В пути к Дому Отца

Ядвига Щучко,  магистр теологии,  преподаватель Барановичского   катехетического колледжа  им. Зигмунда Лозинского.

Ядвига Щучко,
магистр теологии,
преподаватель Барановичского
катехетического колледжа
им. Зигмунда Лозинского.

«Но вы – род
 избранный, … люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенство Призвавшего вас из тьмы
в чудный Свой свет»
(1П 2, 9)

 

Лучи утреннего солнца заглянули в класс, казалось, как бы ко всему дотронулся сам Господь. И когда открылась дверь, и один за другим начали вбегать шестилетние малыши, в помещении стало шумно, весело, дети словно окунались в эту Божью радость.
На вешалку-паровозик сами вешали пальтишки и шапки и тут же занимали  места за большим круглым столом. Дружно шуршали своими сумками и рюкзачками, доставая учебники по религии и тетрадки, карандаши и фломастеры. Катехетка что-то писала на доске, магнитиками прикрепляла картинки, как вдруг в классе наступила необычная тишина… Что-то было не  как всегда, и катехетка обернулась к детям. Заинтригованная чем-то детвора то вглядывалась в то, что лежало на столе,  то переводила взгляд на учительницу, то друг на друга.
f-str-27А на столе рядом с большой свечой лежала пластиковая фигурка малыша ростом в 5 см. Самый смелый спросил, показывая на нее пальцем: «А это что?» «А, это?». «Это не что – это кто!», – ответила катехетка и улыбнулась: «Это Ванюша». Теперь уже все дети, почти хором, задавали свои многочисленные вопросы: «А откуда он здесь? А почему он такой маленький? Такими дети не бывают!» И учительница вместо катехезы начала рассказ о Ванюше: что дети первые 9 месяцев живут и растут в маме; кушают то, что кушает мама; в три месяца они выглядят в маме, как Ванюша; что сами они не смогли бы существовать, а так они под защитой. «Вот как всё мудро продумано Богом, дети!», – сказала катехетка, а потом показала детям фильм «До рождения». Он был о том,  как на УЗИ реагируют малыши на слова мамы и папы, на слова врача. Восхищению детей не было предела.
И в этот раз необычным было и домашнее задание: расспросить у мамы, как каждый вёл себя эти 9 месяцев, а потом расцеловать маму и папу и сказать им: «Спасибо за то, что я живу!»
Знаем ведь мы, что жизнь человека начинается хрупко, в водах, мы, как будто спрятаны в недрах человеческого организма. С каждым месяцем человечку становится все меньше места, и он покидает мать, из воды к воздуху (без него мы умираем).
Потом наступает период накопления и приобретения. Мы хорошо осознаем, что есть такие две крайности нашей жизни: хрупкость младенчества и хрупкость старости, что после периода приобретения и накопления приходит период угасания и потерь: появляются проблемы со здоровьем, угасают какие-то клетки, медленно накапливаются изменения, сначала незаметные. И так до момента особой хрупкости.
Всем хорошо понятно, как приобретать. Многие ищут приобретения, чтобы избежать духа страдания. Мы этого не избежим, но хотим отдалить, отодвинуть это время. Терять мы не любим, а приходится. И как это сделать, чтобы не обвинять Бога? Как приобрести ту человеческую мудрость – научиться терять правильно? Как пережить боль, острую боль, сопровождающую потери: друга, ребенка, родителя…
В начале родители для ребенка как Боги: они одевают, кормят, защищают, решают все их вопросы. Но, подрастая, ребенок видит, что и папа, и мама носят в себе какие-то еще собственные проблемы, собственные боли. И он начинает понимать, что наступит период, когда он начнет решать самостоятельно свои вопросы, когда он должен будет рассчитывать только на себя. И он выйдет в этот огромный и безграничный мир в свое время.
Альберт Эйнштейн предлагает нам такой вариант: «Есть только два способа прожить жизнь. Первый – будто чудес не существует. Второй – будто кругом одни чудеса».
