Внутренняя молитва (Письма из пустыни)

о. Анджей  Мушаля

о. Анджей Мушаля

Письмо 7.
Акт веры во внутренней молитве

«Вера – это единственное и самое  подходящее средство единения души с Богом» Св. Иоанн от Креста

Дорогой Друг!
Сегодня я хочу открыть тебе важнейшую тайну.
Внутренняя молитва приводит к АКТУ ВЕРЫ.
Именно в этом акте человек соединяется с Богом.
Всё, о чём я писал тебе до сих пор в этих письмах, служило тому, чтобы привести тебя к этому пятому и послед­нему «НИЧТО», в ко­тором Возлюбленный целиком отдаёт Себя возлюбленной, а она Ему.
Здесь исполняются слова Песни Песней:
«Возлюбленный мой принадлежит мне, а я Ему» (Песн 2,16)
Здесь единение становится полным, всецелым, преображающим душу по образу Божию…
Что же такое акт веры во внутренней молитве?
Это внутреннее состояние всего человека, в котором он полностью забывает о себе, отворяя настежь двери своего сердца, чтобы Бог мог войти и действовать. Это акт личности – её чувств, души и духа, – посредством которого возлюбленная ничего не оставляет себе, но всё отдаёт Возлюбленному. Такое отношение может проявиться че­рез:
– Молчание и пребывание в убеждении, что находишься в Боге, а Он – в тебе. Так, как мужчина и женщина соединены друг с дру­гом в супружеском акте. Сперва каждый находится в себе и для себя. Но затем выходит из себя, чтобы быть в другом и для друго­го. Целиком. И так они пребывают в единстве тела и духа.
– Мысли, сосредоточение, поглощение Бога всем своим существом. Подобно губке, погружённой в воду. Как ес­ли бы ты слушал лю­бимую симфонию Моцарта или смотрел на оригинал «Впечатле­ния» (Impression) Моне в пустом выставочном зале. В такие ми­нуты ты бываешь безгранично поглощён тем, что слышишь или видишь; ничто другое для тебя не существует! Есть только ты и Бог. И вы с Ним одно…
– Краткие слова, скорее, «возгласы души», выражающие веру, лю­бовь и полное отдание себя:f-str-27
– «Верую в  Тебя!..»
– «Я Твой/Твоя…»
– «Люблю Тебя!»
– «Отдаю себя Тебе… Целиком!»
– «Полностью Тебе вверяюсь»
– «Влеки меня, я побегу за Тобою!»
и т. п.
Каждая душа найдёт для себя собственные, наиболее подходящие выражения отдачи себя Богу. Не бойся их высказать! Это единствен­ные слова, которые ты можешь произносить на молитве! Они выра­жают тебя и твою внутреннюю готовность открыться Богу, ничего не удерживая для себя. Больше всего Он жаждет таких слов! Слыша их от тебя, Он пребывает на вершине счастья! Ибо нашёл душу, кото­рая ни в чём Ему не отказывает!
Акт веры это нечто таинственное и трудное для описания, особенно для тех, которые не освоились во внутренней жизни. Здесь не хвата­ет слов… Здесь человек находится в иной, надприродной реально­сти, и все образы и сравнения из жизни земной – только слабый от­блеск того, что в действительности происходит между душою и её Возлюбленным. Может быть, поэтому самый подходящий здесь язык это язык поэзии?.. К нему охотно прибегали мистики, как это делал и вдохновенный автор одной из прекраснейших библейских книг:
– «О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! И ложе у нас – зелень» (Песн 1,15.16)
– «Нашла того, которого любит душа моя, ухватилась за него и не отпустила его» (там же, 3,4)
– «Пленила ты сердце мое, сестра моя, невеста! пленила ты сердце мое одним взглядом очей твоих. О, как любезны ласки твои, о, как много ласки твои лучше вина!» (там же, 4,9.10)
– «Пусть придет возлюбленный мой в сад свой и вкушает сладкие плоды его. Я принадлежу другу моему, и ко мне об­ращено желание его» (там же, 4,16; 7,11)
Если хочешь понять, что такое  акт веры во внутрен­ней молитве, со­вершай его ежедневно.
Вскоре ты узнаешь, что без него невозможно жить!..
Ибо только он, по слову св. Иоанна от Креста, – единственное сред­ство единения души с Богом».
Он – это «царица, имеющая каждую минуту доступ к царю» (св. Те­реза от Младенца Иисуса, Рукопись C, 25r).
Здесь молитва становится актом любви, отдания себя и забвения о себе, как говорила Святая из Лизьё:
«Молитва для меня – это порыв сердца. Попросту взгляд на небо. Возглас благодарности и любви, как в испы­та­ниях, так и в радо­сти. Это нечто великое, сверхъестественное, что расширяет мою душу и единит меня с Иисусом» 1  (Рукопись C, 25r-v)
Никто не исключён из участия в этом счастье.
Ни ты, ни я.
Никто из тех, кто позволит Богу действовать в нём без всяких пре­пятствий…

                  ***
Приветствую тебя сердечно!
Помни, что в акте веры мы всегда встречаемся с Богом!

Пустынька св. Терезы из Лизьё, 1.III.2011

 1   Знаменательно, что именно эти слова были приведены во вступлении части IV «Катехизиса Католической Церкви», в которой говорится о молитве, как если бы в них содержался синтез учения о том, чем является христианская молитва.


Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий