Внутренняя молитва (Письма из пустыни)

О. Анджей Мушаля — доктор богословия, директор Межфа­куль­тет­ского Института Биоэтики Папского Университета Иоан­на Павла II в Кракове, духовный попечитель студенческой мо­лодёжи Кракова. В польском журнале List публикуется цикл его статей о вну­тренней молитве, две из которых мы уже публиковали («Мо­литва в тишине» и «Стань перед Богом»). Сегодня мы начинаем публикацию русского перевода полного цикла, оригинальный текст которого был нам любезно предо­ставлен автором.

о. Анджей Мушаля

о. Анджей Мушаля

Письмо 1.
Моя пустыня сегодня
Друг!
Пустыня действительно существует.
Не где-то далеко, в песках Египта, на горе Афон или на юге Франции.
Нет, она в Польше, в Бескидах, может быть, неподалёку от тебя.
Больше я ничего об этом не скажу, ибо тогда она перестанет быть пу­стыней.
И не опасайся, это не очередной рекламный трюк с целью привлечь внима­ние читателя.
Это просто уединённое место, дом, откуда я пишу тебе это письмо.
Письмо о молитве.
О самом главном…
Ты тоже можешь оказаться в пустыне. Даже уже сегодня. Прямо сей­час!
Ведь, может быть, ещё никогда она не была нужна тебе так сильно, как сейчас.
Пустыня – это прежде всего место: сосредоточения, тишины, созерца­ния, выхода в иной, духовный мир.
Это уголок в твоем доме, где ты будешь соблюдать молчание, чистоту, поместишь там икону. И где постараешься сосредоточиться, вступить в глубину самого себя — туда, где пребывает Бог.
Пустыня – это также время, которое ты отдаёшь только Ему. И не зав­тра, а сегодня. И так каждый день.
Это та самая «комната», о которой говорил Иисус и в которой часто укрывался Сам: «ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, за­творив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне» (Мф 6,6). Это время и место, в которых пребывает Бог. Это время вне обычного времени, и это место вне того, что ты видишь. Это иной мир, в кото­рый ты вступаешь настолько, насколько сам захочешь. И насколько хва­тит тебе отваги…
Вот какова твоя пустыня сегодня.
Если ты уже в ней находишься, то можешь приступить ко внутренней молитве. Ко встрече с Возлюбленным.
Тебе не нужно произносить перед Ним множество слов. Достаточно того, что ты есть. Для него.
«Вот я, ибо Ты позвал меня», — как некогда говорил Самуил (ср. 1 Цар 3,1-10). Мо­жешь повторить за ним те же слова: «Вот я!».
Оставайся в таком состоянии три, пять, может быть, пятнадцать минут. Сознавая, что стоишь перед Ним. Что находишься под лучами Его Лю­бви.
Ни о чём Его не проси.
Отложи в сторону все свои намерения и потребности. Отложи даже благодарность.
Оставайся безмолвным, сосредоточенным только на Нём.
Ни о чём больше не думай.

                    ***
Давай весь этот год мы будем продвигаться вместе, открывая тайники внутренней молитвы. В течение следующих двенадцати месяцев я буду присылать тебе письма из пустыни св. Терезы, в которых будут после­довательные указания, что делать в комнате собственного сердца, где пульсирует Пресвятая Троица.
Но могу ли я тебя попросить, чтобы ты ежедневно становился на без­молвную молит­ву?
Пожалуйста, не убегай!
Будем там всегда встречаться.
Нет более важной минуты в течение дня, чем эта встреча, которой Он так жаждет…
«Господь близко, рядом с вами, — писал Майстер Эккхарт, — что зна­чит, в глубине нас, когда находит нас у себя, когда душа не отправи­лась на прогулку вместе с пя­тью чувствами. Душа должна быть у себя в том, что имеет глубочайшего, высо­чайшего и чистейшего, и постоян­но бодрствовать внутри, не выглядывая наружу. Там «Бог близко, ря­дом» (Проповедь 34).
Сердечно тебя приветствую!
Пустыня св. Терезы из Лизьё, 1.IX.2010.


Письмо 2.
Молитва в тишинеf-str-27

Дорогой Друг, внутренняя молитва – не импровизация. Совсем не безразлич­но, что ты во время неё делаешь и как ты себя держишь. Не зная этого, риску­ешь, что твоя молитва станет ещё одним проявлением твоего эгоизма. Молитва – это восхожде­ние на вершину горы Любви по крутой тропинке полного забвения себя и открыто­с­ти воздействию Божию.
На этом пути требуется план и ясные указатели, следуя которым ты можешь быть уве­рен, что с него не собьёшься. Нарисовал их для тебя и для меня св. Иоанн от Креста на схеме «Путь на гору Кармель». Посмотри на неё.

Справа — путь благ земных
По нему идут те, которые в молитве «навязывают» Богу свою волю, желая полу­чить личную, материальную выгоду, здоровье, земные, измеримые блага. Ко­ротко гово­ря, это дорога МЫСЛЕЙ О СЕБЕ.
Слева — путь благ небесных
По нему идут те, которые в молитве ищут восторгов, переживаний, откровений Божи­их, приятных ощущений, наслаждений, удовольствий, утешений от Бога и Его вдох­новений. Коротко говоря, это дорога тех, кто ДУМАЕТ О СЕБЕ.
А посередине?
«Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф 7,14).
Это тропинка пятикратного «НИЧТО», или отвержения собственных представ­лений и понятий о Боге.
Это путь для тебя и для меня, если мы хотим достичь соединения с Богом.
Это путь для смельчаков и для тех, кто способен на риск — для тех, которые не ищут ничего, как только Самого Бога и Его воли.
Это путь, на котором ты можешь встретиться с Возлюбленным твоей души в истин­ной внутренней молитве. А вот и она, шаг за шагом:

1. ПЕРВОЕ «НИЧТО»
 Поставь  себя  в  присутствие  Божие
Осознай, что Иисус живёт в тебе!
Больше того — вся Пресвятая Троица живёт в тебе!
«Слово, Сын Божий, вместе с Отцом и Духом Святым сокрыто в глубочайшей сущно­с­ти души. Поэтому душа, жаждущая обрести Его, должна войти в себя посредством глубокого сосредоточения» (св. Иоанн от Креста, «Духовная песнь», 1,6),
В начале молитвы предприми труд первого «НИЧТО»: забудь о своих делах и поста­райся сосредоточиться и сконцентрироваться единственно на этой наи­важнейшей истине: БОГ ЖИВЁТ ВО МНЕ!
Успокой свои внутренние способности: память, воображение, рассудок, волю, чув­с­тва, и устреми их из внешнего мира к Богу.

2. ВТОРОЕ «НИЧТО»
Духовное чтение
В молитве совершаешь всё не ты, а Иисус.
Поэтому открой теперь Евангелие и читай…
Не спеша…
С остановками… Сердцем…
Ты читаешь послание от Него — впитывай в себя Его присутствие!

3. ТРЕТЬЕ «НИЧТО»
 Закрой глаза
Это практический совет св. Терезы Авильской.
Такое обычное действие оказывается очень полезным для того, чтобы не смот­реть на то, что отвлекает — на внешний мир, но очами сердца войти в мир Бо­жий.
Чтобы проникнуть в глубины души и найти на самом дне её Возлюбленного.

4. ЧЕТВЁРТОЕ «НИЧТО»
 Смотри на Иисуса
Здесь речь идёт о «взирании сердцем» на Иисуса в конкретной ситуации, о ко­торой ты прочитал в Евангелии (напр., когда Он в пустыне или в Кане Галилей­ской, или разговаривает ночью с Никодимом).
Смотри на Него, как на Того, Которого ты любишь.
Смотри, чтобы с Ним быть,
Чтобы установить с Ним контакт.

5. ПЯТОЕ «НИЧТО»
Соверши  АКТ  ВЕРЫ
Что значит, вырази Ему свою веру посредством:
- отдания себя (акт веры),
- любви, которая ни в чём не отказывает (акт любви),
- благодарения за стремление к Нему,
- всецелой САМООТДАЧИ, которая не останавливается ни перед чем.
Теперь ты на вершине.
Теперь ты соединён со Христом Возлюбленным, а через Него — со всею Пре­святою Троицей.
Оставайся так насколько можешь долго…
Если отвлечёшься, не упрекай себя за это, но спокойно возвращайся к акту веры.

                       ***
Вот каков план и порядок молитвы.
Это не какая-то новая «техника», но следование за Иисусом Его путём.
«Пятикратное НИЧТО» отвращает нас от самих себя и открывает двери Иисусу, что­бы Он мог в нас действовать.
Чтобы Он молился в нас к Отцу.
Чтобы Он изменил нас так, как Сам хочет…
В следующих письмах я постараюсь разъяснить всё это шаг за шагом.
А пока что сердечно тебя приветствую!


Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий