«Уповай на Господа и делай добро; живи на земле
и храни истину» (Пс 36,3).
…Я встречаю их достаточно часто: немолодая супружеская пара, каждое утро спешащая на рынок, толкает перед собою коляску с ящиками, ведрами и прочими емкостями, наполненными разной зеленью. «Что ж в том плохого, если продают излишки со своего огорода?», – спросите вы. Ничего плохого и я в том не вижу, но я знаю, где эти люди живут, какой дом содержат, знаю, что круглый год работают не покладая рук, включая выходные и праздничные. И я никогда не видел их с неозадаченными лицами, прилично одетыми, спешащими в церковь.
В Его руке – дожди и засухи
Вспомнилась притча, которую Иисус Христос рассказал однажды народу: «У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк 12,16-21).
Как печальна участь этого человека! Он трудился, трудился и все напрасно… Он намеревался покоиться, есть, пить, веселиться. Свое будущее связывал с богатством, на него возлагал надежду, не понимая библейской истины, что «надеющийся на богатство свое упадет …» (Пртч 11, 28).
Как много людей подобны упомянутому богатому человеку! Они не знают, либо не понимают, что стремление к богатству – духовная болезнь. К сожалению, всё больше и больше наших современников выходят на «беговые дорожки» жизни, чтобы гнаться за материальными ценностями: «Побольше «зелени» – в огороде и кармане!», – пожелал мне как-то один знакомый в связи с наступлением нового года.
Стремление к богатству с каждым годом все больше завладевает умами и сердцами людей. Мысли о Боге и вечности отходят на дальний план. Нo «… какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою » (Мк 8, 36-37). На жизненном финише каждый согласится с Иовом: « Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь» (Иов 1, 21). Рассказывали, что одна очень богатая женщина, умирая, попросила принести её любимое платье. И когда его принесли, сильно ухватилась за него. Не желая разжать кулак, умерла, материю же пришлось обрезать. Так и похоронили с куском платья, торчащим из кулака. Но она унесла его с собой только в могилу, а не в вечность.
Выходит, Бог против богатства и богатых людей? Отнюдь нет. Бог ведь сам очень богат. «… Господня земля, и что наполняет ее» (1 Кор 10, 26). Ему принадлежит все видимое и невидимое: алмазы, золото, серебро, находящиеся в недрах Земли. Он их создал. Бог – против алчного, завистливого, ненасытного стремления человека к богатству.
В современном переводе Библии написано: «Прежде всего ищите Царства Бога и Его праведности, и все остальное вам тоже будет дано» (Мф 6, 33). («Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» – старый перевод). Когда поиск Царства Божия и правды Его становятся приоритетными в жизни, то Бог обогащает человека различными благословениями, в том числе и материальными. Богатство является одним из Божьих благословений. Многие библейские мужи – Авраам, Соломон, Иов и другие – были очень богатыми людьми, они имели большие стада, у них было много земли. Однако главной целью в их жизни было не стремление еще больше приобрести богатства, а желание угодить Богу, исполнять Его волю и заповеди. Они служили Богу, славили Его, любили Его, и Он благословлял дни их земной жизни. Бог является источником материального благословения. Это отнюдь не значит, что богатство может свалиться на голову прямо с неба, но Бог «… дает силу приобретать богатство…» (Втор 8, 18). Бог дает благоприятные условия, и земля приносит обильный урожай, в Его руке дожди и засухи. Он за-прещает вредителям съедать урожай, посылает ветер и укрощает бури… Бог говорит, что если люди будут молиться и обратятся к Нему от плохих дел своих, то Он услышит и простит их, и исцелит землю их (2 Пар 7, 14).
«Почитайте себя мертвыми для греха»
Один человек, прохаживаясь по кладбищу, обратил внимание на странную надпись на одной надгробной плите. Она гласила: «Родился в 1930 г., умер в 2007 г., жил 3 года». Решив, что в надписи допущена ошибка, он обратился к смотрителю кладбища за уточнением.
– Всё верно, – сказал смотритель. – Сделать такую надпись этот человек попросил в своём завещании. Он говорил, что в течение трёх лет в его жизни было всё: деньги, машины, дачи, море, спиртное, женщины… Вот это была, по его мнению, жизнь, а остальные годы – так себе, существование!
Немного подумав, посетитель кладбища попросил смотрителя: «Когда я умру, то пусть на моей могиле напишут: «Родился мёртвым»…
Деньги, машины, дачи, море, спиртное, женщины… Разве в этом истинный смысл жизни человека на земле?
Библия говорит: «… Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф 16, 26). «Вино — глумливо, сикера — буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен» (сикера – хмельной, пьяный напиток, кроме вина – И.С., Пртч 20,1). «Брак у всех [да будет] честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр 13, 4).
С точки зрения Библии (читай – с Божьей точки зрения), человек, пожелавший сделать такую необычную надпись, жил в грехе. «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола.
Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1Ин 3, 8-9).
Истинный смысл земного бытия – родиться от Бога, иными словами – раскаяться пред Господом и обрести дар вечной жизни с Богом на небе. «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы…» (Еккл 7, 20). «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили» (Рим 5, 12).
Человек, пребывая во тьме греха, не понимает, насколько прекрасна жизнь в Боге. Он не может ощутить разницы между греховной жизнью мира и святой жизнью с Создателем.
«Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»
Глядя на окружающий нас мир, нередко создается впечатление, что сейчас мало кто может понять и согласиться со словами апостола Павла: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тим 6, 8). Человек стремится иметь все больше и больше. Еще древнегреческий философ Эпикур (341–270 до Р.Х.) учил, что если хочешь сделать человека богатым, надо прибавлять ему не денег, а убавлять желания.
Библия говорит: «Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и – его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу» (Пртч 23,4). Помните, как Христос говорил в притче о богатом человеке: «Он рассуждал сам с собою». Он строил свои человеческие планы, но в них не нашлось места для Бога. Часто люди рассуждают «сами с собою», советуются с кем угодно, но не с Богом. Апостол Иаков пишет: «… Послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», – вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло» (Иак 4, 13-16).
Оценивая планы богатого человека, упомянутого выше в притче, Бог сказал: «Безумный!». Почему? Потому что он, как написано, собирал сокровища для себя, а не в Бога богател. Христос также учил людей: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф 6, 19-21). Сердце этого богатого человека было на земле, с его богатством, с житницами и зерном, а не с Богом. Он не богател в познании Бога, Его воли. Он был одним из тех, кто «… не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего» (Пс 51, 9). Этот человек не думал о вечности. Бог сказал: «В сию ночь душу твою возьмут у тебя…». Был ли он готов к этому? Готовы ли мы?
Иван СТРЕЛЬЧИК
(Продолжение следует).