Житейские истории

Иван СТРЕЛЬЧИК

Иван СТРЕЛЬЧИК

«Уста праведника – источник жизни»
Как-то встретил знакомого, и он мне: «Слышал новость? Рубль слабеет, мат крепчает». И  вдогонку: «Это я прочитал такой юмор». А я подумал: все же метко подмечена наша повседневность. Ругань в ее различных формах неудержимо, к сожалению, распространяется. Так называемую «ненормативную лексику» сегодня можно услышать не только на улице, но и в печати, она звучит с  экранов  телевизоров. Богатый русский  язык  искажается, обрастает матом. Во всем мире  за такие слова штрафуют. В США, например, существует список из 17 слов, которые не допускаются  в эфир – включают специальный сигнал: пи-пи-пи. У нас же, в «Словаре русской брани», более 4 тысяч слов, не говоря уж о словосочетаниях (и пришло кому-то в голову составить такой словарь!).
Интересно то, что «ненормативная лексика» иногда встречается в речи людей, считающих себя христианами! Один мой знакомый христианин на вопрос «как дела?» ответил: «На букву «г». Другой был еще более «остроумен»: «На букву «х». Правда, пояснил при этом: «То есть, хорошо». Из уст людей, считающих себя христианами, приходилось слышать такие слова как «елки-палки», «блин», «бляха» в сочетании со словом «муха» или без оного, перечисление таких букв алфавита, как «ё, п, р, с, т»… Так ли безобидны эти и другие подобные выражения? Могут ли они быть в речи христианина, вообще культурного человека?

 

«Речь – убранство души»
В Слове Божьем – Библии – есть много мест, посвященных чистоте речи. Например,   «…сквернословие и пустословие (…) неприличны вам…» (Еф 5,4); «…отложите (…) злоречие, сквернословие уст ваших…» (Кол З,8) и  другие. «Отложить  сквернословие» – это оставить  употребление определенных слов, удалить их из своей речи, т. к. для христианина не являются  оправданием  и слова: «Это не я ругаюсь, я просто пересказываю, что сказал тот и тот!». В Библии написано: «Не ходи переносчиком в народе твоем…» (Лев19,16).
Есть слова и выражения, которые сами по себе не являются сквернословием, нецензурными выражениями. Тем не менее при употреблении их в определенном смысле в предложении они несут ту же смысловую нагрузку, что и мат. Есть такое понятие, как «эвфемизм» (я говорил о них в одной из предыдущих публикаций) – более мягкое слово или выражение вместо грубого или непристойного, например, «не сочиняйте» вместо «не врите». К примеру, слова «блин», «бляха» могут в некоторых оборотах речи быть эвфемизмами. Это своего рода «шаловливая», легкая ругань. Ученые утверждают, что её сознательное использование в речи со временем приводит к устойчивому сквернословию (к сведению, многие наркоманы тоже начинали с «легких» наркотиков). В конечном же  итоге  сквернословие  может даже  привести к нежелательным изменениям физиологических процессов  в организме такого человека. Но, прежде всего, любая ругань – это грех. Исследования ученых подтверждают  библейскую  истину: грех  разрушает не только душу, но и  тело. «Никакое  гнилое  слово  да не исходит из уст ваших…», – пишет апостол Павел (Еф 4,29).
Мне  думается, что  игривое  употребление  некоторых  слов  для  замещения мата не что иное, как «гнилое слово», и это – заигрывание с дьяволом. Используя некоторые речевые обороты «мира сего», можно блеснуть  остроумием, вызвать  улыбку, привлечь к себе внимание компании, но эти слова являются «гнилью», не угодной Господу. «Тех слов, где есть хоть капля яда, и в шутку говорить не надо», – писал персидско-таджикский поэт Абу Шукур (Х век).
Усилием воли можно контролировать свою речь, но при этом не быть свободным от того злого духа, который стоит за сквернословием, пусть даже и игривым. Писатель А. П. Чехов был по натуре человеком вспыльчивым, но благодаря большим усилиям воли, работе над собой, научился сдержанности. Однако полное освобождение возможно только через искреннее раскаяние, отречение от этого греха и только благодаря Богу, потому что «…язык укротить никто из людей не может: это неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда» (Иак. 3,8).
Апостол Павел учит, что из наших уст должно исходить «…только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф 4,29). Отказ от сквернословия, от «гнилых слов» бывает вершиной чистоты речи, к которой может стремиться человек, далекий от Бога. Для верующего же человека сквернословие, пусть и в легкой форме, даже намеки на него, недопустимы. Оно раз и навсегда после раскаяния должно остаться в греховном прошлом. Господни требования к речи, Господни нормы и стандарты гораздо выше. Их можно, пожалуй, выразить одним библейским стихом: «Говорит ли кто, говори как слова Божии…» (1 Петр 4,11).

