Нужен ли dress code в храме?

Ядвига Щучко, магистр теологии, преподаватель Барановичского катехетического колледжа им. Зигмунда Лозинского.

Ядвига Щучко,
магистр теологии,
преподаватель Барановичского
катехетического колледжа
им. Зигмунда Лозинского.

«Всё мне позволительно,но не всё полезно;
всё мне позволительно,
но ничто не должно обладать мною». 1 Кор 6, 12

 

 

…Вот и лето пришло. Каждый из нас, будь то школьник, студент, взрослый, полон новых ощущений – от благоухающей природы, ярких цветов в лесах и в придорожных полосах; они  радуют, от них непроизвольно начинаешь улыбаться. С каждым днем становится теплее, и, в унисон с природой, свою «одежду», свой «дресс-код» меняет человек.
Школьники радуются тому, что заканчивается  учебный год, и впереди много дней отдыха. Радость переживают и их родители. Ведь они со своими детьми «проучились» все эти долгие месяцы, помогая делать домашние задания: вместе решали задачи, учили стихотворения, писали сочинения. Вместе, а иногда всей семьёй, повторяли тему и отвечали на вопросы из учебника по религии.
В воскресной школе учебный год заканчивается, как и в общеобразовательной, в одно и то же время, хотя происходит это несколько по-иному. Здесь не выставляются оценки за год, нет родительских собраний, не вызывают родителей за плохое поведение ребёнка. А только в последнее воскресение мая на Святую Мессу приходят празднично одетые дети и родители, чтобы вознести  Богу благодарность за школьные  будни, где они почерпнули много знаний и для светской жизни, и для духовной.
…До начала Святой Мессы оставалось ещё целых полчаса, несколько семей со своими детьми готовились к приношению даров во время литургии. На столике у стены лежал хлеб-гостия, стояли кувшинчики с вином и водою, лежали цветы с чьей-то дачи, мяч, дневники, тетрадки с выполненными заданиями. Кто-то из родителей готовился читать комментарий к дарам. Вот только дети о чем-то спорили, и с каждой секундой в храме становилось всё более шумно.f-str-27
С противоположной стороны костёла, из исповедальни поднялся священник и подошел к детям. Оказалось, что дети спорили… об одежде. Несколько девочек и мальчиков доказывали Артему, что он одет не так, как нужно, не нарядно, и поэтому не может нести дары. «Ну, мог хотя бы школьный костюм надеть, и туфли, они же у тебя есть, в школу же в них ходишь? А вырядился в джинсы и кроссовки», – возмущался один из мальчишек. «Как ты понесёшь дары самому Богу, ты же плохо одет», – добавил другой. «Ты бы ещё в майке и шортах пришёл. Это же дом Божий», – дружно добавили девочки. Артём чуть не плакал, но не уходил. Подняв глаза на священника, он спросил: «А что важнее для Бога, одежда, которую я сегодня надел (а она чистая… и не порванная…), или мои поступки. Я ведь вчера для Христа помирился с братом, хотя ещё не хожу к исповеди, и котёнка спас соседского, мы с ребятами сняли его с дерева. Вот такие (показал на свое сердце) я дары приготовил на сегодня». По щекам текли  слезы, но мальчишка не сводил глаз со взрослых, со священника и своих друзей, ожидая пояснений и окончательного «вердикта». Задумались все… Да, они были одеты не буднично, да, Литургия – это праздник, но как – правильно?  Бытует порой такое понятие, «что одеться празднично» – это богато, дорого, ярко. Но ведь было бы смешно одеваться в храм, как на бал.
Один из пап молча повернулся к столику с дарами, взял мяч и подал мальчику: «Пойдёшь с мячом, а комментарий о лете, погоде и отдыхе с Богом поставим последним. Знаешь, ты здесь очень подходишь». Священник в знак согласия, одобрительно кивнув головой, взлохматил Артему волосы и улыбнулся: «Ну что ж, оказывается, о моде, о стиле, «дресс-коде» и в храме нужно говорить, чтобы не возникали разные ситуации не только с детьми, но и со взрослыми».
Те, кто был рядом и слышал весь разговор, предложили священнику организовать «модную» встречу – уж очень всех задел этот разговор.
Есть, конечно, такие учебники об этикете, правилах поведения, общения. Термин dress code пришел к нам из Великобритании как оговаривающий стиль одежды. Да, в приглашениях на различные встречи, мероприятия порой есть специальные рекомендации, как нужно одеться. И мы более-менее в курсе, что есть основные  стили одежды: строгий, повседневный, деловой и вечерний. Но как бы мы ни рассуждали, признаемся себе и друг другу: интуитивно мы всегда  чувствуем и согласны с тем, что  «в человеке все должно быть прекрасно… и лицо, и душа, и одежда, и мысли». Эти слова Антона Павловича Чехова знакомы нам еще со школьной скамьи.
А в храм во все времена надевали всё самое лучшее. До сих пор в Беларуси сохранилась и из поколения в поколение передается традиция, что новую вещь в первый раз нужно надеть в храм. И не важно, туфли это или куртка, или пальто, или шарф с шапкой… Здесь, как бы подсознательно, мы благодарим Бога не только за духовные дары, но и за материальное, что имеем.
В храм мы не приходим на показ моды, к примеру, христианской, католической, типа весна-лето  2016 г. Нет католических модельеров и католических агентств моды, католических кутюрье, которые бы проектировали  и создавали моду только для католиков. В храме мы не думаем, как бы это выглядеть экстравагантнее, моднее, более стильно – наши мысли и душа целиком и полностью  устремляются к Господу.
Да и надо ли  гнаться за модой? Не каждый может, и не каждый  стремится  делать  это. Люди, по моим наблюдениям, в основном одеваются,  согласно своим кошелькам. Однако никакой из стилей, соответствующий нашим доходам и положению в обществе, не может мешать духовной жизни. Ведь это разные, совсем не пересекающиеся сферы жизни.
Однако заметим: костёл для нас – это Божий Дом на земле. Мы строим этот дом, украшаем его, художники  расписывают этот дом, прихожане стараются, чтобы облачение священника (альбы и орнаты) были самыми красивыми, чтобы чудо Евхаристии было прекрасным Божьим пиром. Но соответствуем ли создаваемой атмосфере мы сами, всегда ли уместно «облачение» самих  прихожан?
Есть такие стили одежды, которые явно не для храмов.  И их уж точно надо избегать целиком. А именно: спортивного, пляжного и эротического. Ведь своим внешним  видом  мы невольно рискуем помешать молитве многих людей, а порой сконфузить их и смутить! Но об этом поговорим в следующий раз.

                                                                                       

(Продолжение следует)

Ядвига Щучко


 

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий