Положи свою доску на землю

о. Анри Мартен

о. Анри Мартен

Почему мы  часто ведём себя так напряжённо и судорожно в своих отношениях с Бо­гом, с ближними, с самими собой?  Сошлюсь на известный  психологический при­мер.
Если на земле лежит доска, пройти по ней, не оступившись, может практически лю­бой. Если эту же самую доску поднять метра на два, пройдёт по ней уже далеко не каждый. А если укрепить её над пропастью или между небоскрёбами, пройти  по ней сумеют только считанные  единицы. В чём дело, доска ведь та же самая?  Доска  та же самая, да  не  тот  же  риск. Оступись на земле – ничего не случится, оступись на небольшой высоте – ушибёшься, оступись на большой – расшибёшься насмерть. Наше тело слишком, даже абсолютно, себя ценит, так оно устроено, и потому дрожит и напрягается, если чувствует  опасность,  пусть маловероятную,  зато  неимоверно  грозную.
Этот  пример  помогает  нам понять  важную вещь: чем выше мы себя возносим, тем больше дрожим и напрягаемся от страха сверзиться. Но если для тела естественно ценить себя превыше всего остального, ибо,  лишившись себя, оно лишается всего, то для души,  для  личности  такое поведение  и неоправдано, и непростительно. Це­нить  себя выше всего остального у неё нет  ни  малейших  оснований.
– Да кто же это ценит себя выше  всего  остального? –  воскликнут. – Я только и де­лаю, что повторяю, какой я окаянный  грешник,  прах и пепел и вообще азъ много­грешный!  Только  и  грызу себя за все промашки  и проступки, что совершил  вчера и третьего дня!
В том-то и дело. Важно не то, какую ты себе оценку ставишь. Важно то, что ты не­престанно себя оцениваешь. Что ты только и занят, что самим собой. Вот это и зна­чит, что  ты для  себя  –  наивысшая  ценность.
Степень  нашего самовозвышения  можно  довольно точно  измерить  арифметически, в процентах. Прикиньте,  сколько   времени  в  течение дня ваши мысли заняты вами –  не важно, одобряете ли вы себя при этом или осуждаете,  – и сколько Богом или окружающими?  О  Боге  мы  вспоминаем  разве что во время обязательной молитвы – для многих это 10 -15 минут в сутки – да ещё сколько-то раз спорадически, а  об  окружающих, если не пристают, и вовсе почти  не вспоминаем. Так,  а  про себя?   А  вот про себя мы почти ни на мгновение не забываем! Вот вам и точное соотношение в процентах: «я — не я – 90%-10%» (да нет, не точное, скорее оптимистическое).f-str-26
Вот и выходит: пока я для себя эдакая сверхценность, пока я, так сказать, не поло­жу свою доску на землю, я непременно буду судорожно дрожать и напрягаться. Между тем, страх наш совершенно иллюзорный,  поскольку вознесена наша доска на высоту исключительно в нашем воображении, а так – лежит себе спокойно  на земле, а то и в яме;  падать  нам с неё на самом  деле  некуда.
Поэтому «положить свою доску на землю» требует от нас не каких-то физических, внешних  поступков,  но исключительно  внутренних,  духовных. Перемены образа мышления прежде перемены образа  поведения. И  даже проще:  не столько  менять  свои  суждения, сколько попросту отказаться от изрядной  их  доли; и когда  получится, мы испытаем  значительное  облегчение. Не ставить себя  низко, а  вообще  никак   не  ставить. Не  думать, выше  ли я или ниже  окружающих, но  вообще  не  сравнивать. Ибо  верного  мерила  для  сравнения  у  нас  попросту  нет.
Да, «положить свою доску на землю» значит вообще перестать о себе судить: «Я  и  сам не сужу  о  себе» (1 Кор 4,3). Это  значит избавиться не только от бессмысленных  психологических  усилий,  но  и от морально  неоправданных   претензий. Если я христианин, то, значит, я целиком и полностью отдал себя Христу. Уже отдал, а  не  только  собираюсь это сделать. И значит, я уже себе  не  принадлежу. А если так, то какое  право я имею себя судить?  «Кто ты, осуждающий чужого раба?» (Рим 14,4). А поскольку для нас думать о себе и судить, оценивать  себя  практически  одно  и то же, то, стало быть, нужно попросту  перестать  думать  о себе.
Как это сделать?  Думать о Боге,  разумеется,  но только не  так-то это просто. У лю­дей, мистически  одарённых  и  призванных, на освоение подобной практики уходят десятилетия. К счастью, Бог далеко не всех предназначил быть мистиками. У каждо­го из нас имеется отличный и доступный  способ  отвлечься  от себя: думать  о других. Относительно других нам всё же легче  думать  не  в смысле «оценивать», хотя на это мы всегда  горазды,  но в смысле: «Как бы принести им благо?». Эта задача  тоже  не самая простая, лавировать между равнодушием и навязчивостью – дело не из лёг­ких. Но тем лучше – будет чем заняться, будет  чем себя от себя отвлечь!
А  промашки –  конечно, они тоже будут!  Кто я, чтобы не допускать  промашек, за кого  я  себя  принимаю? Но для того и существует исповедь: промахнулся – испове­дался,  упал  –  поднялся, испачкался  –  помылся! И больше после этого себя  уже не грызть!  Мы  ведь  не  сокрушаемся  о  том,  какая  у  нас  вчера  была  одежда  грязная, если нам  удалось  её  выстирать.


 

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий