Дверь небольшого размера
…Прочитал забавную историю об одном человеке, который с деревянным метром в руке подошел к двери питейного заведения и стал ее измерять. «Два метра высоты и 85 сантиметров ширины», – пробормотал себе. Затем, обернувшись к остановившимся около него любопытным, пояснил: «Размеры этой двери всего лишь 2 метра на 85 сантиметров. В общем, небольшая дверь. Однако был у меня дом, и он целиком прошел через нее. Была земля, и она вся вошла в нее. Имел дорогую мебель, и та прошла в эту дверь, не нужно было и разбирать. Были у меня сбережения, и все они ушли через эту дверь. И если бы это было все! Но этим дело не кончилось. Было у меня крепкое здоровье, и вот врач сказал недавно: «Здоровье свое вы пропустили через дверь кабака!».
В Библии написано: «Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище» (Притч. 23:20). В народе же бытуют мнения: «Библия не требует отказа от алкоголя», «Христианам можно употреблять спиртное» и другие. Предлагаю поразмышлять над этими вопросами.
«Аргументы»
Дискуссия, можно ли употреблять христианам – последователям Иисуса Христа – алкоголь, ведется не одно столетие. Сторонники его употребления приводят обычно одни и те же «аргументы».
Аргумент первый: спиртное можно употреблять, потому что сам Иисус Христос пил вино, а, будучи на брачном пире в Кане Галилейской, воду превратил в вино (ср. Ин 2 гл.).
Жители Востока нередко употребляли и употребляют слабое вино вместо воды, которая в жарком климате – источник многочисленных инфекций, употребление ее не всегда безопасно. Ближний Восток не так богат водой, как наша Беларусь. Да и вино это было другое, а не «чернила», которыми, простите за банальность, можно красить забор.
В библейские времена обычно пили вино, смешанное с водой: «… идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное… (Притч 9, 5). А древние греки и римляне разбавляли его следующим образом: на 3 части воды 1 часть вина, или на 5 частей воды 2 части вина. Смесь, состоявшая из равных частей воды и вина, считалась очень крепкой и употреблялась только пьяницами. Вино было обыкновенным пищевым продуктом, поэтому оно часто употреблялось вместе с хлебом (1 Цар 16,20; 25,18). По Ветхому Завету, вино – это благословение (Втор 7,13; 11,14), а его отсутствие – проклятие (Втор 28, 39). Но мы-то сейчас живем во времена Нового Завета, отношение к вину – другое.
Мне понравился ответ одного священнослужителя, который своему оппоненту сказал так: «Можно пить вино, если сам превратишь его в воду!».
Аргумент второй: в Библии написано: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим 5,23).
Замечу, что этот совет апостол Павел адресовал своему молодому сотруднику Тимофею, а не всем нам. Тимофей был утвержден в истине Божьей, и не было опасности, что впоследствии он пристрастится к спиртному.
Вино использовали в медицине. В Библии можно прочитать, что вином с оливковым маслом обрабатывали раны (Лк 10, 34). Настоящим вином возможно лечение некоторых болезней. В медицине есть термин: «ампелотерапия» – лечение виноградом или виноградным соком анемии, хронических заболеваний печени, желчных путей, почек и других. Даже в наших аптеках можно встретить бутылочки с надписью «Красное вино». Думаю, что оно вряд ли поможет тем, которые привыкли лечить простуду горячим чаем с водкой в пропорции несколько капель чая на… стакан водки!
Аргумент третий: спиртное употребляют даже священники.
– Батюшка, алкоголь – враг здоровью?
– Враг.
– А почему вы его употребляете?
– А как сказано в Писании: «Любите врагов ваших»!
Сами понимаете, анекдот. Ну а если серьезно, то, к большому сожалению, и в наши дни бывает то, о чем писал пророк Исайя более 2700 лет тому назад: «… Шатаются от вина и сбиваются с пути от сикеры; (хмельной, пьяный напиток, кроме вина – И.С.) священник и пророк спотыкаются от крепких напитков; побеждены вином, обезумели от сикеры, в видении ошибаются, в суждении спотыкаются» (Ис 28, 7). У меня нет статистических данных по Беларуси, но, к примеру, в Дании 5% служителей церкви страдают алкогольной зависимостью (такие показатели и в целом по стране – никакой разницы!). В России «алкоголизм в среде духовенства встречается в процентном отношении гораздо чаще, чем среди других групп населения, сообщили корреспонденту «Портала-Credo.Ru» в одном из московских научных центров психиатрии. Духовенство неотделимо от общества, пояснил собеседник Портала, поэтому на разных этапах исторического процесса оно с достаточной точностью отражало его главные особенности. Не является исключением и наше время: эпидемия алкоголизма коснулась и церковнослужителей»(http://jesuschrist.ru).
Библия требует, чтобы священнослужитель был: «… непорочен,.., трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница…» (1 Тим 3, 2). Радует, что в наши дни есть много священников, которые в своей жизни не только сами руководствуются библейскими принципами, но и учат истине других:
– «… вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти…» (Рим 13, 13);
– «… чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством…» (Лк 21, 34);
– «Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток…» (Ис 5, 22);
– «… кто любит вино и тук, не разбогатеет» (тук – жир, сало, масло, все жирное; Притч 21, 17);
– «Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином…» (Ис 5, 11);
– «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. И скажешь: «Били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же» (Притч 23, 31).
– «… чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру…» (Тит 2,3).
Аргумент четвертый: «Я же не упиваюсь, ну по праздникам, чуть-чуть…». Но где эта тонкая грань?
По праздникам, «чуть-чуть»
В Библии про «чуть-чуть» ничего не упоминается. В ней написано: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию» (1 Кор 10, 31). Разве можно пить алкогольные напитки во славу Божию? Вы только вдумайтесь в это! Какая может быть Богу слава от последствий их употребления?
«Не царям, Лемуил (имя царя – И.С.), не царям пить вино, и не князьям – сикеру, чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых» (Притч 31, 4-5). А простым людям что, можно? Если бы было можно, то позволялось бы употреблять вино и «сикеру» в рабочее время, управлять транспортными средствами после их употребления и т.д. Если бы алкоголь был полезен и нужен организму в дополнительных количествах, то на производстве выдавали бы специальные талоны для его бесплатного получения, ну как молоко. Ан, нет!
Биохимики утверждают, что в организме взрослого человека вырабатывается в сутки около 10 граммов этилового спирта. Алкоголь является одним из гормонов психологической защиты человека, от которых зависит его настроение. Кроме того, он активно участвует в биосинтетических и биоэнергетических реакциях, в регуляции интенсивности процессов окисления липидов и пр. Снижение его содержания чревато увеличением риска заболеваний, в том числе нервных, психических и онкологических, язвенной болезни, заболеваний сердечно-сосудистой системы, снижением способности организма адаптироваться к стрессовым ситуациям. Но если человек начинает вводить алкоголь в организм дополнительно извне, то его внутренняя выработка снижается или вовсе прекращается. К примеру, один бокал шампанского снижает выработку внутреннего алкоголя на 20% в течение 30 дней. Любое внешнее введение алкоголя приводит к уменьшению жизненно важных функций. Вот вам и пресловутое «чуть-чуть»!
Иван СТРЕЛЬЧИК
(Продолжение следует).