За друга поручишься – от недруга намучишься
С переходом экономики на рыночные отношения в жизнь вошли такие понятия, как «залог», «поручительство», «ломбард», «ипотека» и другие.
Надо сказать, что эти понятия не новы. К примеру, ипотека– одна из форм залога, при которой закладываемое недвижимое имущество остаётся во владении и пользовании должника, а кредитор, в случае невыполнения последним своих обязательств, приобретает право собственности и реализации данного имущества. Впервые понятие ипотеки появилось в Греции в VI в. до Рождества Христова. Так что, как и написано в Библии: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Екк 1,9).
В данной статье хочется коснуться такого подзабытого понятия, как поручительство, прислушаться к авторитетным советам Библии.
Из истории вопроса
По С.И. Ожегову, «поручительство – ответственность, принимаемая кем-нибудь на себя в обеспечение обязательств другого лица».
«Поручительство среди способов обеспечения обязательств является одним из древнейших. Первоначальная его форма – заложничество – конкурирует с залогом, как имущественным обеспечением. Передача в залог определенного лица была в древности более надежным обеспечением, чем передача малоценного движимого имущества (отдачи в залог недвижимостей в то время не существовало). В частности, на поручительстве держалась вся полицейская и судебная организация древности» («Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А.,1890 – 1916 гг.).
Ещё совсем недавно поручительство имело и у нас очень широкое распространение. Без поручителей нельзя было купить в кредит мало-мальски ценную вещь: холодильник, телевизор… Сохраняется оно и сейчас, хотя и в меньшей мере.
В жизни встречаемся, на мой взгляд, с поручительством двух видов – моральным и материальным.
Моральное поручительство
Упоминания о моральном поручительстве можно найти в Библии. Например, Иов, будучи сильно болен, имея в виду свою праведность, обращается к Богу и просит: «Заступись, поручись Сам за меня пред Собою! иначе кто поручится за меня?» (Иов 17, 3). В Новом Завете читаем: «… лучшего завета поручителем соделался Иисус» (Евр 7, 22).
Моральное поручительство известно многим и в таком виде, как «взятие на поруки». В трудовых коллективах раньше этот способ воспитания особенно часто применялся к нарушителям трудовой дисциплины, любителям спиртного и т. п. Может быть, даже и некоторые из читающих эти строки не раз «голосовали», поднимая руку, чтобы не увольняли, к примеру, коллегу за пьянство. Иногда люди вообще не задумываются над тем, что говорят и делают. Они не только дают руку, но идут еще дальше, заявляя: «За это головой ручаюсь!».
В нашей повседневной жизни мы нередко ручаемся, хотя и не говорим об этом напрямую, а может – даже и не подозреваем. К примеру, когда просим директора принять на работу кого-либо из своих знакомых, рекомендуем владельцу свободной жилой площади взять кого-то в качестве квартиранта и т. п. Мы можем знать какого-то человека с одной стороны как порядочного, добросовестного, исполнительного, но с другой – его поведение может у кого-то вызывать недовольство и раздражение. Нас потом могут даже упрекнуть, что порекомендовали его, а мы то и не знали, что этот человек, например, склонен опаздывать на работу, громко хлопает дверью, вытирает ноги о порог и т.п.
Работая в сфере торговли, человек зачастую неосознанно выступает своего рода поручителем не известного ему производителя. При этом не имеет ни объективного представления о качестве продаваемых услуг или товаров, ни о соблюдении многочисленных норм и требований при их производстве. В этой ситуации есть риск для продавца оказаться обманщиком. Не раз приходилось быть свидетелем того, как продавец, рекламируя товар, предлагает: «Возьмите эту колбаску; я сама ела – так понравилась!». Через некоторое время покупатель возвращается и с возмущением заявляет: «Вы хвалили, а эту колбасу даже кот не стал есть…».
А нет ли ручательства, когда мы, обращаясь к молодому человеку, советуем обратить внимание на ту или иную девушку? Не является ли наш авторитет для него своего рода поручительством, что именно эта девушка будет для него хорошей женой? Спустя некоторое время нас могут упрекнуть: «Лучше бы вы не сватали!»
Материальное поручительство
Еще в древности у израильского народа существовал обычай при даче взаймы брать залог. В Библии подробно описано, как это следовало делать. «Если ты ближнему твоему дашь что-нибудь взаймы, то не ходи к нему в дом, чтобы взять у него залог, постой на улице, а тот, которому ты дал взаймы, вынесет тебе залог свой на улицу; если же он будет человек бедный, то ты не ложись спать, имея залог его: возврати ему залог при захождении солнца, чтоб он лег спать в одежде своей и благословил тебя, — и тебе поставится [сие] в праведность пред Господом Богом твоим» (Втор 24,10-13). В наши дни, наряду с залогом, получило распространение и поручительство другого лица (лиц). При материальном поручительстве поручитель несет не только моральную, но уже и материальную ответственность.
Мудрый царь Соломон говорит: «Зло причиняет себе, кто ручается за постороннего; а кто ненавидит ручательство, тот безопасен» (Притч 11, 15). Почему? Потому что если, к примеру, кредит не будет возвращен взявшим его лицом, то кредитор вправе обратить взыскание для погашения задолженности на имущество должника, а затем – поручителя. К поруке, поручительству следует подходить ответственно, рассудительно, принимая во внимание, что впоследствии это может обернуться большими проблемами для поручителя.
Я знаю случай, когда поручителю пришлось погашать кредит, взятый в банке его другом для покупки автомобиля. Так случилось, что друг вскоре после приобретения автомобиля неожиданно умер. Автомашина перешла в собственность жены, а она возвращать кредит, взятый мужем, отказалась. «O tempora! O mores!» (лат., русск. «О времена! О нравы!» – Цицерон). Погасить кредит суд обязал поручителя.
Соломон советует: «Не будь из тех, которые дают руки и поручаются за долги: если тебе нечем заплатить, то для чего доводить себя, чтобы взяли постель твою из-под тебя?»(Притч 22, 26). Поручительство, залог, ипотечный кредит – «одного поля ягоды». Многими они воспринимаются как что-то обыденное, малозначимое. Однако, надеюсь, вы согласитесь со мной, что это далеко не так.
Заручился, как головою приложился
Некоторые библейские понятия, повеления носят обязательный характер. Неисполнение их является грехом, к примеру: «Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Втор 5,19). Другие же – являются лишь рекомендательными, например: «Не учащай входить в дом друга твоего, чтобы он не наскучил тобою и не возненавидел тебя» (Притч 25, 17). Можно ходить в дом друга, но Соломон советует «не учащать». «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей» (Пс 117,9). Можно надеяться на высокопоставленных знакомых, но лучше – уповать на Господа. Можно выступать в качестве поручителя, но лучше – не поручаться. «Человек малоумный (…) ручается за ближнего своего» (Притч 17,18). Будь «многоумным»!
Пусть Господь сделает нас мудрыми в вопросе поручительства. Нельзя соглашаться на просьбу стать поручителем исключительно из вежливости или уважения к кредитополучателю из-за того, что как-то неловко отказать. Ведь одно дело, когда в силу обстоятельств и существующих законов приходится выступить в роли поручителя, желая кому-либо помочь приобрести, к примеру, квартиру. А иное – поручиться при реализации коммерческих проектов, по сути, за тех, кто стремится к обогащению. Желающие обогащаться нередко «… впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» (1 Тим 6, 9). «Верный человек богат благословениями, а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным» (Притч 28, 20).
Возможно, если бы мы не поручились в каком-то конкретном случае, чьи-то планы из-за нас расстроились бы, но зато тот человек не попал бы в «бедствие и пагубу». Однако, он, не зная, что мы своим отказом спасли его от этого, может на нас обидеться. В жизни не всё так просто…
Мудрый Соломон учит (Притч 6,1): «Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого, – ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих. Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего; не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим; спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова».
Итак, да не исполнится в жизни никого из читателей русская пословица, вынесенная в первый подзаголовок статьи!
Иван СТРЕЛЬЧИК
(Продолжение следует).