Письмо 12.
Доверие: Акт веры, распространённый на повседневную жизнь
Дорогой Друг!
Если ты ежедневно совершаешь хотя бы получасовое путешествие к Богу и соединяешься с Ним посредством акта веры, твоя молитва начинает распространяться на оставшуюся часть дня.
Понемногу меняется качество твоей жизни – твоих разговоров, мыслей, поступков.
С каждым днём вера, посредством которой ты прикасаешься к Иисусу, становится всё более постоянным твоим внутренним настроем и принимает глубочайшую форму радикального доверия.
И всё ты видишь по-иному.
В новом свете.
Как если бы ты смотрел не своими, а Его глазами.
Через призму Его достоинства.
В каждом человеке ты распознаёшь кого-то исключительного, поставленного на твоём пути Самим Богом. Если он докучливый, недружелюбный, трудный в общении, в тебе сразу возникает желание преодолеть себя и открыться для него через улыбку, приятие, доброе слово, дружественный жест. Если это твой друг, ты станешь говорить с ним о вещах существенных, а не о пустяках. Будешь стремиться ко взаимному обогащению. Сможешь быть мягким, но и возвысишь голос, когда нужно. Как Иисус.
Каждое событие, которое бы прежде тебя озадачивало, со временем начинает восприниматься как деликатное вдохновение от Бога, Который говорит с тобой неслышным языком. Болезнь, страдания, смерть близкого человека – это Его просьба, чтобы ты не жаловался, чтобы забыл о себе, чтобы отдал Ему всё, до самой последней капли. Похвала, почёт – это повод для смирения, молчания, отстранения от себя; через них Он склоняет тебя ко служению другим. Поражение или победа, сданный или несданный экзамен, встретившая взаимность или отвергнутая любовь – всё это ты примешь в духе веры, зная, что за всем этим кроется воля Бога. Тогда даже грех приобретает свой смысл, попросту «позитивное» измерение! Работа, отдых, учёба, радость, печаль – всё имеет свой час и переживается в единстве с Тем, Который обитает в глубине души.
Во всём ты видишь Его след, Его побуждение не терять ни минуты, но всё использовать к назиданию.
А между тем твоя жизнь остаётся такой нормальной! Обычной. Снаружи ничего не меняется!..
«Человек, живущий в полном доверии воле Божией, день и ночь делает одно и то же. Молится, ест, работает, разговаривает или отдыхает, но прежде всего, знает, что исполняет волю Божию».
(J. Champan, Spiritual Letters)
Вот это и есть непрестанная молитва.
Жизнь в присутствии Бога.
Она есть следствие твоего ежедневного пребывания один на один с Богом в акте отдавания, которое продолжается в отношениях отзывчивости и чуткости.
***
Существует три этапа достижения полного доверия Богу.
Прежде всего, человек приобретает способность принятия Его воли.
Там, где ты прежде боролся с Ним, стараясь навязать Ему свои планы и принудить к их реализации, теперь ты понемногу складываешь оружие, зная, что на самом деле ничего не зависит от тебя, но только от Него.
И тогда ты начинаешь жить, согласно логике, заповеданной через апостола Павла:
«Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?.. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем».
(Рим 8,35.37-39)
На втором этапе ты начинаешь уже не только пассивно принимать всё, что даёт тебе Бог, но активно сотрудничаешь с Ним, становишься послушен Его воле.
«Здесь речь идёт о воле Бога, которая склоняет нас к действию, которая даёт нам конкретные задания. Здесь: «Да, Отче!» означает возложить руки на плуг, быть послушным слугою Божиим».
(В. Стиниссен, «Отче, Тебе доверяю»)
Тогда ты видишь, что каждое мгновение несёт в себе свою собственную обязанность, задание, или лучше – приглашение от Бога сделать что-то конкретное.
Несравненной в чуткости и отзывчивости на этот субтильный голос Божий была св. Тереза из Лизьё, которая в «Рукописи В» записала свой жизненный девиз:
«Да, мой Возлюбленный, вот так будет сгорать моя жизнь… Чтобы явить Тебе свою любовь, я не имею иного способа, кроме как бросать цветы, что значит, не пропускать ни одного малого отречения, ни одного взгляда, ни одного слова, пользоваться всеми малейшими вещами и совершать их из любви».
(«Рукопись В», 4ro-4vo)
Эти слова в её случае не остались мёртвыми буквами, но были воплощены в действие. Под конец своего краткого, но такого насыщенного жизненного пути, она могла утверждать: «Теперь только доверие является моим проводником, нет у меня иного компаса. Я уже ни о чём больше не могу молиться так горячо, как только о том, чтобы исполнилась на мне воля Бога».
На третьем этапе доверия твоё «я» исчезает, и во всём появляется Бог, Который светится сквозь тебя; человек становится Его орудием.
И повторяет за апостолом Павлом: «Уже не я живу, но живёт во мне Христос» (Гал 2,20).
Он уже ни за что не цепляется, но спешит по жизни «со скоростью Троицы» (P. Molline).
Люди, глядя на него, видят Иисуса.
Человек уже перестаёт Его собою заслонять.
Дух Святой действует через него, изливая Свои дары.
Бог им пользуется, как орудием.
Но при этом он не утрачивает ничего из своей личности! Напротив – только теперь он становится полностью самим собой!
Всё, что он делает, является божественным, не повреждённым им самим и его эгоизмом.
Он желает того, чего желает Бог.
Мыслит так, как Он.
Реагирует, как Он.
Говорит, как Он.
Действует, как Он.
Так ежедневная молитва в тишине изменяет жизнь…
А человек уже не сможет молиться иначе, как только словами Шарля де Фуко:
Отче, Тебе доверяю.
Делай со мной, что хочешь.
Что бы ни сделал со мною, благодарю Тебя.
Я готов на всё.
Всё принимаю.
Только бы Твоя воля была во мне,
Во всём, что Ты сотворил;
Не желаю ничего иного, Боже мой.
Предаю свою жизнь в Твои руки.
Отдаю её Тебе, Боже мой,
Всею любовью моего сердца,
Потому что люблю Тебя
И жажду суметь отдать себя Тебе,
Чтобы вверить себя Твоим рукам
Без остатка,
В бесконечном уповании,
Ибо Ты – Отец мой.
о. Анджей Мушаля
Пустынька св. Терезы из Лизьё, 1. X. 2011