А ведь он прав! Совсем иначе человек будет чувствовать себя, выбирая второй вариант. И правда: куда ни посмотри, куда ни повернись, вокруг одни чудеса – многообразие творений Божьих, и венец творений – сам человек.
Радостнее и увереннее чувствует он себя, шагая вместе с Хозяином всех творений. В школе Бога, как и в обычной школе, нельзя перепрыгнуть через класс. Расти, открываться на мир, приобретать добрые чувства человек должен одновременно с познанием первых и важнейших истин – это ценность жизни, чужой и своей, забота о мире животных и растений. Именно в детстве человек должен пройти эмоциональную школу, школу воспитания добрых чувств. И главное, не перепутать местами первостепенное со второстепенным.
Есть такая поговорка: человек живет 7 лет до школы и год после пенсии. То есть, это самое счастливое и беззаботное время. В 6 лет организм ребенка еще не готов к тому, чтобы начать новый период жизни.
Психологи и врачи считают, что человек начинает терять уже с 23-24 лет. И это не только вопрос о памяти и здоровье, это и вопрос об уходящих наших близких.
Нельзя избежать трудностей и страданий. Нужно учиться принимать их и переживать вместе с нашим Господом Богом. Оттого, что мы запретим себе и своим близким говорить о страдании и смерти, мы сделаем только хуже. Порой в некоторых семьях существует  своеобразное «табу» на эти темы. Люди избегают эмоций, боятся, т.к. похоже проецируют на себя, на своих близких, а это, с другой стороны, не дает им прожить жизнь во всех ее измерениях, не дает пройти все этапы – классы в школе Бога. Жить всё-таки лучше маленькими шагами, постепенно решая задачи. Правда, иногда, хочется, как в фильме, «сделать монтаж», перескочить определенный отрезок жизни. Не получится!
Мы много говорим и рассуждаем о разнице мышления у разных  поколений. По Божьему замыслу, мы должны дополняться и делиться своим накопленным опытом друг с другом. В современном мире только Церковь видит в телесном увядании особое преимущество старости. Это время, когда мирские заботы обходят человека стороной и не отвлекают от главного. Ослабевающее тело человека верующего неожиданно становится не врагом, а помощником души. В отношении к старости представление христианства и трезво, и оптимистично. Наша надежда в том, что мы Божьи «солдаты», а значит, можем во всеоружии – молитвы и добрых дел – встретить любой возраст, потому что цель, за которую идет сражение, вне времени. И, конечно, мы понимаем, что придет момент встречи с Невидимым.
Тема болезни, старости, смерти всегда пронизывала общество, современное тем более. Эта тема теперь покрывается каким-то искусственным «покрывалом». Сокращаются посещения больных дедушек и бабушек, отданных на социальную койку. Сокращаются ритуалы – похороны, траур. Телам умерших стараются придать вид, наиболее схожий с видом живого. Смерти боимся, но на эту тему бесконечно рассуждаем.
Даже на день памяти умерших боимся взять ребенка на кладбище и вместе убрать могилки. А это же день воспоминания о наших близких: повод, чтобы рассказать, какими они были прекрасными людьми, а теперь они там, в вечности, в доме Бога Отца; вернувшись домой, взять старые альбомы и показать фотографии.
Вне опыта умирания и расставания с близкими наше земное существование оказывается лишенным каких-то то ли дорожных указателей, то ли каких-то важных балансиров.
Согласитесь, что нам не нужен талант или специальный дар, чтобы постареть. Но вместе с нашим Невидимым Другом хотелось бы открывать новые возможности во всех переменах и души, и тела… чтобы потом встретиться уже лицом к лицу с уже Видимым Другом.

 

Ядвига Щучко,
магистр теологии,
преподаватель Барановичского  
катехетического колледжа им. Зигмунда Лозинского.


 

 

 

Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий