Слышащий да услышит!

«…Не хорошо быть человеку одному…»  (Быт 2, 18).

 

 

f-str-19Однажды мне попался на глаза коллаж: на перроне вокзала стояли больше десятка молодых людей в ожидании поезда. Опустив голову, с безразличным выражением лица, все «уткнулись» в свои смартфоны, и лишь один парень смотрел вдаль, в сторону, откуда должен был появиться поезд. Остальных не интересовал прибывающий поезд – все были погружены в свой «мирок».
Да какой там интерес в наши дни может вызвать приближающийся поезд? Или окружающая нас природа, люди? Вот если бы на глазах поезд сошел с рельсов… Или вдруг какой-нибудь катаклизм!.. Все больше становится тех, кто «переселился» в виртуальный мир интернета, увлекся разными там «разностями». Таких людей, к сожалению, мало интересует реальность и то, что и кто окружает: семья, родители, дети, учеба, работа, будущее… Налицо – одна из социальных проблем современности, быстрорастущее безразличие ко всему окружающему, эгоизм.
А кто ж виновник? Может, интернет (с его плюсами и минусами), ставший «притчей во языцех»? А может, научно-технический прогресс в целом?
На мой взгляд, проблема значительно глубже.

 

Об охлаждении любви
В последнее время, мы слышим все больше, извините за тавтологию, о последнем времени.
В Библии написано, что когда-то ученики Иисуса Христа спросили о Его втором пришествии и кончине века. Отвечая им, Христос назвал несколько признаков, один из которых следующий: «…По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф  24,12).
Напрашивается вопрос: «Что такое беззаконие?». Это – «поступок, предосудительный с точки зрения религиозно-нравственной морали; грех» (Толковый словарь Ефремовой). Проступки – грехи были еще со времен Адама и Евы. «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы…» (Еккл 7, 20). Но здесь Христос сказал об «умножении грехов» перед кончиной века. И из-за них «во многих охладеет любовь», любовь как к Богу, так и к «ближнему своему». Апостол Павел писал, что «…в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра…» (2 Тим. 3,1-3). Увы, как это знакомо!
Один из книжников некогда спросил Иисуса Христа, «какая первая из всех заповедей?» На это Господь ответил так: «…Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею»: вот первая заповедь! Вторая подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Иной большей сих заповеди нет»  (Мк 12, 30-31).
Как можно «возлюбить ближнего» своего, исполнить заповедь, если по причине греха охладела любовь? Вначале нужно избавиться от греха, раскаяться, возлюбить Господа всем сердцем. Он прощает все грехи. «Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине. Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин 1, 6-9).
Человек, возлюбивший Господа всем сердцем, будет избегать «беззакония». Он будет способен возлюбить ближнего своего, как самого себя: не только его увидеть, услышать, но и подставить, если надо, плечо. А ближние – это вообще все люди, как близкие, так и далекие, и, как это ни странно, даже враги. Но возлюбить их можно только тогда, когда в сердце живет Господь.

 

О болезнях
Отвечая на вопрос упоминавшегося ранее книжника, Иисус Христос также сказал, что перед Его вторым пришествием и кончиной века «восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это – начало болезней» (Мф 24,7-8).
В начале 70-х годов, будучи школьником, я не совсем понимал эти слова: «восстанет народ на народ». «Царство на царство»  – это понятно: одно государство против другого. Но «народ на народ»? Когда же начались военные события в Афганистане, Нагорном Карабахе, Югославии и других «горячих» точках, это место Библии уже не вызывало вопроса.
Выражение «начало болезней» я тоже понимал тогда довольно узко, буквально. Сейчас  воспринимаю его как исполнение пророческих слов Христа. Вижу, что «старые» болезни помолодели, антибиотики, считавшиеся еще недавно чуть ли не панацеей от всех хворей, становятся бессильными. Появились новые болезни (к примеру, СПИД), ранее не известные заболевания, от которых нет никаких средств лечения. Кроме того, эти заболевания исследователи затрудняются  даже  классифицировать, т.к. их симптоматика и проявления не поддаются научному объяснению. Однако не на этом сейчас хочется  заострить внимание.
Все больше в последнее время говорится о духовных болезнях: депрессии, апатии, о все более распространяющемся  аутизме – болезненном состоянии психики, погруженности человека в себя, стремлении уйти от контактов с окружающим миром. О проблемах, связанных с интернетом, специалисты все чаще говорят уже как о зависимости –тоже своего рода болезни. Не указывает ли все это на второе пришествие Господа нашего, на «начало болезней» и «кончину века»?

