Письмо 10.
Акт веры:
тьма
Дорогой Друг!
Вот мы снова встречаемся после каникул.
Если помнишь, в последнем письме я писал тебе о надёжности обретения Бога, какую даёт нам вера.
Эта ключевая в молитве божественная добродетель имеет однако и другую, более трудную сторону. Согласно словам св. Иоанна от Креста, она темна…
«Веру… можно сравнить с полночью. Безмерный свет, который изливается из неё, является для души кромешным мраком. Душа должна освободиться от всего, насколько это в её силах; должна быть от всего оторвана и находиться во тьме. Должна двигаться, как слепец, следуя за тёмной верой как за проводником и светильником, не опираясь ни на какую вещь, которую бы знала, вкушала, ощущала либо же воображала себе».
(«Восхождение на Гору Кармель», II, 2-4, passim)
Вот в этом-то и трудность…
Человек хотел бы находиться с Богом во свете — хотел бы Его видеть, чувствовать, переживать…
И потому он постоянно ищет знаков Его присутствия, голоса, который бы ясно указывал ему дорогу, вдохновений, которые, по его мнению, являются свидетельством действия Божия.
Он охотно слушает рассказы о явлениях, хотя бы только тени Иисуса или Его Матери, либо какого-нибудь святого, — на дереве, на какой-то стене и т. п.
Когда же он лишён всего такого, он возвращается к иным утешениям, будь то из области сознания или же чувства. Он бы хотел, чтобы Бог возносил его духовно во время молитвы, влил бы в его сердце радость и покой, исполнил его просьбы.
А когда не получает этого, легко разочаровывается и отходит, считая, что Бог его не услышал.
И не знает, что во всём этом он ищет себя, а не Бога.
Ты же, душа, когда хочешь соединиться со своим Возлюбленным, отбрось всё это!!!
Не только не приписывай ни малейшего значения всему этому, но просто избегай, как предательской ловушки.
Войди во тьму, ибо только в ней ты найдёшь Того, Которого ищешь.
Потому что, как учит Иоанн от Креста:
«Духовная ночь – это вера, лишённая всякого света. Она — предивное средство дойти до цели, которой является Бог. Для достижения в этой жизни совершенного соединения с Ним через благодать и через любовь, нужно идти к Нему во тьме и в удалении от всего, что можно объять взором, слухом, воображением и сердцем».
(«Восхождение на Гору Кармель», II, 2-4, passim)
В твоём случае это означает, что ты должен согласиться на то, что ничего не будешь переживать в молитве.
Этим ты будешь отличаться от женщины, больной кровотечением (ср. Мк 5, 25-34 и «Письмо 8»).
Она почувствовала в себе, что исцелилась; ты этого не почувствуешь.
Ибо контакт, возникающий между душой и Богом через акт веры, совершается в духе — что значит на уровне гораздо более глубоком, не доступном для телесных чувств и ощущений.
Именно это составляет наибольшую трудность…
И это объясняет, почему столь немногие решаются на ежедневную молитву в безмолвии…
Человек стремится к свету и духовному утешению.
Даже ценой отдаления от Бога…
***
Обрати внимание, что всё великое и прекрасное в Библии совершается ночью.
Ночью Израиль выходит из земли Египетской.
Ночью рождается в человеческом теле Сын Божий.
Ночью Он совершает вечерю со Своими учениками.
Ночью Он восстаёт из гроба…
И ты тоже найдёшь Его ночью.
«На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя, искала его и не нашла его. Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям, и буду искать того, которого любит душа моя; искала я его и не нашла его. Встретили меня стражи, обходящие город: «не видали ли вы того, которого любит душа моя?». Но едва я отошла от них, как нашла того, которого любит душа моя».
(Песн 3,1-4)
И потому, ищи только Бога.
Не себя.
Удаляясь от увлекательных занятий на молитве, ты показываешь, что полностью забываешь о себе.
Что не рассматриваешь Бога, как «дойную корову» (Экхарт).
Что желаешь только доставить Ему радость…
о. Анджей Мушаля
Пустынька св. Терезы из Лизьё, 1.IX.2011