 

От избытка сердца
Каковы же требования Бога к речи человека? Они очень разнообразны и многогранны.
Только несколько примеров. «Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою; но да будет у вас: «да», «да» и «нет», «нет», дабы вам не подпасть осуждению» (Иак 5,12). «Не говори другу твоему: «пойди и приди опять, и завтра я дам», когда ты имеешь при себе» (Притч 3,28). «Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых – развращенное» (Притч 10,32). Библия также требует не лгать (Кол З,9), не хвалиться (Иак  3,14), не произносить ложного свидетельства (Исх  20,16), избегать многословия (Притч 10,19), не произносить имени Бога напрасно (Исх 20,7) и т. д.
Даже на этих примерах видно, как широки и всесторонни требования Божьи к речи человека. У нас, христиан, есть много направлений, по которым следует ее совершенствовать. Для этого вовсе не надо получать какое-либо специальное филологическое  образование. Нужно  только  изучать и  исполнять слово Божье. Прежде всего, следует иметь чистое сердце, потому что «…от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12,34). Чем оно наполнено, то из него и выходит. Если такое Божье творение как корова попало на полынь, то  молоко  будет горьким. Если в сердце человека есть «гниль» греха, то рано или поздно она проявится, как бы ее ни удерживали. «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое  благочестие» (Иак 1,17).
Для христианина мало говорить вежливо, «культурно». В Библии написано: «…Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим 10,10). Для каждого христианина  должно  быть  радостью  исповедовать Иисуса Христа как Господа и Спасителя, рассказывать о Нем другим людям, прославлять Его своими устами, славословить, говорить только то, что угодно Ему. Порой в нашей жизни встречается то, о чем предупреждал апостол Иаков: «Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет  ли из  одного  отверстия  источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза  смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду» (Иак 3,10).
Иногда при цитировании этого места Библии  мои  собеседники возражают: «Но я никого не проклинаю!». И слава Богу, если так! Вместе с тем хочу подчеркнуть, что часто роль проклятия может исполнить наше  негативное  высказывание: «Ты никогда не избавишься от этой проблемы», «Ты никогда не будешь жить своим умом», «Я ни на что не способен», «Мне уже никто и ничто не поможет» и т. д. Такой пессимизм приведет к духу уныния, неверия. Мы должны быть оптимистами, опираясь на слова веры, благословлять людей, вселять надежду, нести радость. Как и написано: «Слово ваше да будет всегда с благодатию…» (Кол 4,6).

 

Ответ – в день суда
Раннехристианский писатель, теолог Тертуллиан (ок. 160 – после 220 гг.) писал: «Кто хочет вступить в рай, тот должен воздерживаться от того, что войти в рай не может». А в Библии написано: «…Злоречивые (…) Царства Божия не наследуют» (1 Кор 6,10). О том, что ожидает человека в будущем, сказал сам Иисус Христос: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди (только вдумайтесь, уважаемый читатель: за всякое праздное слово, даже не за «гнилое», не за скверно-словие! – И.С.), дадут они ответ в день суда…» (Мф 12,36).

 

f-str-27

 

 

 

 

Иван  СТРЕЛЬЧИК
(Продолжение следует).


Артыкулы, блiзкiя па сэнсу:

Добавить комментарий