал судебным психиатром в штате Джорджия. Он был не первым, кто встретился с людьми, пережившими клиническую смерть. Но он начал собирать мельчайшую информацию, вести наблюдения и делал это долгие годы. Читая лекции для студентов, замечал, насколько серьезно они обсуждали тему смерти и вечности. И почти всегда после лекций подходил хотя бы один студент и рассказывал о чем-то подобном, произошедшем в его семье, или о своем собственном опыте.
Первую свою книгу Раймонд Моуди написал, собрав рассказы 150 человек, которые умерли, а потом были возвращены к жизни. Раймонда Моуди поражало огромное сходство ощущений, которые пытались передавать его собеседники, старательно подбирая слова, хотя сами они различались и по религиозным взглядам, и по образованию, и по социальному статусу.
Общим у всех у них было то, что человек слышал выводы врачей, видел как будто со стороны попытки медиков вернуть ему жизнь, а потом по черному туннелю несся с огромной скоростью к свету, от которого исходила такая любовь и доброта, которой сам человек никогда еще не встречал и не испытывал. Из этого света (без слов) направлялся вопрос, позволяющий человеку самому оценить свою жизнь, которую он «просматривал» в обратном порядке. Потом человек понимал, что приблизился к какой-то черте и обнаруживал, что должен вернуться назад.
Испытав радость и любовь, познав опыт иной жизни, человек и не хотел бы возвращаться, но каким-то образом он воссоединялся со своим физическим телом и возвращался к жизни. У каждого из 150-ти было большое желание рассказать о своем необычном опыте, но, сталкиваясь с недоверием и насмешками, они переставали делиться пережитым и увиденным. Тем не менее эти события оказывали большое влияние на последующую жизнь человека: он начинал делать поступки, после которых и сознание, и душа чувствовали себя лучше; старался избегать предубеждений и не осуждал людей; состояние разума стало для него важнее, чем тела; моральные принципы и старания жить в соответствии с ними выходили на первое место; радовала уверенность, что жизнь продолжается и по другую сторону бытия; исчез страх смерти.
Раймонд Моуди как ученый просто собирал и констатировал факты, оставляя читателям право делать выводы.
Самая опасная черта нынешней жизни – это недальновидное мышление. Человеческое сознание не способно объять и осознать гениальность Создателя. Человек еще не придумал: как передать, на что будет похожа вечность?
И Христос входит в историю человека и мира своим Воскресением из мертвых, побеждая смерть. Будешь жить вечно – это ответ Бога, достойный человека. Начиная с веры в Воскресение, мы знаем, зачем живем, страдаем, умираем, любим. Перспектива Неба налагает на нас ответственность так великую, как велик и сам дар. О вечном будущем решает наша земная действительность. Каждая минута нашей жизни имеет неслыханный вес и значение. Предметом экзамена в вечность будет всего лишь одна тема: любил ли ты ближнего своего как самого себя, как любит Христос?
Внимание! Здесь пересдачи, как у студентов, нет, не бывает!
Ядвига Щучко