 

Новое сердце
Некогда Иисус Христос, говоря об окружавших Его людях, сказал, что «огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем,  и да не обратятся, чтобы Я  исцелил  их» (Мф  13,15).
«Огрубело сердце», – сказал Христос. Это относится и к нам. Бог как говорил некогда к израильскому народу, так говорит сегодня и нашему поколению: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное» (Иез 36, 26). Плотяное сердце – это сердце, восприимчивое ко греху, которое способно любить Бога и относиться к своему ближнему как к самому себе. Но для этого надо обратиться к Богу, как выше цитировались слова Христа: «…Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим…».
Если бы люди всем сердцем обратились к Богу, в повседневной жизни исполняли бы Его заповеди, то мир выглядел бы по-иному. Кругом полно «огрубелых сердец», которые не слышат ни ближних, ни дальних: жен, мужей, детей, родителей, учителей, соседей, коллег и т.д. Не слышат Самого Бога! Проблема не в интернете, не в наушниках, подключенных к смартфону, и даже не в ушах –  в сердце. Хочется сказать словами Христа: «Да не смущается сердце  ваше; веруйте  в  Бога,  и  в  Меня веруйте» (Ин 14, 1).
Ну а пока есть то, что есть. Некоторые с интересом следят в интернете онлайн за птенцами в гнезде, но им совершенно безразлично, есть ли хлеб у одинокой и больной соседки-старушки. Помогают животным, а вот ближнему… Духовными «ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули». Не редкость, что соседей по площадке даже не знают, не говоря об общении, поддержке. Так массово соседи не встречают Новый год, к примеру, как это было еще в 80-е прошлого века. Если бы упоминавшийся в начале статьи поезд, не дай Бог, сошел с рельсов, и людям нужна была помощь, то нашлись бы свидетели, которые не торопились бы помочь, а скорее снимали бы видео, чтобы потом выложить в социальных сетях. Увы, мышление человека становится все более извращенным, а сам он – все более замкнутым, эгоистичным, а в итоге – одиноким. Такова, к сожалению, наша реальность, и примеров тому – несть числа.

 

 
Слышащий да прочитает
Польский писатель Станислав Ежи Лец когда-то писал: «Люди одиноки, потомy что вместо мостов они строят стены».  В настоящее время психологи, педагоги, врачи  ищут способы противостоять тенденциям  нарастающей отчужденности в обществе. Но часто они борются со следствием названных явлений, а не с их порождающими причинами, и делают это в физической, материальной сфере. К примеру, в некоторых странах детям не разрешается приносить мобильные телефоны в школу, ограничивается  доступ в интернет, в метрополитене запрещается  использовать наушники и т.д. Но одними наставлениями, увещеваниями и запретами должных результатов не добиться. Проблема, на мой взгляд, находится в духовной сфере, порой  даже  в сфере  деятельности священнослужителей. Да и каждый верующий христианин не должен жить по принципу «моя хата с краю», оставаясь безучастным и сторонним зрителем, а должен настойчиво сопротивляться  злу  в  различных его формах – для этого есть молитва!
В заключение хочу выразить надежду, что мой голос  не окажется подобным голосу Иоанна Крестителя, которого пророк Исайя назвал «гласом вопиющего в пустыне», а побудит вас, уважаемый читатель, к размышлению, молитве, действию.

 

 

Иван  СТРЕЛЬЧИК.


 

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий